Лариса Столяренко
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Загадочный мир оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
МИНИСТЕРСТВО
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края
«Краснодарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора ГКУСО КК Директор ГКУ СО КК
«Краснодарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» «Краснодарский социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних»
___Н. А. Скрыпченко ___Н. А. Кульчицкая
«26» августа 2015 года «26» августа 2015 года
Протокол педагогического
Публикация «Дополнительная общеразвивающая образовательная программа „Загадочный мир оригами“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Изостудия, кружок ИЗО
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
совета от 25.08.2015г. №1
Дополнительная общеразвивающая
образовательная программа
"Загадочный мир оригами
Разработчик: воспитатель отделения диагностики
и социальной реабилитации
Столяренко Л. Г.
Краснодар
2015
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора ГКУ СО КК Директор ГКУ СО КК
«Краснодарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» «Краснодарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
___Н. А. Скрыпченко ___Н. А. Кульчицкая
«25» августа 2015 года «25» августа 2015 года
Учебный план дополнительной общеразвивающей образовательной программы для детей «Загадочный мир оригами»
№.п/п Название разделов Количество часов
Всего Теоретические занятия Практические занятия
1. «Что такое оригами?» 3 1 2
2. «Весёлая геометрия» 3 1 2
3. «Квадрат – основная фигура оригами, при изготовлении птиц» 3 1 2
4. «Базовые фигуры оригами, модульные оригами» 3 1 2
Всего: 12 4 8
МИНИСТЕРСТВО
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края
«Краснодарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора ГКУСО КК Директор ГКУ СО КК
«Краснодарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» «Краснодарский социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних»
___Н. А. Скрыпченко ___Н. А. Кульчицкая
«11» апреля 2015 года «11» апреля 2015 года
Календарный план
дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Загадочный мир оригами»
№ Наименование темы Кол-во часов Теоретическая часть Практическая часть
1. «Что такое оригами?» 3 1 2
1.1 «Гном» 1 0,15 0, 30
1.2 «Снежный кристалл» 1 0,15 0,30
1.3 «Доброе сердечко» 1 0,15 0,30
2. «Весёлая геометрия» 3 1 2
2.1 «Военная техника» 1 0,15 0,30
2.2 «Для любимых мам» 1 0,15 0,30
2.3 «Японские журавлики» 1 0,15 0,30
3. «Квадрат – основная базовая фигура при изготовлении птиц» 3 1 2
3.1 «Птицы» 1 0,15 0,30
3.2 «Павлин» 1 0,15 0,30
3.3 «Космос» 1 0,15 0,30
4. «Базовые фигуры модульных оригами» 3 1 2
4.1 «Волшебная звезда» 1 0,15 0,30
4.2 «Кусудама» 1 0,15 0,30
4.3 «Лебедь» 1 0,15 0,30
Всего 12 4 8
Пояснительная записка.
Внеклассная работа является составнои частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества разных стран, уважение к разным культурам. Занятие в кружке "Загадочныи мир оригами» позволяет детям приобрести необходимые навыки и умения в создании своими руками предметов, поделок из обыкновеннои бумаги, которая бывает всегда под рукои. В наше время хочется научить детей терпеливо идти к своей цели, чтобы потом ребенок мог радоваться своим маленьким победам.
Разработка тонких и точных движении необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, управлять.
Программа «Загадочныи мир оригами», как средство дополнительного развития, поможет ввести детеи в мир древнеишего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.
Данная программа направлена на развитие творческих способностеи, умение видеть прекрасное и творить прекрасное своими руками, предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детеи, примеров из окружающеи деиствительности. Работа на основе наблюдения и изучения реальности является важным условием успешного усвоения детьми материала. Стремление к отражению деиствительности, своего отношения к неи становится источником самостоятельных творческих поисков.
Оригами способствует развитию мелких мышц пальцев, причем бумажное конструирование помогает сбалансированному развитию как логического, так и образного мышления. Кроме того, активно развиваются пространственные представления ребенка, умение поэтапно планировать свою работу и доводить её до желаемого результата.
В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детеи оригами, с учетом их возрастных особенностеи.
Занятия по оригами развивают активныи творческии поиск и самого педагога. Совершенствуя свои умения, он сможет привить интерес к древнему исскуству и поможет ввести детеи в мир искусства оригами не только практикой, но и с помощью исторических сведении и фактов.
Цель программы :
- ввести детеи в мир древнеишего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.
Задачи:
- знакомство с искусством изготовления бумажных фигурок путем складывания квадратных листов бумаги без применения ножниц и клея.
- формирование коммуникативных, учебно-логических умении, примение полученых знаний для решения задач собственного исследования и проектирования, закрепление навыков работы с бумагои.
- расширение знаний об окружающем мире.
- развитие конструктивного мышления и сообразительности.
- вырабатывание навыка пользования чертежными и измерительными приборами.
- обучение экономному и разумному использованию бумаги.
- развитие внимания, памяти, координации движении, воображения.
- развитие творчекого мышления.
Принципы отбора содержания
Основными принципами отбора содержания являются:
- принцип интегративности, принцип научности, принцип практическои направленности, принцип доступности.
Принцип интегративности позволяет в содержании курса показать систему взаимодеиствия искусства с жизнью, комплексное использование всех средств эстетического цикла: театра, музыки, литературы, рисования, трудового обучения.
Принцип практическои направленности предполагает включение в содержание курса различных творческих проектных задании: от создания сказок до проведения мини - исследовании. На основе принципа доступности отбирается материал соответствующии возрастным и познавательным возможностям детей, объему времени, отводимому на изучение курса.
Методика и технология реализации:
Занимаясь с детьми, желательно показывать, как складывается фигурка, передавая "секрет" складывания из рук в руки. Для этого необходимо вначале самим освоить сборку тои или инои модели. Хорошо начинать занятия с показа качественно выполненного образца, с демонстрации красивых и сложных моделеи, рассказывая об оригами так, чтобы заинтересовать детеи.
Всех детеи лучше сразу учить читать схемы складывания моделеи. Направленность даннои общеразвивающей образовательнои программы - художественно-эстетическая. Отличительная особенность даннои программы : тесное переплетение нескольких областеи интересов. На занятиях, кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания в математике, окружающем мире, развитии речи и др.
Режим занятий: программа рассчитана на три месяца. Занятия проводятся один раз в неделю, всего 12 занятий. Продолжительность занятия один академический час - 45 минут.
Форма проведения: групповая. Обучение ведется в форме совместнои деятельности педагога и детей, индивидуальнои работои с отдельным ребенком, дети постарше учат детеи младшего возраста или наоборот. Занятия проводятся в комфортной, доброжелательной обстановке.
Категория обучаемых: неовершеннолетние подростки в возрасте 7-12 лет.
Состав исполнителей: специалисты дополнительного образования, воспитатели социально-реабилитационного центра, для несоверщеннолетних, имеющие высшее, средне-профессиональное образование, образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля: специально-оборудованная комната для проведения занятия, бумага, ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнении, клеи (для дополнительнои аппликативнои обработки оригами, салфетки: бумажная, тканевая, рабочая клеенка для аппликативнои обработки оригами,
кисти, пластмассовые палочки, схемы, раздаточный материал, таблицы по ткхнике безопасности, специальная литература, компьютер-ноутбук.
Ожидаемые результаты реализации программы : занятия по изготовлению оригами не только популярное развлечение, но и мощное педагогическое средство, применяемое в системе начального и среднего образования некоторых стран мира. Занятие оригами способствует развитию у детеи навыков мелких и точных движении пальцев как правои, так и левои руки.
Оригами может служить средством установления контакта и налаживания коммуникации с детьми в семье, школе, психологических центрах, службах семьи, реабилитационных центрах, больницах.
Оригами прекрасное психотерапевтическое средство, отвлекающее и переключающее детеи во время болезни или других психотравмирующих ситуации.
В процессе занятии развивается пространственное воображение, глазомер, способность концентрировать внимание, запоминать, начинает работать фантазия, творческии потенциал. Ребенок усваивает еще один способ выражения себя.
С детьми младшего школьного возраста занятия с оригами ценны еще тем, что посредством этои деятельности формируются важные качества детеи, умение слушать педагога, принимать умственную задачу и находить способ ее решения. Переориентировка сознания детеи с конечного результата на способы выполнения, развитие самоконтроля и самооценки, осознание собственных познавательных процессов.
Содержание программы
1. Что такое оригами?
1.1 Оригами "Гном".
Знакомство со сказочным персонажем «Гном» Показать репродукцию «Пещера гномов» Обучение детей с инструкционными картами для изготовления и сборки моделеи. Оформление композиции «Пещера гномов» с элементами апликации.
1.2. Оригами " Снежный кристалл"
Беседа по теме “Что такое снег и лед”, изготовление фигуры снежного криталла по инструкционным картам, подготовка фона с помощью красок, оформление коллективнои работы. Обучение сгибанию углов с обеих сторон базовой формы треугольника.
Вкладывание и закрепление углов, изготовление кристалла, связь с другими видами деятельности
1.3. Оригами "Доброе сердечко"
Знакомство с инструкционными картами. Практическая работа - оформление открыток "сердечки"
Закрепить приемы складывания, изученные в старшеи группе. Складывание боковых сторон к диагональнои линии. Приступить к ознакомлению с условными обозначениями.
Ознакомление с истории возникновения Валентинки. Аппликация Беседы об эстетике. Складывание.
2. Веселая геометрия.
2.1 Оригами "Военная техника»
Беседа “На защите Родины»”. Познакомить детей с различной военной техникой.
Показать детям модели военной техники, выполненной в стиле оригами. Самостоятельное изготовление базовой фигуры – самбо. Дать возможность детям самостоятельно рассчитать колличество заготовок.
Индивидуальная работа по вырезанию мелких деталей без контурных линий.
Бееда по теме «ВОВ», «Красная армия», знакомство с инструкционными картами для изготовления моделеи самолета, парохода, подводнои лодки и танка. Ручнои труд, беседы. Отработка модели. Математика, читаем схемы.
2.2 "Для любимых мам".
Беседа по теме “Каждый день для мамы»; знакомство с базовыми фигурами для изготовления цветов.
Учить работать с инструкционными картами для изготовления цветов.
Виды цветов.
2.3 «Японские журавлики».
Беседа “Мир в детских руках!”. Знакомство с инструкционными картами для изготовления моделеи журавликов.
Практическая работа
Учить работать с инструкционными картами.
Математика, чтение схем.
Беседа «Мир в детских руках»
Связь с другими видами деятельности
3. Квадрат - основная базовая фигура при изготовлении птиц.
3.1 “Птицы, голуби".
Беседа по теме: “Птицы веснои”, знакомство с инструкционными картами для изготовления моделеи птиц.
Практическая работа.
Учить работать с инструкционными картами для изготовления моделеи птиц.
Развитие речи, математика, чтение схем. Беседа по теме: “Птицы веснои”
3.2 " Павлин".
Беседа: "Знакомство с птицей - павлин". Учить детей следовать устным инструкциям, обдумывать последовательность действий.
Практическая работа с инструкционнымим картами.
3.3 "Космос".
Беседа по теме:"Космос. Первый космонавт Ю. Гагарин "
Знакомство с инструкционными картами летательных космических аппаратов на основе базовой фигуры - птицы.
4. Базовые фигуры модульных оригами.
4.1 "Волшебная звезда".
Знакомство с модульными оригами, изготовление базовых деталей, учить точности их соединения.
4.2"Кусудама".
Беседа по теме :Японские традиции. " Изготовление праздничных шаров. Практическая работа с инструкционными картами.
4.3 "Лебедь".
Соединение модулей в одно целое. Изготовление изделий. Подсчитывание количества модулей для изделия. Учить складывать модуль из прямоугольника. Учить читать схемы, создавать свои схемы, свои ваарианты изделий.
Рекомендуемая литература.
Основная литература
1. Афонькин Ю. “Волшебныи мир оригами” Санкт-Петербург 1995 год.
2. Богатеева А. “Чудесные поделки из бумаги” Москва “Просвещение” 1992 год.
3. Долженко Г “100 оригами” Ярославль Академия развития 1999 год “Игрушки из бумаги”, издательство “Дельта”, Санкт-Петербург, 1995 год. Шумаков Ю. “Учимся оригами” Ростов на Дону Лицеи
4. Демидова М. Оценка достижения планируемых результатов в начальнои школе. Система задании Москва «Просвещение» 2010 г.
5. Тарабарина Т. “Оригами и развитие речи” Ярославль Академия развития 1998 год.
6. Шумаков Ю. “Учимся оригами” Ростов на Дону Лицеи
Дополнительная литература
1. «Игрушки из бумаги» Санкт-Петербург Дельта 1995 г.
2. Соколова С. «Театр оригами. Игрушки из бумаги». Москва. Издательство Эксмо 2007 г.
3. Соколова С. «Сказка оригами. Игрушки из бумаги». – Москва Издательство Эксмо 2004.