Татьяна Иванова
Дополнительная образовательная программа «Царство малыша»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время родители и педагоги все чаще задумываются над
вопросом о том, как организовать жизнь ребенка так, чтобы уже в раннем
детстве задействовать все ресурсы развития личности, оптимизировать
физическое и психическое развитие, сформировать эмоциональное
благополучие.
Познание окружающего мира для малыша начинается с восприятия
различных предметов и явлений. Ребенок узнает о них при помощи зрения,
слуха, осязания и обоняния. Сенсоры организуют восприятие и составляют
основу познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание
сенсорных функций в раннем детстве имеет очень большое значение для
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Царство малыша“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
всего последующего развития.
Актуальность программы.
Полноценное развитие человека зависит от гармоничного восприятия
окружающей среды, окружающего мира. Поэтому своевременное воспитание
и развитие сенсорных анализаторов для всех детей, а для детей имеющих
какие – либо отклонения в развитии особенно актуально.
Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными
навыками и формируют целостную деятельность ребенка, лежащую в основе
стимулирования развития речи и интеллекта. Анализ медицинских и
психологических источников, исследующих развитие младенцев и детей
раннего возраста, а также результаты, полученные в ходе практической
работы, диагностики и наблюдения за детьми старшего дошкольного,
младшего дошкольного и раннего возраста, позволил понять следующее:
Помочь можно не только дошкольникам, но и совсем маленьким детям
раннего возраста, развить сенсорные способности с помощью сенсорного
оборудования, и чем раньше обратить внимание на развитие сенсорных
анализаторов младенцев и детей раннего возраста, тем меньше проблем
развития будет у них, тем легче будет с ними справиться. Важно, чтобы все дети без ограничений, могли посещать занятия, т. к.
познание окружающего мира для малыша начинается с восприятия
различных предметов и явлений. Сенсорное развитие учит ребенка
ощупывать, осматривать, выслушивать или пробовать окружающие его
предметы, а также формирует его представление о различных явлениях и их
свойствах. Для полноценного развития восприятия необходимо тренировать
все органы чувств уже с самого рождения малыша и обязательно
совершенствовать полученные знания в течение всей жизни. Для тренировки
всех органов чувств создана Сенсорная комната. Более того, в настоящее
время, что очень радует, особое внимание уделяется развитию детей с
ограниченными возможностями, поэтому эта образовательная программа
приобретает особую значимость.
Вышесказанное определило необходимость создания программы и ее
тему: «Царство малыша». Программа вариативна и рассчитана на детей
старшего дошкольного, младшего дошкольного и раннего возраста, а также
может использоваться с изменениями для детей в возрасте от 3-х месяцев до
2-х лет, т. к. наиболее важным фактором для психического развития ребенка
первого года жизни является накопление им сенсорно-моторного опыта.
Данная программа основывается на комплексном подходе при
осуществлении работы педагога-психолога по развитию сенсорных
способностей, а ее реализация способствует формированию полноценной
картины мира у малыша.
Целью программы является содействие формированию и развитию
восприятия, сенсорных способностей малыша, как фундамента дальнейшего
интеллектуального развития и речи, обучение родителей навыкам и приемам
сенсорного развития детей.
Задачи программы :
активировать процесс зрительного, слухового и тактильного восприятия;
стимулировать развитие речи;
развить чувственное восприятие у ребенка окружающего мира; научить навыкам снятия напряжения;
обучать родителей созданию благоприятных условий для развития малыша.
Выполнение поставленных задач зависит от учета возраста, уровня
развития и физического состояния детей.
Данная программа может быть использована в раннем возрасте до 2-
лет, только в индивидуальной форме - мама с малышом, с детьми с 5-ти лет
от 1-го до 3-х человек. Программа рассчитана на 10-15 сеансов.
Продолжительность одного занятия 30 минут, два – три (не менее, можно
ежедневно, при ежедневных занятиях эффективность возрастает) раза в
неделю. Занятия для детей до 2-х лет желательно проводить 3-5 раз в неделю.
Программа состоит из разделов : пояснительная записка, тематический план и
содержания занятия на каждую возрастную группу. Курсы занятий можно
проходить неоднократно с учетом развития и возраста ребенка и по желанию
родителей.
Программа «Царство малыша» состоит из пояснительной записки,
тематического плана на каждый возраст, содержание занятий, включающие
в себя следующие разделы:
1. от 3-х месяцев до 2-х лет;
2. от 2-х лет до 3-х лет;
3. от 3-х до 5-ти лет;
4. от 5-ти до 7-ми лет.
Структура каждого занятия включает в себя установление контакта,
знакомство с окружающей обстановкой, непосредственно само занятие
соответственно возрасту ребенка.
Занятия проходят в оборудованной сенсорной комнате с сухим
бассейном, зеркальный уголок с пузырьковой колонной, фиброоптическими
волокнами, мягким напольным покрытием, т. д., игрушки, столик для работы
с манкой, песком, глиной, тестом, ёмкости для занятия с водой, все
оборудование и материалы используются в соответствии с возрастом ребенка. Детские кресла, подголовники, детские развивающие коврики,
пуфики - кресла с гранулами, зеркальный шар, музыкальный центр, записи
релаксационной музыки.
Ожидаемый результат после проведения полного курса занятий:
сформированность умений, реализация сенсорных способностей и навыков
восприятия у детей в соответствии с возрастом.
Предложенная программа апробируется в данное время, возможна
корректировка в течение реализации с использованием индивидуального
подхода к каждому ребенку. Анализ полученных результатов за период
реализации программы показал положительную динамику сенсорного,
речевого развития детей и стабилизацию эмоционально-волевой и
поведенческой сфер.