Лена Сливкина (Гордеева)
Дополнительная образовательная программа для школьников «Театр кукол «Маленькая страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Кукольный театр, с которым дети, прежде всего, знакомятся в своей жизни, во многом определяет их отношение к культуре и театру вообще. Кукольный спектакль в исполнении детей просто обязан быть интересным, ярким запоминающимся. Первое, чему он должен научиться, придя в кукольный коллектив – это умение действовать куклой, а кукла оживает лишь в гибких, послушных руках. Не слушаются руки – не оживает кукла, не оживает кукла – не получается спектакль.
Публикация «Дополнительная образовательная программа для школьников „Театр кукол „Маленькая страна“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Инсценирование куклами помогает развивать и совершенствовать умения и навыки выразительного и подражательного чтения, позволяет ярче представить героев, главную мысль произведения.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий. При организации занятий используются различные формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Программа является вариативной, допускает некоторые изменения в содержание занятий, форме их проведения.
Для реализации программы необходимо:
1. Постоянно обновлять комплекты имеющихся кукол.
2. Пополнять библиотеку методической литературы.
3. Проводить занятия совместно с аккомпаниатором.
4. Работать в содружестве с другими педагогами детского дома, а также методистами районного Дома детского творчества.
Суть программы состоит в том, чтобы дети могли реализовать свои творческие способности, вызвать интерес у зрителя.
Данная программа рассчитана на всех воспитанников детского дома школьного возраста.
Целью программы театра кукол является коррекция агрессивного поведения воспитанников, формирование эстетического мировоззрения, приобщение детей к искусству, культуре, сохранение народных традиций.
Задачи:
1. Использовать специфические возможности театрального искусства для коррекции агрессивного поведения воспитанников.
2. Раскрыть творческие способности ребёнка через включение его в разнообразную индивидуальную деятельность.
3. Использовать игровую технологию, включающую в себя многообразие форм проведения занятий.
4. Обогащать общие эстетические представления и знания воспитанников, необходимые для формирования их идейно-эстетических взглядов и вкусов.
5. Формировать навыки общения и коллективного творчества.
6. Зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории, культуре, воспитывать патриотов.
В результате прохождения программы воспитанники должны знать:
1. Что такое театр.
2. Чем отличается театр от других видов искусств.
3. С чего зародился театр.
4. Какие виды театров существуют.
5. Историю возникновения русского фольклорного театра.
6. Виды и жанры театрального искусства.
7. Творчество наиболее выдающихся русских сказочников.
8. Основы театральной культуры.
9. Типы кукол, основные требования работы с куклой.
10. Становление и развитие кукольного театра.
11. Историю русской народной сказки как одного из литературных произведений, предназначенных для постановки.
12. Жанры русского фольклора.
Должны уметь:
1. Общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
2. Импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок.
3. Выполнять комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения.
4. Владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, сочинять небольшие сказки, рассказы.
5. Владеть терминологией театрального искусства.
6. Уметь работать с куклой.
7. Выполнять упражнения для развития гибкости рук.
8. Делать простейшие куклы.
9. Изготавливать простейшие предметы для оформления спектакля.
Основные направления реализации программы:
1. Выбор репертуара:
выбор литературного произведения для постановки, знакомство с текстом, обсуждение образов и характеров персонажей.
2. Работа с текстом:
распределение ролей, читка текста по ролям, разучивание текста, репетиция без кукол.
3. Работа с куклами:
выбор материала для изготовления кукол (папье-маше, ткань, картон, изготовление кукол к спектаклю.
4. Работа над декорациями:
изготовление реквизита к спектаклю, подбор необходимых атрибутов, оформление заднего плана.
5. Репетиция:
подбор музыкального сопровождения, репетиция с куклами, работа над интонацией и произношение, создание характерного образа.
6. Генеральная репетиция:
установка декораций, репетиция с куклами и музыкальным сопровождением.
7. Показ спектакля:
Итоговые выступления в детском доме и других детских организациях.
Учебно-тематический план
(72 часа, 1 час в неделю)
Тема занятий
История русского фольклорного театра. Театр как массовые зрелище.
Отличительные черты театрального искусства разных эпох. Русский театр его истоки, традиции, жанры.
Виды и жанры театрального искусства. Своеобразие театрального искусства.
Кукольный театр. Оперный театр. Музыкальный театр. Драматический театр. Театр миниатюр.
Актёрское и режиссерское искусство.
История русской народной сказки.
Особенности ее сюжетов, художественных образов, творчество наиболее выдающихся русских сказочников.
Русское устное народное творчество – кладезь мудрости.
Жанры русского фольклора.
Сказка как род литературы, предназначенный для постановки на сцене.
Скороговорки и загадки. История рождения загадок.
Поговорки и пословицы – неиссякаемый источник народной мудрости.
Становление и развитие кукольного театра. Кукольный театр С. В. Образцова, Демина-Левиймана Е. С. – старейшего руководителя театра кукол.
Основы театральной культуры. Театральный словарь. Устройства зрительного зала. Культура поведения в театре.
Культура и техника речи.
Дыхание. Артикуляция. Дикции. Интонация. Логическое ударение. Диапазон. Сила голоса.
Ритмопластика. Ловкость, подвижность, гибкость, выносливость, ритмичность, быстрота реакции, координация движений.
Руки-актёры. Упражнения для пальцев рук.
Пластичность и выразительность рук. Гимнастика для рук.
Театральная игра. Внимание. Наблюдательность. Воображение и фантазия.
Ориентирование в окружающей обстановке. Смелость и находчивость.
Кукла. Тип кукол.
Изготовление кукол.
Кукловод. Работа с куклой.
Основание требования к работе куклой.
Появление на ширме. Уровень. Походка. Бег. Наклоны. Приседание.
Работа над спектаклем.
Выбор пьесы.
Анализ: идея, время, действия, конфликт, образы в пьесе и характерные черты распределение ролей.
Оформление спектакля.
Ширма. Декорация.
Изготовление реквизита.
Репетиция. Обсуждение участниками объединения исполнителей удавшихся и неудавшихся ролей.
Подражательное-выразительное чтение. Четкость произношения.
Работа с куклами.
Показ спектакля зрителю.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1. Агапова И. А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М. : ВАКО, 2006. – 272 с.
2. Андрачников С. Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
3. Алшин Л. "О вежливости, о такте, о деликатности" М., 1983
4. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М. : Просвеще- ние, 2004.
5. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб. : Речь, 2006. – 125 с.
6. Богданова О. С. Петрова В. И. "Воспитание культуры поведения учащихся" М. ,1978
7. Богданова О. С. "Этические беседы с подростками"М., Просвещение,1987
8. Бондарева В. Записки помрежа. - М. : Искусство, 1985
9. Брянцев А. А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
10. Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения. М. : Просвещение,1986. –176 с.
11. В мире этикета М., "Мой мир", 2004
12. Горчаков Н. М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
13. Гурков А. Н. Школьный театр. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
14. Дубровина И. В. "Мы живм среди людей"(кодекс поведения,М. ,1989.
15. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М. : Просвещение, 1978.
16. Журнал "Читаем, думаем, спорим" 10 выпуск 2003, 5 выпуск 2004
17. Каришнев-Лубоцкий М. А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
18. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М. : Советская Россия, 2006.
19. Корогодский З. Я. Начало, СПб, 2005.
20. Косарецкий С. Г. П. П. М. С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
21. Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
22. Ласковая Е. В. Сценическая речь. Методическое пособие М. ,ВЦХТ («Явхожу в мир искусттва», 2005. 13
23. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М. : Искусство, 1994.
24. Левкович В. П. "Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения",М. ,1976 25. Львова С. И. "Язык в речевом общении",М. ,1992
26. Новицкая Л. П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
27. Панкеев И. Энциклопедия этикета. "Олма-пресс",2001.
28. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. - М. : Просвещение, 2006. 29. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М. : Искусство, 1988.
30. Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.
31. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога. - М. : Социум, 2000.
32. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Мето- дическая разработка. - С. : СГАКИ, 2009.
33. Современный этикет М. ,ЭКСМО, 2005
34. Товстоногов Т. А. Зеркало сцены. - Т. 1-2.-Л., 1980.
35. Ткачева Е. М. Пьесы. - М. : ВЦХТ (“Репертуар для детских и юношеских театров”, 2008.– 176 с. 36. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М. : Педагогический поиск, 2005. 37. Чистякова М. И. Психогимнастика. -М: Просвещение, 2004. Эфрос А. В. Профессия: режиссер. - М., 2000.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Алешин Л. "О вежливости, о такте, о деликатности" М., 1983
2. Богданова О. С. Петрова В. И. "Воспитание культуры поведения учащихся" М. ,1978
3. Богданова О. С. "Этические беседы с подростками"М., Просвещение,1987
4. Вархолов Ф. М. Грим. - М. : 2005.
5. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М. : ГИТИС, 2004.
6. Генералова И. А. Мастерская чувств. – М., 2006.
7. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. - М. : Про- свещение, 2003.
8. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М. : Искусство, 2005.
9. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М. : 2002.
10. Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников. - М. : Просвещение, 1994.
11. Шильгави В. П. Начнем с игры. - М. : Просвещение, 1994.
12. Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004.
13. Эфрос А. В. Репетиция-Любовь моя. - М. : 2001.
Результат реализации программы возможно отслеживать следующими методиками.
Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений детей в играх-драматизациях. Вопросы для собеседования с ребенком.
1. Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего? 2. Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?
3. Знаешь ли ты, кто такой режиссер, актер, художник-оформитель? Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?
4. Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?
5. Любишь ли ты играть в «театр»?
6. В какой «театр» ты любишь играть? (ребенку предлагаются картинки с разными видами театра). Почему?
7. Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
8. Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?
9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?
11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссером, актером, художником - оформителем?
12. Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
13. С какими персонажами ты бы хотел поучаствовать в спектакле?
Анализируйте ответы с точки зрения представлений о театре, театральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной деятельности. Обратите внимание на интерес ребенка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснования данного выбора
Викторина на знания театральных терминов.
- Как называются места в театре, где сидят зрители? (зрительный зал).
- Как называется театр, где артисты исполняют свои роли с помощью танца? (Балет).
- Как называется самый известный театр оперы и балета в нашем городе? (Большой театр)
- Как называется место, где выступают актеры? (сцена)
- Как называется театр, где актеры не разговаривают, а поют? (Опера)
- Как называется объявление о спектакле? (театральная афиша).
- Объявление о спектакле. (Афиша).
- Человек, исполняющий роль на сцене. (Артист).
- Перерыв между действиями спектакля. (Антракт).
- Рукоплескание артистам. (Аплодисменты).
- Как называются шторы, открывающиеся перед представлением (занавес)
- Как называется действие, которое происходит на сцене? (спектакль)
- Кто подбирает и шьет театральные костюмы? (костюмер);
- Кто гримирует артистов?
- Кто делает декорации к спектаклям?
- Кто занимается постановкой спектакля?
- Режиссер — это. (постановщик спектакля)
- Как называется театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей? (марионетка)
- Как называется вид театрального искусства, в котором выразительными средствами являются музыка и танец?. (балет)
Педагогическая диагностика театрализованной деятельности (Т. С. Комарова)
Основы театральной культуры:
Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии;
средний уровень (2 балла): интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности;
низкий уровень (I балл): не проявляет интереса к театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать различные виды театра.
Речевая культура:
Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения; умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи;
средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения; дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения);
низкий уровень (1 балл): понимает содержание произведения; различает главных и второстепенных героев; затрудняется выделить единицы сюжета; пересказывает произведение с помощью педагога.
Эмоционально-образное развитие:
Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя;
средний уровень (2 балла): владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности;
низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.
Навыки кукловождения:
Высокий уровень (3 балла): импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем;
средний уровень (2 балла): использует навыки кукловождения в работе над спектаклем;
низкий уровень (1 балл): владеет элементарными навыками кукловождения.
Музыкальное развитие:
Высокий уровень (3 балла): импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы; свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета; самостоятельно использует музыкальное сопровождение, свободно исполняет песню, танец в спектакле;
средний уровень (2 балла): передает в свободных пластических движениях характер музыки; самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом; с помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец;
низкий уровень (1 балл): затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки; затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом; затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю.
Основы изобразительно-оформительской деятельности:
Высокий уровень (3 балла): самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будет изготавливать; проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе);
средний уровень (2 балла): создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля; создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов;
низкий уровень (1 балл): создает рисунки на основные действия спектакля; затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов. Основы коллективной творческой деятельности:
Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем;
средний уровень (2 балла): проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности;
низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.