Марина Ракитина
Дополнительная образовательная программа «Юный художник»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» Управление образования администрации Ленинского района города Красноярска
660068 г. Красноярск, проспект Красноярский рабочий 84 «Б», тел. 262-01-91, ОКПО 73994764 ОГРН 1042402095372, ИНН/КПП2462030123/246201001
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ № 136
___С. Ф. Гильдебрант
Приказ №___от «_»___2016 г.
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Юный художник“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностью
с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста
«Юный художник»
сроком реализации – 4 месяца
Составитель:
Ракитина Марина Викторовна, воспитатель,
Ленинского района города Красноярска.
г. Красноярск, 2016 г.
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.
Детский сад № 136 г. Красноярска работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП). Главной задачей, стоящей перед авторами Программы, является создание програмного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др., музыкальной, чтения. В этой программе больше внимания уделяется обучению детей традиционным методам и приёмам рисования.
Художественное развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства изобразительного мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной изобразительной деятельности детей.
В настоящее время современными педагогами и психологами разрабатываются нетрадиционные техники рисования, в которых ставятся новые задачи обучения и воспитания ребенка.
Чтобы повысить результативность работы с детьми по разделу «Изобразительное искусство и художественная деятельность», мы решили использовать в своей работе различные нетрадиционные техники рисования.
В ДОУ успешно используется методика ознакомления детей с изобразительной деятельностью Т. С. Комаровой, но при проведении занятий выявляется и недостаток этой методики – однообразие техник, предлагаемых для изображения образа.
Актуальность программы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития художественных способностей детей. Проблема развития детских художественных способностей в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Художественно-творческая деятельность – ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Программа воплощает новый подход к художественно-творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития художественных способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.
Педагогическая целесообразность программы
Из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. Все занятия в разработанной нами программе носят художественно-творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
развивает уверенность в своих силах;
способствует снятию детских страхов;
учит детей свободно выражать свой замысел;
побуждает детей к творческим поискам и решениям;
учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами;
развивает мелкую моторику рук;
развивает художественные способности, воображение и полёт фантазии;
во время работы дети получают эстетическое удовольствие;
воспитывается уверенность в своих художественных возможностях, через использование различных изотехник.
Новизной и отличительной особенностью программы развития художественных способностей детей нетрадиционными техниками рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, не используемые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель программы – развитие художественных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.
Задачи программы:
Развивающие:
формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
формировать определенные умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Предполагаемые результаты работы по программе:
повысился уровень эмоционального благополучия дошкольников;
дети проявляют больше самостоятельности, инициативы, творчества при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов (дети могут самостоятельно выбирать сюжет, тему, композицию, материалы и инструменты для использования);
планируют последовательность своей работы и выбирают техники ее воплощения;
через рисунок и цвет выражают свое отношение к окружающему миру;
повысилась учебная деятельность (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
дети с желанием участвуют в выставках и конкурса;
расширился и обогатился художественный опыт;
развилась склонность к экспериментированию с разными художественными и нетрадиционными материалами и инструментами;
могут сочетать несколько технологий для создания задуманного образа;
дают оценку результатам своей деятельности.
В ходе разработки данной программы мы руководствовались следующими принципами:
Принцип творчества (программа заключает в себе возможности для воспитания и развития художественных способностей детей).
Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.).
Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей).
Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий).
Принцип динамичности (от самого простого до сложного).
Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала).
Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений).
Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода).
Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками).
Принцип интегративности (синтез искусств).
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
Направление
деятельности Содержание деятельности
(формы работы) Сроки
Информационно-
методическое
обеспечение Тестирование респондентов;
Изучение литературы;
Составление плана работы кружка 05.09.2015. - 29.09.2015
Работа с детьми Знакомство с основными жанрами изобразительного искусства: пейзажем, натюрмортом, портретом, а также основными традиционными техниками рисования: акварель, пастель, карандаш, уголь, сангина 02.10.2015
05.10.2015
09.10.2015
12.10.2015
16.10.2015
19.10.2015
Творим без кисточки
Рисуем ладошками (игры - рисунки)
Рисуем пальчиками (игры - рисунки)
Печатка "Листопад" (знакомство) «Печатаем растения»
22.10.2015
26.10.2015
29.10.2015
01.11.2015
Способы тонирования бумаги
Акварель по сырой бумаге
"Тонирование солью"
" Эффект кристаллов"
"Тампонирование" (сугробы, облака)
05.11.2015
08.11.2015
12.11.2015
15.11.2015
Рисуем ватными палочками
"Рыбка"
"Зимняя ночь"
19.11.2015
22.11.2015
"Рисует ветерок"
" Пейзаж в технике выдувания"
"Мыльные пузырьки"
Знакомство с кляксографией
Коллективная работа "Подводный мир"
"Страна фантазий"
26.11.2015
29.11.2015
04.12.2015
06.12.2015
Рисуем пластилином
"Знакомство с барельефом"
"Весёлая гусеничка"
"Цветы зимой"
11.12.2015
13.12.2015
18.12.2015
Набрызг
«Знакомство»
«Набрызг с трафаретом»
Коллективная композиция «Новогодние сны»
«Звездное небо»
20.12.2015
25.12.2015
15.01.2015
17.01.2015
Граттаж
«Знакомство с техникой граттаж»
«Вечерний город»
«Салют»
Коллективная работа «Пейзаж»
22.01.2016
24.01.2016
29.01.2016
31.01.2016
Монотопия
«Знакомство с техникой»
«Бабочка»
05.02.2016
07.02.2016
Закрепление пройденного материала, развитие воображения
«Рисуем музыку»
«Далекие страны»
«Другие планеты»
«Необычное во обычном» - создание композиции из обычных предметов
«Свободная тема»
12.02.2016
14.02.2016
18.02.2016
21.02.2016
28.02.2016
Сотрудничество с родителями
Помощь в приобретении материалов: бумага различной фактуры и цвета, ножницы, краски и т. д.
Привлечение родителей к совместной работе с детьми (оформление выставок).
Оформление выставки-отчета. В течение учебного года
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.
Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Здоровье: физкультминутки.
Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
Методы работы:
Эмоциональный настрой. Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей. На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: успокаивает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.
Художественное слово. Оно дополнит и активизирует художественное восприятие образа. Особенно эмоциональные дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.
Педагогическая драматургия. На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования – все это помогает развивать у детей эмоции и воображение. Для старших дошкольников используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос преподавателя помогает представить картину природы, которую потом дети воплотят в своих рисунках. Также дети могут путешествовать в реальные места – в мастерскую художника, в выставочный зал, совершать экскурсии по городу, в лес или поле. Во время этих путешествий дети напрямую соприкасаются с миром искусства, встречаются с подлинными мастерами.
Пластика. Дошкольники обладают естественной грацией и свободой тела. Иногда кажется, что все свои мысли и переживания они проявляют через движение. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения. И очень важно при развитии ребенка постараться избежать психологических зажимов в теле, образующихся в результате негативных переживаний.
Игра – это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры – нравственные, эстетические. На занятиях с использованием нетрадиционных способов рисования используются художественно-развивающие, дидактические, графические игры.
Беседы, работа с наглядным материалом.
Рассматривание репродукций картин.
Такие занятия сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Также укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность.
Формы работы:
индивидуальная деятельность;
коллективная деятельность;
общая организационная деятельность.
Список используемой литературы:
1. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. – М. : Новая Москва, 1925 [Электронный ресурс] / А. В. Бакушинский. – Режим доступа: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/162].
2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие для студ. высш. псд. учеб. заведении. – М., 1999. – 344 с.
3. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие / Т. Г. Казакова. – М. : Владос, 2006. – 256 с.
4. Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1991. – 256 с.
5. Косминская В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учеб. пособие / В. Б. Косминская. – М. : Просвещение, 1977.
6. Флёрина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е. А. Флёрина. – М. : Учпедгиз, 1956. – 91 с.