Лучший педагог года

Модифицированная программа художественного воспитания, обучения и развития детей 3–7 лет «Симфония цвета»

Наталья Бурмистрова
Модифицированная программа художественного воспитания, обучения и развития детей 3–7 лет «Симфония цвета»
▼ Скачать + Заказать документы

Модифицированная программа художественного воспитания, обучения и развития детей 3–7 лет

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Настоящая программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) детей дошкольного возраста 3-7 лет (2 младшая, средняя, старшая, подготовительная группы, и разработана на основе обязательного минимума содержания по изобразительной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по парциальным программам.

Публикация «Модифицированная программа художественного воспитания, обучения и развития детей 3–7 лет „Симфония цвета“» размещена в разделах

Программа предполагает проведение 2-х занятий в неделю (1рисование, 1 лепка/ аппликация) в младшей и средней группе; 3 занятия в неделю (2 рисования, 1лепка\аппликация) в старших и подготовительных группах в первую половину дня. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

Итоги реализации данной программы подводятся в форме выставок детских работ, на родительских собраниях.

Актуальность

Актуальность программы обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств эстетического и социально – нравственного развития детей дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, эмоционально-избирательной памятью, обострённым чувственным восприятием, неисчерпаемыми возможностями в формировании и совершенствовании

Фундамент образовательного процесса составляет основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная и утвержденная в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. Программа базируется на положениях примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014г., а также на на основе программ художественного воспитания, обучения и развития детей :

Программы художественного воспитания, обучения и развития детей : 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И. А. – М. : Творческий центр «Сфера», 2009.

«Рисование и лепка» О. В. Григорьева, авторская программа Санкт петербург, «СМАРТ», 1996.

Копцева Т. Природа и художник. - М. : Сфера, 2000.

Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Красота. Радость. Творчество. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет, М., 2000.

Цель и задачи Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Симфония цвета»

Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи:

Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произве-дениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстети-ческих объектов.

Создание условий для свободного экспериментирования с художествен-ными материалами и инструментами.

Знакомство с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

Помочь детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуманный) мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; перенести это понимание в собственную художественную деятельность.

Формировать умение оценивать созданные изображения.

Развитие творческие способности детей.

Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

Модифицированная программа художественного воспитания и развития детей 3-7 лет «Симфония цвета» включает систематизированный комплекс учебно-методических изданий и наглядного материала (демонстрационного и раздаточного).

К учебно-методическим изданиям относятся планирование и разработки занятий по изобразительной деятельности и художественному труду для всех возрастных групп детского сада.

К наглядно-методическим изданиям относятся:

необходимый материал для выполнения работ детьми (бумага, картон, природный материал, акварель, гуашь, пластилин, глина, восковые мелки, материал для нетрадиционного рисования, дополнительный подручный материал и т. д.).

подборка литературно - художественного материала (стихи, загадки, пословицы, поговорки, познавательные рассказы).

тематические папки для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Времена года»; «Фрукты и овощи», «Грибы»; «Транспорт», «Животный мир: дикие и домашние животные», «Обитатели водоемов», «Цветы луга и сада», «Мир сказок», «Космос», «Новый год, карнавал», «Пасха», «Птицы: зимующие, перелетные, домашние», и т. д.).

дидактические игры и пособия по «Живописи: портрет, пейзаж, натюрморт».

картинки по сюжетному рисованию.

подборка материала по ознакомлению с художниками-иллюстраторами (Ю. А. Васнецов, Е. Чарушин, Е. Сутеев, В. Канашевич, В. Лебедев, Е. Рачев, марийские художники и др.).

серия альбомов и образцы декоративно – прикладного искусства («Городецкие узоры», «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Гжельская роспись», «Хохлома», «Жомстовская роспись», «Полхов-майдан», «Богородская игрушка», «Русские матрешки», «Писанки»).

подборка классических музыкальных произведений, для сопровождения творческой деятельности детей.

картотеки дидактических, подвижных, пальчиковых игр, физкультминуток, гимнастика для глаз.

картотеки схем выполнения, которые помогут ребенку при создании творческих работ.

скульптура малых форм, керамика, муляжи овощей и фруктов, деревянная посуда «Хохлома», Гжель.

Младшая группа

Задачи художественно-творческого развития детей 3-4 лет

Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.

Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки художественных образов.

Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ».

Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги - Васнецова Ю., Лебедева В., Рачева Е., Чарушин Е.

Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и при-ёмов изображения знакомых предметов на основе доступных средств ху-дожественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве. Переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.

Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при соз-дании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы; развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей :

продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные, создавая тем самым выразительные образы;

продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые фор-мы); учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы.

Перспективное тематическое планирование занятий во II младшей группе детского сада (Приложение)

Средняя группа

Задачи художественно-творческого развития детей 4-5 лет

Поддерживать интерес детей к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская, богородская игрушка, семёновская или полхов-майданская матрёшка, городецкая роспись, знакомить с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, натюрморт, книжная графика); поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.

Расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела «Познавательное развитие»; поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные, а также явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники); учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе; помогать выбирать сюжет коллективной работы.

Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками на-родных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т. п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.

Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным распо-ложением изображения на листе бумаги.

Сочетать различные техники изобразительной деятельности (графика, живопись) и т. д.

Поддерживать интерес к содержанию новых слов: «художник», «музей», «выставка», «картина», «скульптура» и пр. ;

Консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобрази-тельную деятельность ребенка.

Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экс-периментирования с художественными материалами, изобразительными техниками, учить детей создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет; помогать воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест; учить координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие - для прорисовывания деталей, ритмичные - для рисования узоров); варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм.

Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.

Перспективное тематическое планирование занятий в средней группе детского сада (Приложение).

Старшая группа

Задачи художественно-творческого развития детей 5-6 лет

Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок.

Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т. п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.

Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое на-чало.

Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явле-ний на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях; отражать в своих работах обобщённые представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года).

Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности : продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать несложные движения, изменяя статичное положение тела или его частей (приподнятые крылья, поднятые или расставленные в стороны руки; согнутые в коленях ноги); при создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами, стараться показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу, используя для ориентира линию горизонта.

Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения

Формировать представления о художественных ремеслах, знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера.

совершенствовать технику гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получать новые цвета и оттенки; легко, уверенно пользоваться кистью - умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом); учить рисовать акварельными красками; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков.

Перспективное тематическое планирование занятий в старшей группе детского сада (Приложение).

Подготовительная к школе группа

Задачи художественно-творческого развития детей 6-7 лет.

Продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру.

Показывать детям, чем отличаются одни произведения искусства от других как по тематике, так и по средствам выразительности; называть, к каким видам и жанрам изобразительного искусства они относятся, обсуждать их содержание, поощрять индивидуальные оценки детьми этих произведений; развивать воображение, формировать эстетическое отношение.

Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; показывать уже знакомые и новые произведения искусства; рассказывать о замысле и творческих поисках художника при создании произведения, о том, какими художественными средствами передается настроение людей и состояние природы.

Расширять, систематизировать и детализировать содержание изобрази-тельной деятельности детей; активизировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (семья, дом, город, деревня, праздники, путешествия, в т. ч. космические, весёлые приключения, дальние страны); поощрять интерес к изображению человека (портрет, автопортрет, семейный портрет, бытовой портрет, бытовые сюжеты: «Как мы провели воскресенье», «Что мы делали на прогулке», «Где мы были летом» (представители разных профессий с соответствующими атрибутами, инструментами, техникой); при создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживать желание детей изобра-жать животных с детёнышами в движении; учить передавать своё пред-ставление об историческом прошлом Родины посредством изображения ха-рактерных деталей костюмов, интерьеров, предметов быта.

Помогать детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуман-ный) мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; перенести это понимание в собственную художественную дея-тельность; показать возможность создания сказочных образов, на основе фантазийного преобразования образов реальных;

Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиций, а также материалов, инструментов, способов и при-ёмов реализации замысла.

Учить ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем, отражая свои эстетические чувства и отношение; передавать доступными вырази-тельными средствами настроение и характер образа (грустный человек или весёлый сказочный персонаж, добрый или злой и т. д.).

Совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной деятельности: продолжать учить изображать объекты реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строение (форму, пропорции, взаимное размещение частей, характерные признаки; передавать достаточно сложные движения (например, птичка вспорхнула с ветки, олень мчится, запрокинув голову, танцующая девочка одной рукой придерживает юбочку, а другую руку с платочком подняла вверх); создавать сюжеты разного масштаба с различной степенью конкретизации содержания.

Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяжённости; создавать композицию в зависимости от сюжета - располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба, обозначив линию горизонта; изображать более близкие и далекие предметы, не изменяя их размеры; выделять в композиции главное - основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку; учить планированию - эскиз, набросок, композиционная схема.

Поощрять создание образов реальной действительности, узнаваемых по форме, цвету и пропорциям, использование различных материалов (гуаши, акварели, пастели и др.) с учетом присущих им художественных свойств, выбор средств, соответствующих замыслу, экспериментирование с материалами и средствами изображения.

Учить координировать движения рук в соответствии с характером создавае-мого образа (плавные движения при создании пластичного образа из гли-ны, широкие движения кистью в коллективной композиции).

Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экс-периментирования с художественными материалами;совершенствовать тех-нику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков);самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно - гуашь, для предварительных набросков или эскизов - уголь или простой карандаш).

Перспективное тематическое планирование занятий в подготовительной к школе группе «Приложение).

Педагогическая диагностика

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей.

Творческие способности - это индивидуальные особенности ребенка, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

В основе творческих способностей лежат процессы мышления и воображения.

Способность к творчеству или креативность является залогом успешного обучения к школе. Большинство видов творчества способствуют развитию мелкой моторики, которые в свою очередь стимулируют те участки головного мозга, которые связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому дети, имеющие возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учебе и других видах интеллектуальной деятельности.

Для диагностики творческих (креативных) способностей мы используем следующие методики:

1. «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко – определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы (4-5 лет)

2. «Кружки» Е. П. Торренса – выявление невербального компонента творческого мышления (5-7 лет)

Критерии креативности:

- беглость (способность продуцировать большое количество идей);

- оригинальность (способность продуцировать необычные, нестандартные идеи);

- гибкость (способность применять разнообразные стратегии при решении проблем).

Методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко

Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.

Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.

Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор) : количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.

Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали - фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов - Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).

Низкий уровень выполнения задания - Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень - Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень - Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).

Иногда эти дети (для 1-2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

Диагностическая методика для исследования творческого мышления «Кружки» (модификация теста Торренса)

Невербальный тест на дивергентную продукцию образно-символической системы для определения образной гибкости и оригинальности.

Описание методики: каждому испытуемому предлагается стандартный лист бумаги с 35 кружками диаметром 25мм несимметрично расположенных по всей площади листа.

Инструкция: в течение 15 минут, используя круги на бланке, дорисовывать различные предметы или представляемые образы, вызванные ассоциацией с этими кругами.

Условие: нарисовать как можно больше, разнообразнее, самостоятельно.

Оценка:

- беглость – количество разнообразных образов.

- за «гибкость» (за каждый переход от одного класса объектов к другому) – 1 балл.

- за «уникальность» (за количественный показатель оригинальности выполнения или обозначения). Если уникальность исполнения была мен6ьше 5-10% таких же результатов у других испытуемых, то присуждается 1 балл за каждое выполнение, если меньше 2-4% - то 2 балла.

Публикации по теме:

Задачи воспитания и обучения детей 3–4 лет Младший возраст -важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми,сверстниками,с.

Дополнительная модифицированная программа физического направления развития «Весёлый акробат» Дополнительная модифицированная программа физического направления развития «Весёлый акробат» Срок реализации 2 года. Разработана:.

Дополнительная модифицированная Программа эколого-биологического направления развития «Белая берёза под моим окном…» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4» Левокумского муниципального района Ставропольского края.

Дополнительная модифицированная программа эколого-биологического направления развития «Юный эколог» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно.

Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (из опыта работы) Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини - музеев в ДОУ) (из опыта работы) Музей.

Программа развития восприятия цвета, использования цвета в изобразительной деятельности Овладение детьми цветовым богатством окружающего их мира основано на сенсорном развитии ребенка, а именно сенсорным эталоном цвета, которое.

Рисование как вид изобразительной деятельности в системе художественного воспитания детей 1. Роль рисования в системе художественного воспитания дошкольников. 1.1. Понятие рисования и его роль в развитии дошкольников. Изобразительная.

Родительское собрание «Особенности развития и задачи воспитания и обучения детей старшей группы по ФГОС ДОУ» Форма проведения:круглый стол Цели : ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями детей старшей группы (5-6 лет) ;задачами.

Танец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей. Материал по теории и практике обучения и воспитания. ВидеоТанец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей. Материал по теории и практике обучения и воспитания. Видео Материал по теории и практике обучения и воспитания детей дошкольного возраста средством танца. Творческая работа с пошаговым описанием,.

Эстетика оформления группы как средство воспитания художественного вкуса детейЭстетика оформления группы как средство воспитания художественного вкуса детей Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модифицированная программа художественного воспитания, обучения и развития детей 3–7 лет «Симфония цвета»
Опубликовано: 9 октября 2016 в 19:46
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Модифицированная программа художественного воспитания, обучения и развития детей 3–7 лет «Симфония цвета»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бурмистрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД