Валентина Голубева
Дополнительная образовательная программа «Путь к профессии»
▼ Скачать +Заказ
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
по профессиональной ориентации несовершеннолетних
«Путь к профессии»
Пояснительная записка
Каждый ребёнок мечтает о том, кем он станет в будущем. В дошкольном возрасте малыш получает представление о мире профессий в процессе познания мира. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми. В младшем школьном возрасте, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно расширять его представления об огромном разнообразии сфер деятельности, где он сможет найти применение своим знаниям, умениям и личным предпочтениям. Некоторые особенности профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть сферы, которые можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создается определенная наглядная основа, являющаяся базой для дальнейшего развития профессионального самосознания. Поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем маленький человек мог анализировать профессиональное разнообразие более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Получив определенные представления о профессиях, школьнику необходимо их как-то использовать. Предлагаемая программа профориентации помогает сделать оптимальный выбор через ситуации профессионального самоопределения. Профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору подростком своего профессионального пути.
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Путь к профессии“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
Формирование полноценных граждан своей страны во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Таким образом, профориентационная работа с детьми школьного возраста — это вклад в решение острых социальных проблем
Цель программы : создание условий для формирования у воспитанников конкретно-наглядных представлений о существующих профессиях.
Актуальность данной деятельности очевидна. Правильно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Таким образом, профориентационная работа с детьми школьного возраста — это вклад в решение острых социальных проблем.
Задачи программы :
- формирование и закрепление первых умений и навыков общего труда.
-формирование культуры труда,
-расширении знаний о производственной деятельности людей, о технике,
-развивать самостоятельность;
-обогащать словарный запас;
- воспитание уважения к людям труда,
-воспитание любви к труду,
- способствование осознанию подростками собственных жизненных целей, ценностей и ценностей труда.
Адресаты программы : несовершеннолетние подростки в возрасте 7-13 лет.
Режим занятий: программа рассчитана на 3 месяца. Занятия проводятся 1 раз в неделю. За академический час принимается занятие продолжительностью 45 минут.
Состав исполнителей: воспитатели, социальные педагоги, психологи, имеющие высшее, среднее, профессиональное образование.
Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля: специально оборудованная комната для проведения занятия.
Форма занятий: тематическая совместная деятельность.
Ожидаемые результаты: в результате обучения по данной программе дети должны :
- повысить уровень знаний о мире профессий
-сформировать первые профессиональные предпочтения
- получить ориентиры на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Содержание программы
1. Теоретическое занятие «Введение в образовательную программу».
Знакомство детей с разнообразием мира профессий. Создание условий для формирования конкретно – наглядных представлений о существующих профессиях.
2. Теоретическое занятие «Все профессии важны».
Ознакомление с возможными вариантами выбора образовательного маршрута. Формирование понимания значимости труда в жизни человека.
3. Теоретическое занятие «Есть такая профессия – Родину защищать».
Способствование созданию собственных жизненных целей. Воспитание патриотизма и гордости за свое Отечество.
4. Теоретическое занятие «Программист – великий волшебник».
Расширение представлений детей о разнообразии мира профессий. Знакомство с новыми профессиями.
5. Теоретическое занятие «Профессия - врач».
Знакомство детей с содержанием профессиональной деятельности, требованиями и личными качествами, предъявляемыми профессии.
6. Практическое занятие «В стране ремесел».
Формирование и закрепление первых умений и навыков общего труда.
7. Теоретическое занятие «Детективное агентство».
Использование игровые формы для расширения и углубления представлений детей о различных профессиях.
8. Теоретическое занятие «Клуб юных живописцев».
Формирование умения соотносить требования, предъявляемые к профессии, с личными качествами и способностями.
9. Теоретическое занятие «Профессии работников социально – реабилитационного центра».
Развитие основ социального взаимодействия между воспитанниками и персоналом центра, коммуникативных умений, включающих в себя речевые и невербальные средства, воспитание культуры дружеских отношений.
10. Теоретическое занятие «Укротители огня».
Использование фотографий и рисунков пожарных для формирования уважение к работникам героических профессий.
11. Теоретическое занятие «Я и мир профессий».
Формирование собственных жизненных целей. Ознакомление с возможными вариантами выбора образовательного маршрута.
12. Теоретическое занятие «Кем быть?».
Формирование в детях общечеловеческих ценностей посредством воспитания любви к труду, уважения к людям любых профессий.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Психолого – педагогическое сопровождение детей – сирот. Методические рекомендации. Ярославль 2005 год.
2. Ж. Н. Безус, Ю. П. Жукова, И. В. Кузнецова «Путь к профессии». Ярославль 2003 год.
Дополнительная литература
1. Климов Е. А. «Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д. :
2. Пряжников Н. С. «Профессиональное и личностное самоопределение. – М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.
3. Программа по профориентации воспитанников в условиях детского дома «Я – и моя профессия» (для занятий с детьми от 14 до 16 лет в течение 1 года) В помощь воспитателям разработанная социальным педагогом КОУ «Завьяловский детский дом А. А. Пашута
4. Игры – обучение, тренинг, досуг… (под ред. В. В. Петрусинского). – М. : Новая школа/1994.- 368 с.
Календарный план
дополнительной общеразвивающей образовательной программы
по профессиональной ориентации
«Путь к профессии»
№
п/п Название разделов Количество часов
Всего Теоретические занятия Практические занятия
1 «Введение в образовательную программу» 1 1 -
2 «Все профессии важны» 1 1 -
3 «Есть такая профессия – Родину защищать» 1 1 -
4 «Программист – великий волшебник» 1 1 -
5 «Профессия - врач» 1 1 -
6 «В стране ремесел» 1 - 1
7 «Детективное агентство» 1 1 -
8 «Клуб юных живописцев» 1 1 -
9 «Профессии работников социально – реабилитационного центра» 1 1 -
10 «Укротители огня» 1 1 -
11 «Я и мир профессий» 1 1 -
12 «Кем быть?» 1 1 -
Всего 12 11 1