Марина Суржок
«Музыка в балетах Чайковского». Доминантно-тематическое занятие (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование основ музыкальной и духовной культуры через ознакомление детей с жизнью и творчеством П. И. Чайковского.
Задачи:
-накапливать опыт восприятия произведений мировой культуры;
-Вызывать сопереживание музыки, проявление музыкальной отзывчивости;
-побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности;
-расширять знания детей о музыке;
Публикация «„Музыка в балетах Чайковского“, Доминантно-тематическое занятие (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Балет, балерины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Чайковский П.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
-вызывать и поддерживать интерес к музыке;
-побуждать к оценке музыки;
-развивать чувство ритма, музыкальную память.
Атрибуты:
-записи музыкальных произведений;
-портрет П. И. Чайковского; его дом и семья.
-цветы по количеству детей;
-музыкальные инструменты;
-иллюстрации из балетов;
-видео - отрывок из мультфильма «Барби и колдун»;
-волшебный сундучок: красная шапочка, барабан, кошачьи ушки, витаминки, веретено, перья, корона.
Ход занятия.
Дети входят в зал под музыку и садятся на стулья.
Звучит Увертюра из балета «Щелкунчик»
Муз. рук-ль: (На фоне музыки) :
Тихо-тихо сядем рядом.
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
(Ибряев К.)
Муз. рук-ль: Скажите ребята, музыка какого композитора сейчас прозвучала?
Дети: Чайковского.
Муз. рук-ль: А какое произведение прозвучало?
Дети: Увертюра из балета «Щелкунчик»
Муз. рук-ль: Да, ребята, совершенно верно, это музыка великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (портрет на экране).
мы сегодня, собрались здесь, чтобы вспомнить его произведения. Пётр Ильич написал три балета, назовите, какие вы знаете?
Дети: Щелкунчик, Лебединое озеро, Спящая красавица.
Муз. рук-ль: Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – великий русский композитор, дирижер. Родился 170 лет назад, в городе Воткинск (фото на экран, в многодетной семье (фото на экране). в доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе. В возрасте пяти лет Петр Чайковский уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. Вокруг звучали крестьянские песни. Как писал позднее сам Чайковский, он "вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки». Он всегда старался запомнить или записать полюбившиеся напевы, услышанные в исполнении простых людей. А позднее использовал их в своих произведениях. И в балетах они тоже есть. Сейчас послушайте и скажите название произведения и балет, в котором оно звучит.
Русский танец – «Лебединое озеро»
Трепак – «Щелкунчик»
Муз. рук-ль: А еще Петр Ильич очень любил путешествовать и много времени жил за границей в разных странах. И конечно же с удовольствием слушал их народную музыку, а потом сочинял мелодии, напоминавшие ему эти страны. Есть такие танцы и в его балетах. Давайте мы с вами послушаем музыку и назовем, мелодии каких стран полюбились Чайковскому.
Арабский танец – «Щелкунчик» - Турция
Китайский танец – «Щелкунчик» - Китай
Неаполитанский танец – «Лебединое озеро» - Италия
Венгерский танец – «Лебединое озеро» - Венгрия
Мазурка – «Лебединое озеро» - Польша
Испанский танец- «Лебединое озеро» - Испания
Муз. рук-ль: А давайте и мы с вами окунемся в музыку и попробуем передать характер. Такой стремительной, звонкой зажигательной Испании. Выбирайте себе инструменты.
Игра в оркестре «Испанский танец».
Муз. рук-ль: Мне, кажется, что мы смогли с вами передать настроение этого танца. Тем более, что нам помогали такие чудные инструменты, как бубны и кастаньеты. Но больше всего Чайковский любил вальс. И он включал вальсовые мелодии во все свои крупные произведения (симфонии, оперы, балеты).Сейчас будьте внимательны, нужно будет определить из какого балета звучит вальс.
Вальс – «Спящая красавица»
Вальс снежных хлопьев – «Щелкунчик»
Вальс – «Лебединое озеро»
Вальс цветов - «Щелкунчик»
Муз. рук-ль: Мне очень нравится этот праздничный и нежный вальс, и я предлагаю вам его станцевать. Слава и Арина мне помогут раздать цветы. (Дети берут цветы и становятся в круг)
Танец с цветами. Муз. «Вальс цветов» - «Щелкунчик»
Муз. рук-ль: Спасибо вам ребята, это было очень красиво. А мы с вами продолжим. В балетах еще очень много красивой музыки, которую мы с вами слушали. И я вам предлагаю провести игру «Волшебный сундучок». В сундучке лежат предметы, которые некоторым образом относятся к знакомым вам произведениям. Вы слушаете отрывок, подходите и выбираете из сундучка тот предмет, который, по вашему мнению, относится к этому произведению, если назовете правильно, то отгадка появится на экране.
1. Красная шапочка и волк – «Спящая красавица» - красная шапочка
2. Сцена – «Лебединое озеро» - корона
3. Танец феи драже – «Щелкунчик» - витаминки
4. Кот и кошечка – «Спящая красавица» - кошачьи ушки
5. Танец маленьких лебедей – «Лебединое озеро» - перья
6. Танец с веретеном – «Спящая красавица» - веретено
7. Марш - «Щелкунчик» - барабан
Муз. рук-ль: Вы у меня молодцы и справились с таким сложным заданием. Ребята, мы с вами слушали музыку, а потом вы даже рисовали свои рисунки. Вот здесь на стене висят ваши рисунки, посмотрите на них и расскажите кому из вас, что больше понравилось в музыке П. И. Чайковского?
(Дети выходят, показывают свой рисунок и говорят, почему запомнилось то или иное произведение. Рисунок выводится на большой экран)
Муз. рук-ль: Ребята, вот и подошла к концу наша встреча с музыкой П. И. Чайковского. А на прощанье я хочу, чтобы вы насладились его музыкой еще раз и посмотрели вместе со мной танец принца и мари.
Дети смотрят отрывок из мультфильма «Барби и колдун».
Звучит танец принца и Мари из балета «Щелкунчик».
Муз. рук-ль: Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней
Не спугнуть бы нам его!
До свидания ребята.