Ольга Прядун
Педагогический совет «Реализация художественно-эстетического направления в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Тема: «Реализация художественно-эстетического направления в соответствии с ФГОС»
Цель: совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей, стимулировать потребность в познании методологических основ художественно-эстетического воспитания дошкольников, способствовать сплочению педагогического коллектива.
Повестка педагогического совета:
1. Вступительное слово по теме педагогического совета.
2. Результаты тематического контроля «Организация условий для реализации художественно-эстетического направления в ДОУ».
Публикация «Педагогический совет „Реализация художественно-эстетического направления в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
3. Мастер-классы от педагогов «Реализация художественно-эстетического направления в группе».
4. Практическое задание «Целевые ориентиры художественно-эстетического развития».
5. Решение педагогического совета.
Ход педагогического совета:
"Каждый ребенок - художник.
Трудность в том, чтобы остаться художником,
выйдя из детского возраста"
/Пабло Пикассо /
1. Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая, среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: "красивая", и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.
Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников. Тем более что приоритетной деятельностью нашего детского сада является художественно-эстетическое направление развития детей.
Как мы знаем, нами была написана ОП.
2. Одной из целей нашей ОП является формирование интереса к художественно-эстетической стороне окружающей действительности, через художественную среду города Красноярска, как культурный и субкультурный ресурс.
Цель ОП: развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом из возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:
• развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов, посредством изучения фольклора, художественной литературы, культурно-исторических ценностей.
• создание условий развивающей ППС для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
• участие детей, детских коллективов в конкурсах, выставках творческой направленности.
Давайте сейчас с вами вспомним, что предполагает образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»?
В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Также к художественно-эстетическому развитию относится формирование интереса к активному участию детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого, удовлетворение потребности в творческом самовыражении. Ознакомление с творчеством художников, композиторов, музыкантов, исполнителей города Красноярска и Красноярского края.
Для получения результатов должна быть создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
• обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
• создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
• организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);
• координация работы с другими учреждениями и организациями.
Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического развития. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.
3. Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильно организованная РППС.
Как педагоги организуют художественно-эстетическое направление развития детей в ДОУ, мы узнаем из результатов тематического контроля от старших воспитателей (результаты тематического контроля).
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования (в "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей", где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
Как вы думаете, что относится к художественно-эстетическому развитию?
К художественно-эстетическому развитию относится:
• художественная литература
• изобразительное искусство
• музыкальное восприятие
4. Художественно-эстетическим развитием детей можно заниматься не только на НОД, также в ходе режимных моментов, при организации РППС, центров, уголков для родителей, в участии в выставках и конкурсах и др.
А как реализуется художественно-эстетическое направление в группах нашего детского сада? Об этом мы узнаем из педагогического опыта наших коллег (выступление коллег).
Коллеги представили свой педагогический опыт в реализации художественно-эстетического развития детей в своих группах. Как вы уже знаете, по ФГОС есть 5 направлений развития детей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). Одним из этих направлений является художественно-эстетическое направление, которое направлено на достижение результатов (по ФГОС - это целые ориентиры).
5. Сейчас мне хотелось бы с вами разобраться с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования, что из них относится к художественно-эстетическому развитию (раздать бумажки).
• ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ;
• ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
• ребенок проявляет интерес к художественно - эстетической стороне окружающей действительности. У ребенка сформировано эмоционально-ценностное отношение к познаваемому. Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки, объектов природы (растения, животные, испытывает чувство радости; пытается в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации; с удовольствием участвует в выставках детских работ;
• у ребенка проявляется умение всматриваться в окружающие предметы и явления, в картины и игрушки, находить в них знакомые изображения, замечать яркость, выразительность цветовых образов. Ребенок осваивает знания о свойствах предметов: цвете, оттенках основных цветов, форме и материалах.
Мы не должны забывать, что, согласно ФГОС, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников, а результаты работы могут использоваться исключительно для решения одной из образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития).
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности, в результате которой у обучаемых детей происходит эффект добровольного обучения, научения и тренировки.
Только творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам. И только средствами грамотно выстроенного педагогического процесса эстетическое воспитание позволяет научить детей думать, мыслить в процессе слушания, наблюдения, визуального восприятия и грамотно, доступно выражать свои мысли, представления, фантазии – не хаотично, а в определенной органической логике.
6. Психотехническое упражнение «Голова».
Профессия воспитателя относится не только к разряду стрессовых, это профессия управленческого труда. Педагог вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на воспитанников: в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление ситуацией вызывает у педагога «стресс руководства» и, как следствие этого, при перенапряжении, различные физические недомогания. Одна из наиболее частых жалоб педагогов - на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.
Предлагается упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения.
Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
РЕШЕНИЕ:
1. Принять результаты тематического контроля «Организация условий для реализации художественно-эстетического направления в МБДОУ» и сроки по выполнению замечаний и рекомендаций по его итогам.
2. Проводить дальнейшую работу с родителями при участии в детско-взрослых конкурсах поделок и рисунков, выставках разного уровня.
3. Пополнить и обновить художественные центры.
4. Освоить новые формы работы с детьми по развитию художественно-эстетического направления.
5. Постоянно организовывать и оформлять выставки, мини-музеи.
6. Размещать информацию в родительских уголках по данной теме.
Справка по результатам тематического контроля
«Организация условий для художественно-эстетического направления развития детей»
Цель: Выяснить состояние воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому развитию детей.
Оценка профессиональных знаний и умений воспитателей.
Знания и умения воспитателей проверялись в ходе наблюдения педпроцесса (просмотр и анализ НОД, а также в ходе собеседования с воспитателем.
Педагоги строят свою НОД с учетом личных наблюдений, опыта. Стараются использовать разные методы и подходы к организации НОД, включают игровые моменты и ситуации. Но мало внимания уделяют анализу детских работ.
Практически все дети проявляют интерес к изобразительной деятельности. Высокая активность и увлеченность по рисованию и лепке, аппликации наблюдается во всех группах. Многие дети проявляют самостоятельность в выборе изобразительных материалов. В основном дети неплохо усваивают умения, хотя в каждой группе есть дети, которые не справляются с программными задачами по своему возрасту. Во второй половине дня в самостоятельной деятельности воспитанники с удовольствием занимаются лепкой, рисованием.
Планирование работы с детьми.
В календарных планах воспитателей планируется НОД по музыке (по плану музыкального руководителя, по художественному творчеству (рисованию, лепке, аппликации). Во второй половине дня уделяется внимание знакомству с художественными произведениями (чтение художественной литературы, заучивание стишков, составление рассказов и др.).
Планируется индивидуальная работа с детьми, беседы по различным темам, наблюдения, дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые игры, самостоятельная деятельность детей.
Планируется работа с родителями. Воспитатели организуют выставки рисунков, поделок, в которых принимают участие родители с детьми. Привлекают родителей к участию в конкурсах рисунков. Проводят индивидуальные консультации. В группах оформлены уголки для родителей.
Создание условий.
В группах оборудованы центры художественно-эстетического направления (центр театра, центр музыки, центр творчества, книжный центр). У детском саду имеется музей «Русская изба», в группе комбинированной направленности оформлен мини-музей русской культуры.
Проходит пополнение и обновление материалов в центрах во всех группах.
Рекомендации:
1. Более творчески подходить к организации занятий по художественно-эстетическому развитию детей, использовать разнообразные методы и приемы на данных занятиях.
Срок исполнения: постоянно.
2. Уделять больше внимания на анализ детских работ на НОД.
Срок исполнения: постоянно.
3. Обновлять центры по художественно-эстетическому развитию детей.
Срок исполнения: постоянно.
4. Чаще менять тематические выставки и портреты писателей в книжных центрах.
Срок исполнения: средняя группа (3-4 раза)
старшая группа (5-6 раз)
подготовительная (более 6 раз)
5. Использовать музей «Русская изба» в своей деятельности с детьми.