Виктория Корнева
Долгосрочный проект «Скоро в школу мы пойдем» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект «Скоро в школу мы пойдем» (подготовительная группа)
Воспитатель: Корнева В. С.
2023-2024 год
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение
1.1. Актуальность.
1.2. Цели и задачи.
2. Основной этап проекта
3. Заключение.
Приложение 1. Диагностическая таблица
Приложение 2. Анкета для родителей
Приложение 3. Формы и методы работы с родителями
Список используемой литературы.
Актуальность.
Публикация «Долгосрочный проект „Скоро в школу мы пойдем“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.
Разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе. Ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры. Поэтому надо хорошо понимать готов ли ребенок пойти в школу. Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы : «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому – несколько, а одна их них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребёнка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу. Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе — недостаточный уровень образовательной культуры семьи.
Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка. Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре. Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.
Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать начальное образование (какую образовательную программу) из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?
Проект «Скоро в школу» разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы. Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей. Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Проблема:
Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Необходимо отметить, что в отечественной педагогике и психологии старший дошкольный возраст рассматривается как переходный период от одной ведущей деятельности в дошкольном возрасте – игровой, к другой ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебно-познавательной. Поэтому одной из основных целей образовательной работы дошкольного учреждения является обеспечение плавности этого перехода. Этому способствует воспитание у старших дошкольников познавательной готовности к обучению.
Цель: Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС.
Задачи: формирование положительной учебной мотивации;
- формировать представления детей о школе и её значении;
-воспитывать культуру общения и культуры поведения в общественных местах;
-развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т. д.);
-развитие творчески активной личности, развитию навыков общения, работы в коллективе;
-систематизировать знание детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе.
-воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей.
- активизировать словарный запас, развивать выразительностью речи, средствами вербального и невербального общения;
- повышение родительской компетентности в вопросах пред школьные подготовки
- предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой; психо -эмоционального развития ребенка и коррекции речевых нарушений.
Принципы реализации проекта :
• Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;
• Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
• Единство содержания форм и методов работы;
• Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;
• Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процесс «дети – родители - сотрудники»;
• Принцип доступности;
• Принцип системности и последовательности.
• Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
• Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе
Вид проекта : информационно-практический
Участники проекта :
*Воспитанники ДОУ
*Педагоги ДОУ
*Родители
Этапы реализации проекта :
I Этап. (Сентябрь 2023г.)
Подготовительный
Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
II Этап (Октябрь 2023г – апрель 2024г.)
Основной
Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.
III Этап (Май 2024г.)
Итоговый
Цель: подведение итогов реализации проекта.
Необходимые условия реализации проекта :
1. интерес детей и родителей;
2. методические разработки,
3. интеграция образовательных областей
Предполагаемые результаты:
- Сформированность у детей подготовительной группы «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;
- Накопление большого багажа знаний о школе;
- Снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением;
- Нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей;
- Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.
- У детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения.
- Подготовка руки к письму;
- Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.
Работа по реализации проекта ведё тся в 3 направлениях:
*Работа с детьми;
*Работа с родителями;
*Работа с педагогами;
В работе с детьми использовали:
*ООД;
*совместную деятельность взрослых и детей;
*дидактические игры;
Для взаимодействия с родителями использовались следующие формы работы:
*анкетирование;
*участие в конкурсах творческого мастерства;
*консультации для родителей;
Проект долгосрочный : 1 год
Содержание работы над проектом по этапам :
I Этап. (Сентябрь 2023г.)
Подготовительный
Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
- Проведения мониторинга состояния речевого развития, мотивации к школьному обучению.
- Подбор методического материала для составления перспективных планов работы с детьми и родителями;
- подбор методик, справочной литературы по подготовке детей к школе;
- подготовка необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т. д.);
- анкетирование родителей.
- Консультация для родителей «Совместная деятельность семьи и педагогов ДОУ по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению»
II Этап (Октябрь 2023г. – январь 2024г.)
Основной
Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.
- определение уровня психологической готовности детей к школе;
- укрепление материально- технической базы в ДОО и построение соответствующей развивающей среды;
-беседы с детьми;
- индивидуальные консультации-практикумы для родителей;
развивающая работа с детьми, испытывающими временные трудности в развитии основных познавательных процессов;
- развивающая работа, направленная на личностное развитие ребёнка (мотивационная готовность к школе, развитие умения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в новой социальной ситуации);
- встреча с учителями начальных классов;
- родительские собрания;
- изготовление памяток, рекомендаций для родителей и педагогов;
III Этап (Май 2024г.)
Итоговый
Цель: подведение итогов реализации проекта.
Завершающий этап включает в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.
Включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:
- оценка эффективности реализации проекта;
- определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;
- Проводя работу по проекту «Скоро в школу мы пойдем» в период с 2019-2020 годы можно сделать следующие выводы:
- Проект «Скоро в школу мы пойдем» хорошо сочетается с программой обучения и воспитания детей в МБДОУ;
- данный проект помогает научиться работать в команде, вырабатывая алгоритм действий достижения поставленной цели;
- взаимодействие с семьёй позволило добиться хороших результатов в подготовке детей к обучению в школе.
Октябрь - Словесные и дидактические игры школьной тематики. «Домино «Первоклассник», «Дроби»
- Игра - путешествие «Путь от дома до школы»
- Беседа о школе.
- Чтение и рассказывание стихотворений о школе.
- «Что такое школа» Автор: Л. А. Арсенова M. Зощенко «Пора вставать!»
- Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и составление рассказов.
- Слушание детских песен
"Буквы и слова" Слова: Ольга Безымянная Музыка: Игорь Римденок
«Дважды два - четыре» Слова: М. Пляцковский Музыка: В. Шаинский
Пополнение картотеки игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: учить детей распознавать эмоции по мимике и интонации; изображать эти эмоции используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей.
- Экскурсия в школу (презентация)
Работа с родителями:
Практикум для родителей «Каким я представляю своего ребёнка в школе»
- Памятка для родителей будущих первоклассников «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет»
- Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником».
Консультация «Леворукий ребёнок»
Ноябрь Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности»
- Лото «Школьные принадлежности. Дидактические игры «Собери портфель», «Расшифруй слова»
- Беседа о правилах поведения в школе
- НОД «Школьные принадлежности»
- Чтение стихотворений про 1 класс «Слово о моей учительнице»
- Чтение А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса, не желавшая играть в куклы». Виктор Голявкин «Карусель в голове»
- Аппликация «Школьные принадлежности»
- Слушание песни «Первый раз в первый класс» Слова и музыка Сергея Ярушина
-Сюжетно-ролевая игра «Школа»
Работа с родителями:
- Памятка родителям будущих первоклассников - «Особенности психологии старших дошкольников»
Игры на развитие коммуникации: социально-личностного развития.
Учитель - логопед «Что надо знать родителям дошкольника о навыке письма».
- Советы педагога-психолога родителям «Скоро в школу»
Декабрь - НОД по обучению грамоте «Волшебный цветок».
- Чтение «Три звонка» Автор: Агния Барто
- Знакомство с пословицами и поговорками об учении.
- Вечер загадок «Скоро в школу».
- Аппликация «Школа»
- Дидактические игры «Читаем по буквам», «Кубики для всех», «Забавные истории»
- Чтение стихотворений о школьных принадлежностях О. Дриз «Когда человеку шесть»
- Беседа о прочитанном Ю. Вийра «Дедушкины валенки».
- Конструирование «Здание школы»
- Слушание песни «Первоклашка» Слова: Юрий Энтин. Музыка: Владимир Шаинский.
Работа с родителями:
- Консультация педагога – психолога «Внимание – один из важных психических процессов для развития личности ребенка. Как побороть рассеянность».
Январь - Беседа «Как построить свой день». Составление режима дня
- Чтение и беседа по произведениям Н. Носов «Незнайка учится» Л. Толстой «Филиппок»
Виктор Голявкин «Моя работа»
- Слушание песни «Наташка - первоклашка» Слова: Константин Ибряев Музыка: Юрий Чичков
- Консультация «Режим дня будущего первоклассника»
- Просмотр мультфильмов на школьную тему.
Дополнительная адаптированная коррекционно-развивающая программа психолого-педагогической направленности эмоционального развития детей «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Работа с родителями:
- Консультация ««Критерии готовности ребенка к школьному обучению"
Февраль Дидактические игры «Сложи узор», «Читаем предложения», «Числовые домики»
- Составление рассказа по картине «В школу»
- Беседы: «Мы будущие первоклассники», «Что получится, то и получится»
- «Папа, мама, я - спортивная семья»
Интегрированная деятельность «В поисках улыбки»
Цель: выявление уровня сформированности интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы готовности ребенка к школе.
- Час загадок и ребусов о школе.
Работа с родителями:
- Консультация «Готовим руку к письму»
- Родительские собрания с участием педагога-психолога с обсуждением причин возникновения трудностей в период адаптации детей к школе, роли семьи в преодолении этих трудностей;
Подготовлены рекомендации и памятки по развитию и воспитанию
Март- Дидактические игры «Расшифруй слова», «Цепочка слов».
- Беседа «Каким ты представляешь себя в школе»
- Чтение рассказов К. Драгунская «Когда я была маленькая» М. Зощенко. «Не надо врать»
- Рисование «Портрет мамочки» «Цветы для бабушки»
- Слушание и пение музыкальных произведений о маме. Аудизапись «Нам в первый класс» слова: Яков Серпин Музыка: Томас Корганов
- «Игры для развития речи». Сюжетно-ролевая игра «Школа».
- Круглый стол с показом деятельности
«Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации стандартов образования»
Работа с родителями:
Консультация для родителей Что значит «Быть готовым к школе»?
-Шесть правил адаптации ребенка к школе.
Апрель - Дидактические игры лото «Считаем и читаем», «Составляем предложение»
- Заучивание стихотворения «Что ждет меня в школе?» Автор: В. Моруга
- Слушание аудиозаписи ««Здравствуй первый класс!» Слова: Владимир Степанов Музыка: Станислав Стемпневский
- Работа в тетради по ФЭМП
- Вечер (скороговорки и пословицы о цифрах)
Работа с родителями:
Консультация для родителей будущего первоклассника
"Психологическая готовность к школьному обучению"
- Советы педагога - психолога «Кризис 7 лет и как с ним справиться»
- Родителям на заметку «Комната первоклассника» воспитатели
Май - Дидактические игры «Готов ли ты к школе», «Читаем по буквам.
- Чтение рассказа Автор: В. Кодрян «В школу»
- Заучивание стихотворений: Агния Барто «Маленькая школьница» Сергей Махотин «Вот папа дает!»
- Аппликация «Моя школьная форма»
- Рисование «Школьный ранец»
- Слушание и пение «На урок» музыка и слова В. Топильницкого
Работа с родителями:
- Родительское собрание. «Ребенок на пороге школы. Идём в школу с радостью».
- Открытый показ деятельности для родителей «Проделки ворона Метра»
- Оформление фото альбома, презентации о проделанной работе по проекту.
- Итоговое мероприятие «Выпускной утренник».
Список литературы:
1. Абашина В. В., Шайбакова С. Г. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом // Детский сад от А до Я. – 2008. – №5. – с. 139–141.
2. Александрова Т. И. Взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2003. – № 4. – с. 29–32.
3. Андреева Н. А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я – 2007. – № 5. – с. 139–142.
4. АндрющенкоТ. Ю., Шашлова Г. М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Изд. Центр “Академия”, 2003. – 96с.
5. Аншукова Е. Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. – 2004. – № 10.
6. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол. : М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. -М. : Большая Российская Энциклопедия. – 2002. – с. 528.
7. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд. ; перераб. и дополн. – СПб. : Питер, 2004. – с. 208.
8. Домбровская Е. Н. Социализация младших школьников в процессе фольклорно-танцевальных занятий // Начальная школа. – 2008. – № 10. – с. 65–69.
9. Каирова А. И., Петрова Ф. Н. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. А. И. Каирова, Ф. Н. Петрова. – М. : “Советская энциклопедия”, 1964.
10. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 240.
11. Ковинько Л. В. Воспитание младшего школьника : Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей / Сост. Л. В. Ковинько. -4-е изд., стереотип. -М. : Изд. центр “Академия”, 2000. – с. 288.
12. Кон И. С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Изд. центр “Академия”, 2003. – с. 336.
13. Кудрявцева Е. А. Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 57–63.
14. Лагутина Н. Ф. Детский сад как открытая развивающаяся система // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 100–106.
15. Лебедева Г. А., Могильникова И. В., Чепурин А. В. Семейное воспитание: методические рекомендации / Соликамский Государственный Педагогический Институт / Сост. Г. А. Лебедева, И. В. Могильникова, А. В. Чепурин. -Соликамск, СГПИ, 2004.
16. Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. сост. Л. В. Мардахаев. -М. : Изд. центр “Академия”, 2002.
17. Мудрик А. В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М. : Изд. центр “Академия”, 2004.
18. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. -3-е изд., стереотип. –М. : Изд. центр “Академия”, 1998. – с. 456.
19. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3кн. -3-е изд. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – с. 632.
20. Парамонова Л., Арушанова А. Дошкольное учреждение и начальная школа : проблема преемственности // Дошкольное воспитание. -1998.-№4.
21. Платохина Н. А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами в процессе развития у детей ценностного отношения к родному краю // Детский сад А до Я. – 2008. – № 5. – с. 44–56.
22. Ратниченко С. А. Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 1. – с. 150–158.-Психология семьи.
23. Семина О. Учимся взаимодействовать с родителями // Дошкольное образование. – 2003. – № 4. – с. 33–36.
24. Соколова Т. П. Сотрудничество детского сада и школы как одно из условий обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 5. – с. 129–139.
25. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей : Пособие для работников ДОУ. -М. : АРКТИ, 2004.
26. Трубайчук Л. В. Дошкольное образовательное учреждение как открытая система // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 6–12.
27. Фомина В. П. Особенности организации образовательного процесса (из опыта работы) [текст] / В. П. Фомина // Образование в современной школе. – 2007. – № 2. – с. 13–20.
28. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. А. В. Мудрика. -М. : Изд. центр “Академия”, 2004. – с. 352.