Валентина Ларионова
Долгосрочный проект в старшей группе «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ Мошковский детский сад №2 «Рябинка»
Долгосрочный проект в старшей группе
«Моя малая Родина»
Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине
В. А. Сухомлинский
Публикация «Долгосрочный проект в старшей группе „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
Подготовила Воспитатель:
Ларионова В. Д.
2023-2024 уч. год
Информационная карта, и план реализации проекта :
Полное название проекта : «Моя малая Родина».
1. Автор: Ларионова В. Д.
2. Участники проекта : дети, родители старшей группы Б «Капельки»,
Воспитатель: Ларионова В. Д.
3. Вид, тип проекта : долгосрочный, групповой, информационно-
творческий.
4. Сроки реализации: ноябрь 2023 г. – март 2024 г.
5. Цель проекта : Воспитание патриотического отношения к своей
Малой Родине.
Задачи:
- Углублять представления о Родине;
- Расширять представления о Новосибирской области;
- Познакомить детей с родным посёлком (история, символика,
достопримечательности). Познакомить с именами тех, кто основал и
прославил посёлок;
- Воспитывать интерес и любовь к родному посёлку, умение видеть
прекрасное, гордиться им;
- Развивать эмоционально – ценностные отношения к семье, дому, улице,
детскому саду, городу, области, стране;
- Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину;
- Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
- Воспитывать уважительное отношение к местному фольклору,
традициям родного посёлка/области;
- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от
рассказов, бесед, прогулок;
- Развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной
Деятельности;
- Обогащать предметно-развивающую среду группы;
- Развивать творческое и логическое мышление, воображение;
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание
принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей
среды.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
Принцип опоры на интересы ребёнка;
Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при
руководящей роли взрослого;
Принцип наглядности;
Принцип последовательности;
Принцип сотрудничества и взаимоотношения.
Актуальность темы:
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – патриотизм… Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России…» В. В. Путин
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Анкетирование детей и родителей на начало учебного года показало, что дошкольники обладают недостаточными для своего возраста знаниями о родном городе. Решение этого вопроса заключается в усилении работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями нашего посёлка. Решением данной проблемы стала реализация проекта : «Моя малая Родина».
Я считаю, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через творческий подход решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Предполагаемый результат: Дети свободно называют свою страну, область, город, посёлок, знают названия нескольких центральных улиц посёлка, основные организации (предприятия) нашего посёлка, достопримечательности и их значимость. Дети четко знают свой домашний адрес, адрес детского сада, место работы родителей, значимость их труда.
Рефлексия деятельности проекта : Формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.
Реализация проекта предусматривает три этапа.
1 Этап подготовительный (ноябрь-декабрь 2023г.) :
1. Выбор темы проекта исходя из актуальности, и его разработка.
2. Анкетирование детей и родителей по данной теме.
3. Постановка цели и задач.
4. Изготовление буклетов по выбранной тематике в родительский уголок.
5. Составление плана работы с социальными партнерами.
6. Разработка перспективного плана совместной деятельности воспитателя с детьми и родителями по реализации проекта.
7. Проведение беседы с воспитанниками.
8. Подбор методических материалов, литературы, фотографий, иллюстраций, по теме проекта.
Ноябрь:
Беседы для детей: «Моя семья», «Мои друзья», «Где я живу, мой адрес», «Правила дорожного движения», «Друзья и дружба».
Цикл рассказов для детей: В. Осеев «Печенье», «Сыновья», Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы». О. Бедареев «Азбука безопасности», С. Михалков «Дядя Степа милиционер», «Бездельник светофор», «Моя улица», «Велосипед».
Чтение художественной литературы: Чтение стихов Р. Гамзатов «Мой дедушка», «Моя Родня»,
НОД Тема: «Безопасная дорога в детский сад».
Декабрь:
Беседы для детей: «Страна Россия. Столица Москва», «Почему наш край называется Сибирский», «История Новосибирской области», «Достопримечательности города Новосибирска», «История нашего посёлка», «Какие достопримечательности есть в Мошково?»
Цикл рассказов: К. Д. Ушиинский «Наше отечество».
Чтение художественной литературы: Чтение стихотворений о Родине В. Боков, Е. Серова «Родные края», А. Прокофьев «Родина», Е. И. Соколов «Наша страна».
Занятия: «Знакомство детей с символикой России», «Знакомство детей с символикой Новосибирской области», «Знакомство детей с символикой родного посёлка».
Дидактические игры
2 Этап основной
Реализация проекта (январь - март 2024 г.)
Январь:
Беседы для детей: «Как называется твоя Малая Родина?», «Где ты живёшь, твой адрес?», «Кем работают родители», «Откуда хлеб пришел», «Ателье», «Из чего построен дом», «Какие бывают профессии?», «Все профессии важны, все профессии нужны!».
Цикл рассказов для детей: «Три поросенка», «Теремок», (песочные часы, «Механические часы».
Чтение художественной литературы: «Стихи детям» С. Маршак, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов, «Доктор Айболит» К. Чуковский, «Кем быть?» В. Маяковский, «Мамина работа» Е. Пермяка.
НОД. Конструирование «Кирпичный завод», Лепка «Хлебобулочные изделия», Рисование «Одежда для кукол»
Сюжетно ролевые игры «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Детский сад».
Февраль:
Беседы для детей:
«Дикие животные», «Домашние животные», «Взрослые детеныши и их детеныши», «Кто и где живет», «Какие леса бывают», «Строение дерева», «Природа родного края», «Цветы (Комнатные, садовые, полевые)», «Помоги природе».
НОД рисование «Природа родного края», лепка «Животные наших лесов»;
Дидактическая игра: «Найди лишнее животное», «Чей хвост», «Чей малыш», «Кто что любит», «В саду или в огороде?», «Вершки – корешки».
Подвижные игры: «К дереву – беги», «Что в корзину мы берем?», «Зайцы вышли погулять»
Выставка рисунков: «Природа нашего края».
Март Итоговые мероприятия: «Экскурсия в краеведческий музей- тема: «моя малая Родина»; Заключительное интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром по проекту.
Составление рассказов: «Детский сад – наш дом родной»
Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Школа», «Магазин игрушек», «Поездка на автобусе»
Совместная аппликация «Герб посёлка Мошково»
Повторное анкетирование после реализации проекта. 3 Этап Заключительный (апрель 2024г.)
Проведено повторное анкетирование детей и родителей, которое показало положительную динамику повышения уровня знаний детей о своем родном городе и уровня понимания родителями необходимости воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста и основ гражданственности в тесном сотрудничестве с педагогами.
В итоге реализации проекта в группе появились :
- Альбом «Патриотическое воспитание дошкольников»;
- Познавательный иллюстрированный альбом «История Новосибирской
области»;
- Альбом «Так зарождалась история» - история возникновения посёлка
Мошково;
- Познавательный иллюстрированный альбом «Достопримечательности
г. Новосибирска»;
- Уголок «Природа нашего края»;
- Познавательные карточки «Птицы и звери родного края»;
- Макеты: «Русская изба», «Наша улица»;
- Познавательные карточки и альбом «Предметы русского быта»;
- Познавательный иллюстрированный альбом «Традиции и обычаи
русского народа»;
- Материалы для игры в уголке «Магазин» (Хлебобулочные изделия);
- Настольная игра - пазлы «Достопримечательности посёлка
Мошково»;
- Лепбук «Моя семья» + генеалогические древа семей воспитанников;
- Крупно-детальные пазлы мальчика и девочки;
- Настольные игры «Гардероб девочки», «Гардероб мальчика».
Сотрудничество с семьёй по проекту «Моя малая Родина» :
- Участие в изготовлении макета «Русская изба»;
- Участие в изготовлении макета «Наша улица»;
- Участие в изготовлении стелы «Я люблю посёлок Мошково».
- Участие родителей в изготовлении генеалогического древа семьи.
- Памятка для родителей «Воспитание юного патриота в
семье», «Воспитания юного патриота».
Вовлечение родителей в познавательный диалог с детьми.
Направление игровой инициативы взрослых на познание интересов
ребёнка.
Приложение:
- Папка-передвижка для родителей : «Азбука патриотизма»;
- Рекомендованные темы бесед для родителей с детьми, и правила
поведения родителей с детьми :
1. Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и
гражданином, не говорите плохо о стране, в которой живёте. 2. Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью. 3. Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины. 4. Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
5. Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым
прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет
выражать ваш ребёнок.
6. Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь оценивать
позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с
кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты
были в детском саду).
7. Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной
стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не
высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу!».
8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях,
прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно
оценивайте их вклад в жизнь общества.
9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется
против вас самих.
10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять
позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!
P.S.
Патриотическое воспитание:
разговор о силе и великодушии
Патриотизм – одно из самых глубоких и дорогих чувств человека, но вместе с тем, по известной формуле Сэмюэла Джонсона и Льва Толстого, “последнее прибежище негодяев”. Разговор о патриотизме и о воспитании патриотизма непрост, но необходим.
Смысл патриотического воспитания в том, чтобы донести до ребенка основное: Россия и есть наш сад, который мы должны возделывать.
Валентина Осадчева поделилась конкретным опытом патриотического воспитания в Алтайском крае. Оно строится на изучении подвига алтайцев на фронтах Великой Отечественной войны. Ученики изучают историю алтайских дивизий, участвуют в поисковых отрядах.
Молодая учительница из Петербурга, едва ли не со слезами спросила: что должен делать учитель, если ученики уже попали под влияние националистических, профашистских организаций и заражены шовинизмом, ксенофобией, националистической ненавистью?
Шалва Александрович Амонашвили в своем выступлении подчеркнул, что о патриотизме, о разных пониманиях патриотизма можно спорить, но есть бесспорное, вечное чувство – любовь к Родине. Душа человека изначально несет в себе любовь к Родине. Кому нужны патриоты? Государству. Воины, защитники, работники, налогоплательщики – вот хорошие патриоты. Чувство любви к Родине лежит в иной плоскости. Это сердечная любовь, интимная ценность – как любовь к матери и отцу, родному языку. Это чувство никто и никогда не отнимет у человека.
Елена ИВАНИЦКАЯ
Приложение 1
Анкета для детей.
1. Знаешь ли ты название своего посёлка?
2. Почему наш посёлок называется Мошково?
3. Какие памятники в нашем посёлке ты знаешь?
4. Какие предприятия нашего посёлка ты знаешь?
5. Знаешь свой адрес?
6. Кем работают твои родители?
7. Какие растения произрастают в нашем области?
8. Каких животных можно встретить в нашей области?
9. Какие символы нашего района и области ты знаешь?
Приложение 2
Памятка для родителей :
«Воспитания юного патриота»
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
1. Обращайте внимание ребенка на красоту родного посёлка/города, расскажите о его достопримечательностях.
2. Во время прогулки расскажите, чьё имя носит ваша улица, что на ней находится, поговорите о назначении каждого объекта.
3. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, транспорта и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценности их труда.
4. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
5. Читайте ему сказки, книги о родном крае, о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
6. Беседуйте с ребенком о красоте родной природы, обращайте на нее внимание в любое время года.
7. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других.
8. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Приложение 3
Анкета для родителей.
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском саду. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!
1). Считаете ли Вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?
Да___
Нет___
Частично___
2). Развиваете ли Вы представления о своем посёлке, отношения к нему у своего ребёнка?
Да___
Нет___
Частично___
3). Знаете ли вы историю народной культуры и традиции своей области и посёлка?
Да
Нет
Частично
4). Воспитываете ли Вы у ребенка любовь к городу?
Да___
Нет___
Частично___
5). Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в посёлке?
Да___
Нет___
6). Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?
Да___
Нет___
Частично___
7). Какие формы взаимодействия с педагогами в детском саду по воспитанию социальной компетентности маленького гражданина были бы Вам интересны?
- «круглые столы» со специалистами по данной теме;
- совместные экскурсии, походы;
- встречи для родителей по проблемам воспитания гражданских чувств у современных дошкольников;
- домашнее чтение ребёнку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны;
- другое.
Используемая литература
1)А. Я. Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Планирование работы и конспекты занятий. Изд. «Детство-пресс» 2010г.
2)Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников». (Старшая группа) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007 -112с.
3) М. П. Костюченко «Окружающий мир» интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. 2010г.
4) Г. М. Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» методическое пособие 2006 г.
5) Е. В. Михеева «Современные технологии обучения дошкольников».2013г.
6) Т. Н. Тебенева «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» журнал «Управление ДОУ» № 1, 2007 г.
7) В. Степанов «Учебники для малышей «Моя Родина—Россия»
8) Т. А. Шорыгина «Моя семья» Методическое пособие. Изд. «ТЦ Сфера» 2013г.
9) Т. А. Шорыгина «Наша Родина – Россия» Методическое пособие. Изд. «ТЦ Сфера» 2011г. Н. Ф.
10) Н. Ф. Виноградова «Дошкольникам о Родной стране». Методическое пособие. Изд. «Просвещение» 2009г.