Папки-передвижки

Доминантное занятие по сказке-балету П. И. Чайковского «Щелкунчик» с презентацией

Наталья Позинова
Доминантное занятие по сказке-балету П. И. Чайковского «Щелкунчик» с презентацией
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формирование эмоциональной отзывчивости, совершенствование музыкально-ритмических движений, развитие творческих способностей,

Задачи:

- Познакомить музыкой и сюжетом сказки, знакомить с вальсами из балета.

- Чувствовать характер музыки, различать средства музыкальной выразительности.

- Передавать характер музыки мимикой и движением в импровизациях.

- Пополнять знания детей о балете

- Развивать коммуникативные навыки

- Продолжать знакомить с музыкальными инструментами, различать тембры музыкальных инструментов.

Публикация «Доминантное занятие по сказке-балету П, И, Чайковского „Щелкунчик“ с презентацией» размещена в разделах

Актуальность: Сказка Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" заслужено считается классикой детской литературы, занимая почетное место среди творений Г. Х. Андерсена, Ш. Пьеро, А. Милна и других писателей, чьи персонажи знакомы каждому ребенку.

"Щелкунчик" был написан в 1816 году и до сих пор пользуется неизменной популярностью. Эта сказка - о волшебном мире детства, наполненном яркими красками и подлинными чудесами, об извечном противостоянии добрых и злых сил и о победе прекрасных чувств. Это самая известная рождественская сказка, любимая многими поколениями.

Увлекательный сюжет "Щелкунчика" лег в основу произведений других видов искусства. Многочисленные постановки, спектакли, экранизации свидетельствуют о неиссякаемом интересе к сказке Гофмана. По мотивам "Щелкунчика" был создан балет, который уже более столетия считается классическим произведением. Во многих странах режиссеры используют данную постановку в своих спектаклях.

Ход занятия : Под музыку «Вальс цветов» П. Чайковского дети парами входят в зал и рассаживаются на свои места.

Музыкальный руководитель:

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство.

Осторожней, осторожней –

Не вспугнуть бы нам его!

Здравствуйте, ребята! А вы знаете, что в Новогоднюю ночь происходят чудеса? Сказочные герои оживают. Одна из таких ночей описана в сказке Э. Гофмана «Щелкунчик», а музыку к этой сказке сочинил великий русский композитор П. И. Чайковский.

Мы с вами уже много раз слушали разные произведения Петра Ильича Чайковского. Сегодня я вас познакомлю с музыкой и сюжетом сказки-балета «Щелкунчик». Это прекрасная музыка рассказывает про новогоднюю ночь и события, которые происходят с героями сказки.

Ребята, что такое балет?

Дети: «Балет» - это спектакль, в котором соединяются музыка и танец.

Муз. руководитель: Да, ребята. В балете никто не разговаривает, не поёт. Там только танцуют под музыку. Но артисты так хорошо танцуют, что всё, о чём рассказывается в сказке, становится понятным.

А кто же такой Щелкунчик? Щелкунчик – это деревянная игрушка, которая умеет щёлкать орехи. Так что же случилось с этим деревянным человечком и другими героями сказки в эту Новогоднюю ночь?

Действие первое

Украшение и зажигание елки

Действие происходит в старинном немецком городке в начале 19 века. Вечер. Накануне рождества на улице оживлённо и празднично. Ярко освещён дом Штальбаума- у него ожидается много гостей. Хозяева дома и гости украшают рождественскую елку. Слуги разносят угощение. Среди приглашённых на ёлку – старый чудак, изобретатель и мастер игрушек, друг детей – Дроссельмейер. Первыми появляются родители и, увидев, что к празднику всё готово, начинают кружиться в танце, словно в детстве. Наконец, в гостиную входят дети. Они останавливаются, с восторгом любуясь украшениями и ярким светом. Хозяин дома велит играть марш и приступает к раздаче подарков.

Представьте себе, нарядная елка, много подарков, дети, весело и радостно марширующие под звуки «детского марша». Вслушайтесь внимательно, и вы услышите легкие, грациозные шаги девочек, и задорные шаги мальчиков. Музыка звучит волшебно, сказочно, как будто обещает что-то необыкновенное.

Звучит «Марш»

Музыкальный руководитель: Какой это марш по характеру?

Дети: Весёлый, шуточный.

Музыкальный руководитель: Да, он напоминает игрушечный, шуточный марш – отрывистый, лёгкий, весёлый. Мы слышим, как шагают игрушечные солдатики - смело, бодро, легко.

После раздачи подарков начинаются танцы.

Выход Дросельмейстера.

Последним приходит Дроссельмейер в маске. Он может оживлять игрушки. Но когда он снимает маску, Мари и Фриц узнают своего любимого крёстного. Он дарит Мари куклу, а её брату – солдатика.

Мари хочет поиграть с подаренными куклами, но их уже убрали. Мари огорчена. Чтобы успокоить девочку, крестный дарит ей Щелкунчика – куклу, которая может раскусывать орехи (щипцы для колки орехов в форме солдатика). Новая игрушка особенно нравится Мари, она чувствует жалость и нежность к неуклюжему Щелкунчику, она хотела бы забрать его и не отдавать никому. Но родители разъясняют, что кукла принадлежит не ей одной. Мари с ужасом смотрит, как Фриц засовывает Щелкунчику в рот большой орех и зубы бедной деревянной куклы с треском ломаются. Фриц со смехом бросает игрушку. Мари поднимает своего любимца и старается утешить его.

Отъезд гостей. Ночь

Детям пора спать. Мари просит позволения взять с собой больного Щелкунчика, но ей отказывают. Она заботливо укутывает любимую куклу и с грустью уходит. В спокойной и ласково - «сонной» музыке звучит тема колыбельной Мари.

Звучит «Колыбельная».

Опустевшую комнату освещает льющийся из окна лунный свет. В доме уже все улеглись, но Мари хочет еще раз взглянуть на больного Щелкунчика и тихо пробирается в гостиную. Она взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешая его. Вдруг Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышильда. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королём.

Сражение.

Вдруг под предводительством Мышиного короля появляются мыши. Отважный Щелкунчик ведёт солдатиков в бой с ними, но армия мышей превосходит армию солдатиков.

(Мальчики исполняют «Танец солдатиков» под»Марш» из балета «Щелкунчик»).

Мари в отчаянии снимает с себя туфельку и бросает её в Мышиного короля. Он убегает вместе со своей армией. Солдатики победили! Они на плечах несут Мари к Щелкунчику. Вдруг лицо Щелкунчика начинает меняться : он перестаёт быть уродливой куклой и превращается в прекрасного Принца. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство.

Действие второе

Вальс снежных хлопьев

Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся.

Музыкальный руководитель: Я предлагаю девочкам исполнить «Танец снежинок».

(Девочки исполняют «Танец снежинок»).

Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу. В этом эпизоде танцевальный характер соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок. Вместе с тем это и «картина настроения», где выражены тревога и очарование волшебного сна Мари. Замечательна главная, беспокойно мелькающая тема вальса. Средняя часть вальса ярко контрастна. Сумрак тревожной ночи вдруг рассеивается, и звучит чудесное светлое пение детских голосов (хор за сценой).

Дворец сластей Конфитюренбур

Королевство, куда отправились Мари и принц было не обычное, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. Началу действия предшествует симфоническое введение. Праздничная музыка переливается радужной игрой красок и воздушными струящимися пассажами арф и челесты. Развитие этой музыки, все более и более светлеющей и искрящейся, иллюстрирует следующую сцену. В сказочном царстве сластей ожидают возвращения принца Щелкунчика вместе с его избавительницей Мари. Готовится пышный праздник. Фея Драже, сопровождающий ее принц Коклюш и свита выходят из сахарного павильона. Феи и различные сласти кланяются ей, серебряные солдатики отдают ей честь. Повелительница фей просит оказать гостям достойный прием.

Звучит «Танец Феи Драже».

Музыкальный руководитель: Какая эта музыка?

Дети: Волшебная, нежная.

Музыкальный руководитель: Она вся переливается, звенит. Таково необычное звучание у музыкального инструмента, который называется челеста. Это французский музыкальный инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный и звенящий звук.

Танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.

Прибытие Мари и Щелкунчика. Дивертисмент

По реке из розовой воды в золотой ладье приплывают Мари и принц Щелкунчик. Звучание оркестра создает впечатление сверкающих на солнце водяных струй. Композитор описал эту сцену так: «Река розовой воды начинает заметно вздуваться и на ее бушующей поверхности показывается Мари и благодетельный принц в колеснице из раковины, усеянной каменьями, сверкающей на солнце и ведомой золотыми дельфинами с поднятыми головами. Дельфины выбрасывают вверх столбы сверкающих струй розовой влаги, падающих вниз и переливающихся всеми цветами радуги».

Итак, в сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки. Принц танцевал с Мари.

Муз. руководитель: Ребята, послушайте эту музыку! Какая она?

Звучит «Танец мари и принца».

Дети: Музыка радостная, нежная!

Музыкальный руководитель: Да, музыка эта счастливая, восторженная, радостная, ликующая и нежная. Зло побеждено. Доброта, преданность, любовь восторжествовали.

Звучат на празднике и несколько других танцев.

Шоколад: испанский танец

Испанский танец (шоколад)- быстрый, задорный, заводная, слышны щелкания кастаньет. Бравурный, блестящий танец в испанском стиле. Главная тема у солирующей трубы.

Кофе: арабский танец

Арабский танец (кофе)- медленный, плавный, нежный. На монотонном, едва мерцающем фоне (выдержанные квинты у виолончелей и альтов) вырисовывается нежная мелодия скрипок, слышен слегка играющий бубен.

Чай: китайский танец

Китайский танец (чай)- игривый, прыгающий, шуточный Отрывистые терции у низких фаготов и на этом фоне пронзительно свистящая мелодия флейты пикколо с колким и прыгающим продолжением у струнных pizzicato. Кажется, будто пляшут смешные фарфоровые статуэтки.

Трепак: русский танец

Живой, ярко-темпераментный танец в русском народном стиле. К концу убыстряется и заканчивается настоящим вихрем плясового движения.

Музыкальный руководитель: Под воздействием этой волшебной музыки принц и Мари захотели превратиться в маленьких изящных бабочек и кружиться над цветами. Я предлагаю вам превратиться в бабочек и полетать над цветочной поляной в ритме вальса.

Дети танцуют под «Вальс цветов» (импровизация).

Музыкальный руководитель: Сегодня мы вспомнили замечательную сказку Э. Гофмана «Щелкунчик» и послушали красивую музыку П. И. Чайковского. Скажите, кто из героев сказки вам понравился больше всего?

Дети: Мне понравилась Мари, потому что она добрая и смелая, помогала Щелкунчику победить мышиного короля.

- А мне понравился храбрый Щелкунчик, не испугавшийся злого короля.

- Но если бы у Щелкунчика не было столько верных друзей, он бы не смог победить мышиного короля!

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята. Дружба помогает нам совершать великие дела и подвиги. Я желаю вам всегда быть добрыми, отзывчивыми и дружными. Я очень рада, что вы получили удовольствие от этого занятия. Спасибо всем, до свидания.

(Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского, дети выходят из зала).

Публикации по теме:

Доминантное занятие по творчеству для подготовительной группы «Девочка Дюймовочка» «Девочка - Дюймовочка» Доминантное занятие по творчеству для подготовительной группы Задачи: -слышать и чувствовать начало и конец музыкального.

«Музыка в балетах Чайковского». Доминантно-тематическое занятие (подготовительная группа)«Музыка в балетах Чайковского». Доминантно-тематическое занятие (подготовительная группа) Цель: формирование основ музыкальной и духовной культуры через ознакомление детей с жизнью и творчеством П. И. Чайковского. Задачи: -накапливать.

Доминантное занятие по слушанию музыки в старшей группе «В гостях у Феи-Музыки» Конспект доминантного занятия по слушанию музыки в старшей группе «В гостях у Феи-Музыки» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида№ 6» Музыкальный.

Доминантное занятие «Путешествие в лукоморье» (подготовительная группа) Цель: 1. Развитие звуковысотного и тембрового слуха 2. Подготовка голосового аппарата к точному интонированию и выразительному пению 3.

Доминантное занятие с использованием орф-подходов для детей подготовительной группы «Музыкальный сундучок Феи Игралочки» Открытое музыкальное доминантное занятие с ипользованием орф-подходов для детей подготовительной группы» Музыкальный сундучок феи Игралочки».

Интегрированное занятие к 175-ю со дня рождения П. И. Чайковского в подготовительной группе (слайд 1)Под музыку марша из балета «Щелкунчик» дети заходят в музыкальный зал. Ведущая:Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, что.

Путешествие с облаками (доминантное занятие для детей подготовительной группы)Путешествие с облаками (доминантное занятие для детей подготовительной группы) 1. Приветствие детей и гостей. 2. Предлагаю отправиться в путешествие, прежде отгадав загадку. Над землёй они летают, На вершинах отдыхают.

Сценарий новогоднего праздника для старшей и подготовительной групп по мотивам балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» Новогодний утренник для старших и подготовительных групп «Щелкунчик» Под музыку дети красиво вбегают в зал, становятся на свои места для.

Тематическое занятие для детей 6–7 лет. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» (1 часть) Тема: Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» (1 часть) Цели занятия: Познакомить детей с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик», формировать интерес.

Доминантное занятие по развитию певческих навыков в младшей группе «В гости к Маше в деревню» Доминантное занятие по развитию певческих навыков в младшей группе Музыкальный репертуар: 1. «Поезд» Т. И. Суворовой (диск «Танцуй, малыш!».

Автор публикации:
Доминантное занятие по сказке-балету П. И. Чайковского «Щелкунчик» с презентацией
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 13:28
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доминантное занятие по сказке-балету П. И. Чайковского «Щелкунчик» с презентацией» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Позинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД