Наталья Позинова
Доминантное занятие по сказке-балету П. И. Чайковского «Щелкунчик» с презентацией
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование эмоциональной отзывчивости, совершенствование музыкально-ритмических движений, развитие творческих способностей,
Задачи:
- Познакомить музыкой и сюжетом сказки, знакомить с вальсами из балета.
- Чувствовать характер музыки, различать средства музыкальной выразительности.
- Передавать характер музыки мимикой и движением в импровизациях.
- Пополнять знания детей о балете
- Развивать коммуникативные навыки
- Продолжать знакомить с музыкальными инструментами, различать тембры музыкальных инструментов.
Публикация «Доминантное занятие по сказке-балету П, И, Чайковского „Щелкунчик“ с презентацией» размещена в разделах
- Балет, балерины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Чайковский П.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Актуальность: Сказка Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" заслужено считается классикой детской литературы, занимая почетное место среди творений Г. Х. Андерсена, Ш. Пьеро, А. Милна и других писателей, чьи персонажи знакомы каждому ребенку.
"Щелкунчик" был написан в 1816 году и до сих пор пользуется неизменной популярностью. Эта сказка - о волшебном мире детства, наполненном яркими красками и подлинными чудесами, об извечном противостоянии добрых и злых сил и о победе прекрасных чувств. Это самая известная рождественская сказка, любимая многими поколениями.
Увлекательный сюжет "Щелкунчика" лег в основу произведений других видов искусства. Многочисленные постановки, спектакли, экранизации свидетельствуют о неиссякаемом интересе к сказке Гофмана. По мотивам "Щелкунчика" был создан балет, который уже более столетия считается классическим произведением. Во многих странах режиссеры используют данную постановку в своих спектаклях.
Ход занятия : Под музыку «Вальс цветов» П. Чайковского дети парами входят в зал и рассаживаются на свои места.
Музыкальный руководитель:
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней –
Не вспугнуть бы нам его!
Здравствуйте, ребята! А вы знаете, что в Новогоднюю ночь происходят чудеса? Сказочные герои оживают. Одна из таких ночей описана в сказке Э. Гофмана «Щелкунчик», а музыку к этой сказке сочинил великий русский композитор П. И. Чайковский.
Мы с вами уже много раз слушали разные произведения Петра Ильича Чайковского. Сегодня я вас познакомлю с музыкой и сюжетом сказки-балета «Щелкунчик». Это прекрасная музыка рассказывает про новогоднюю ночь и события, которые происходят с героями сказки.
Ребята, что такое балет?
Дети: «Балет» - это спектакль, в котором соединяются музыка и танец.
Муз. руководитель: Да, ребята. В балете никто не разговаривает, не поёт. Там только танцуют под музыку. Но артисты так хорошо танцуют, что всё, о чём рассказывается в сказке, становится понятным.
А кто же такой Щелкунчик? Щелкунчик – это деревянная игрушка, которая умеет щёлкать орехи. Так что же случилось с этим деревянным человечком и другими героями сказки в эту Новогоднюю ночь?
Действие первое
Украшение и зажигание елки
Действие происходит в старинном немецком городке в начале 19 века. Вечер. Накануне рождества на улице оживлённо и празднично. Ярко освещён дом Штальбаума- у него ожидается много гостей. Хозяева дома и гости украшают рождественскую елку. Слуги разносят угощение. Среди приглашённых на ёлку – старый чудак, изобретатель и мастер игрушек, друг детей – Дроссельмейер. Первыми появляются родители и, увидев, что к празднику всё готово, начинают кружиться в танце, словно в детстве. Наконец, в гостиную входят дети. Они останавливаются, с восторгом любуясь украшениями и ярким светом. Хозяин дома велит играть марш и приступает к раздаче подарков.
Представьте себе, нарядная елка, много подарков, дети, весело и радостно марширующие под звуки «детского марша». Вслушайтесь внимательно, и вы услышите легкие, грациозные шаги девочек, и задорные шаги мальчиков. Музыка звучит волшебно, сказочно, как будто обещает что-то необыкновенное.
Звучит «Марш»
Музыкальный руководитель: Какой это марш по характеру?
Дети: Весёлый, шуточный.
Музыкальный руководитель: Да, он напоминает игрушечный, шуточный марш – отрывистый, лёгкий, весёлый. Мы слышим, как шагают игрушечные солдатики - смело, бодро, легко.
После раздачи подарков начинаются танцы.
Выход Дросельмейстера.
Последним приходит Дроссельмейер в маске. Он может оживлять игрушки. Но когда он снимает маску, Мари и Фриц узнают своего любимого крёстного. Он дарит Мари куклу, а её брату – солдатика.
Мари хочет поиграть с подаренными куклами, но их уже убрали. Мари огорчена. Чтобы успокоить девочку, крестный дарит ей Щелкунчика – куклу, которая может раскусывать орехи (щипцы для колки орехов в форме солдатика). Новая игрушка особенно нравится Мари, она чувствует жалость и нежность к неуклюжему Щелкунчику, она хотела бы забрать его и не отдавать никому. Но родители разъясняют, что кукла принадлежит не ей одной. Мари с ужасом смотрит, как Фриц засовывает Щелкунчику в рот большой орех и зубы бедной деревянной куклы с треском ломаются. Фриц со смехом бросает игрушку. Мари поднимает своего любимца и старается утешить его.
Отъезд гостей. Ночь
Детям пора спать. Мари просит позволения взять с собой больного Щелкунчика, но ей отказывают. Она заботливо укутывает любимую куклу и с грустью уходит. В спокойной и ласково - «сонной» музыке звучит тема колыбельной Мари.
Звучит «Колыбельная».
Опустевшую комнату освещает льющийся из окна лунный свет. В доме уже все улеглись, но Мари хочет еще раз взглянуть на больного Щелкунчика и тихо пробирается в гостиную. Она взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешая его. Вдруг Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышильда. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королём.
Сражение.
Вдруг под предводительством Мышиного короля появляются мыши. Отважный Щелкунчик ведёт солдатиков в бой с ними, но армия мышей превосходит армию солдатиков.
(Мальчики исполняют «Танец солдатиков» под»Марш» из балета «Щелкунчик»).
Мари в отчаянии снимает с себя туфельку и бросает её в Мышиного короля. Он убегает вместе со своей армией. Солдатики победили! Они на плечах несут Мари к Щелкунчику. Вдруг лицо Щелкунчика начинает меняться : он перестаёт быть уродливой куклой и превращается в прекрасного Принца. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство.
Действие второе
Вальс снежных хлопьев
Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся.
Музыкальный руководитель: Я предлагаю девочкам исполнить «Танец снежинок».
(Девочки исполняют «Танец снежинок»).
Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу. В этом эпизоде танцевальный характер соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок. Вместе с тем это и «картина настроения», где выражены тревога и очарование волшебного сна Мари. Замечательна главная, беспокойно мелькающая тема вальса. Средняя часть вальса ярко контрастна. Сумрак тревожной ночи вдруг рассеивается, и звучит чудесное светлое пение детских голосов (хор за сценой).
Дворец сластей Конфитюренбур
Королевство, куда отправились Мари и принц было не обычное, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. Началу действия предшествует симфоническое введение. Праздничная музыка переливается радужной игрой красок и воздушными струящимися пассажами арф и челесты. Развитие этой музыки, все более и более светлеющей и искрящейся, иллюстрирует следующую сцену. В сказочном царстве сластей ожидают возвращения принца Щелкунчика вместе с его избавительницей Мари. Готовится пышный праздник. Фея Драже, сопровождающий ее принц Коклюш и свита выходят из сахарного павильона. Феи и различные сласти кланяются ей, серебряные солдатики отдают ей честь. Повелительница фей просит оказать гостям достойный прием.
Звучит «Танец Феи Драже».
Музыкальный руководитель: Какая эта музыка?
Дети: Волшебная, нежная.
Музыкальный руководитель: Она вся переливается, звенит. Таково необычное звучание у музыкального инструмента, который называется челеста. Это французский музыкальный инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный и звенящий звук.
Танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.
Прибытие Мари и Щелкунчика. Дивертисмент
По реке из розовой воды в золотой ладье приплывают Мари и принц Щелкунчик. Звучание оркестра создает впечатление сверкающих на солнце водяных струй. Композитор описал эту сцену так: «Река розовой воды начинает заметно вздуваться и на ее бушующей поверхности показывается Мари и благодетельный принц в колеснице из раковины, усеянной каменьями, сверкающей на солнце и ведомой золотыми дельфинами с поднятыми головами. Дельфины выбрасывают вверх столбы сверкающих струй розовой влаги, падающих вниз и переливающихся всеми цветами радуги».
Итак, в сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки. Принц танцевал с Мари.
Муз. руководитель: Ребята, послушайте эту музыку! Какая она?
Звучит «Танец мари и принца».
Дети: Музыка радостная, нежная!
Музыкальный руководитель: Да, музыка эта счастливая, восторженная, радостная, ликующая и нежная. Зло побеждено. Доброта, преданность, любовь восторжествовали.
Звучат на празднике и несколько других танцев.
Шоколад: испанский танец
Испанский танец (шоколад)- быстрый, задорный, заводная, слышны щелкания кастаньет. Бравурный, блестящий танец в испанском стиле. Главная тема у солирующей трубы.
Кофе: арабский танец
Арабский танец (кофе)- медленный, плавный, нежный. На монотонном, едва мерцающем фоне (выдержанные квинты у виолончелей и альтов) вырисовывается нежная мелодия скрипок, слышен слегка играющий бубен.
Чай: китайский танец
Китайский танец (чай)- игривый, прыгающий, шуточный Отрывистые терции у низких фаготов и на этом фоне пронзительно свистящая мелодия флейты пикколо с колким и прыгающим продолжением у струнных pizzicato. Кажется, будто пляшут смешные фарфоровые статуэтки.
Трепак: русский танец
Живой, ярко-темпераментный танец в русском народном стиле. К концу убыстряется и заканчивается настоящим вихрем плясового движения.
Музыкальный руководитель: Под воздействием этой волшебной музыки принц и Мари захотели превратиться в маленьких изящных бабочек и кружиться над цветами. Я предлагаю вам превратиться в бабочек и полетать над цветочной поляной в ритме вальса.
Дети танцуют под «Вальс цветов» (импровизация).
Музыкальный руководитель: Сегодня мы вспомнили замечательную сказку Э. Гофмана «Щелкунчик» и послушали красивую музыку П. И. Чайковского. Скажите, кто из героев сказки вам понравился больше всего?
Дети: Мне понравилась Мари, потому что она добрая и смелая, помогала Щелкунчику победить мышиного короля.
- А мне понравился храбрый Щелкунчик, не испугавшийся злого короля.
- Но если бы у Щелкунчика не было столько верных друзей, он бы не смог победить мышиного короля!
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята. Дружба помогает нам совершать великие дела и подвиги. Я желаю вам всегда быть добрыми, отзывчивыми и дружными. Я очень рада, что вы получили удовольствие от этого занятия. Спасибо всем, до свидания.
(Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского, дети выходят из зала).