Анастасия Кравченко
Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Память поколений»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект
по нравственно-патриотическому воспитанию основанный на приобщении старших дошкольников к истории Великой Отечественной Войны 1941-1945г.
«Память Поколений»
«…Детям своим расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,—
о погибших
помните.»
(Р. Рождественский)
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Актуальность: Роберт Рождественский призывает нас помнить о героическом подвиге нашего народа и нести эту память через многие поколения. В связи с последними событиями происходящими на мировой арене, актуально воспитывать всесторонне развитого человека, имеющего полное представление об истории своей страны, на примере подвигов его предков. Очень важно донести до понимания дошкольников и сохранить в памяти значимость исторического пошлого. Как показывает время, народная память значима для жизни общества. Воспитывать чувство патриотизма нужно с малого, с любви к родным, именно родители могут стать надежным партнёром для воспитателя в вопросе формирования представлений о знаковых событиях Великой Отечественной Войны, через знакомство с военным прошлым семей воспитанников.
Цель: Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников через приобщение к военному прошлому страны, героическому подвигу советского народа в том числе родственников (прадедушек и прабабушек) в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов против Гитлеровской Германии.
Задачи:
Расширять и систематизировать представления детей о Великой Отечественной Войне 1941-1945 г. ;
Воспитывать трепетное отношение к празднику Великой Победы, уважение к заслугам и подвигам народа-победителя, военному пошлому членов своей семьи;
Познакомить с историческими фактами, основанными на реальных событиях;
Обогащать словарный запас через прослушивание и разучивание художественной литературы, песен военных лет;
Приобщать родителей к формированию и воспитанию патриотизма, через совместную деятельность воспитатель-ребёнок-родитель, воспитатель-родитель, родитель-ребенок.
Воспитывать бережное отношение к прошлому, фотографиям, документам и наградам членов семьи.
Условия реализации проекта:
1. Создание условий для детской деятельности;
2. Готовность педагога к реализации мероприятий проекта;
3. Оформление в группе уголка нравственно – патриотического воспитания, лэпбука «Великая Отечественная Война 1941-1945г.»;
4. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе осуществления проекта;
5. Активное привлечение родителей к участию в проектной деятельности.
Этапы реализации:
Подготовительный этап
- выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике победы;
- информирование родителей о предстоящем проекте;
- анкетирование родителей;
- подбор методической литературы, презентаций, фотографий, плакатов;
-подбор литературных произведений о войне;
-подбор музыкальных произведений, мультфильмов на военную тематику;
- подготовка бесед о ВОВ с детьми;
- разработка содержания проекта;
-составление списка рекомендуемой литературы для родителей;
-составление картотеки сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических игр на военную тематику.
Основной этап
-оформление папки-передвижки для родителей: «Праздник Победы-9мая»;
-консультация для родителей «Как рассказать ребенку о войне?»;
- рекомендации для родителей «Читаем с детьми о войне»;
-непосредственная образовательная деятельность;
- чтение художественных произведений о ВОВ;
- просмотр презентации и иллюстраций на военную тематику;
-прослушивание песен о войне;
-просмотр фрагментов художественных фильмов о ВОВ;
-составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ;
- организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.
- организации конкурса чтецов «Свободный Дон!», приуроченный ко второму освобождению Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков.
Заключительный этап
- фотовыставка «Наш Герой» (выставка фотографий фронтовиков, фото наград и наградных документов)
-создание «Книги памяти» с рассказами детей, семейными фотографиями;
- участие в акциях «Факельное шествие», «Бессметный полк»;
- проведение спортивного мероприятия для детей и родителей «Зарничка. Память поколений»;
Мероприятия с детьми:
Непосредственная образовательная деятельность:
• Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Давно была война…»;
• Занятие развитию речи «День Победы»;
• Занятие по рисованию «Поздравительная открытка»;
• Спортивное мероприятие «Мы защитники».
Беседы:
• «Великая Отечественная война»;
• «Почему война называется Великой Отечественной?»;
• «Ворота Кавказа. Как освобождали Ростов-на-Дону»
• «Дети и война»;
• «Праздник «День Победы»;
• «Победа»;
• «История георгиевской ленточки».
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
• «Кто служит в армии»;
• «Посылка на фронт»;
• «Каким должен быть солдат»;
• «Защитники Отечества»;
• «Парад в День Победы»;
• «Собери целое из частей»;
• «Кто защищает родину?»;
• «Найди отличия»;
Подвижные игры:
• «Полетная группа»;
• «Чья машина быстрее привезет снаряд»;
• «Салют»;
• «Переправа»;
• «Снайпер»;
• «Санитары»;
• «Марш-бросок»;
• «Разведчики».
Сюжетно-ролевые игры:
• «Госпиталь»;
• «Защитники Родины»;
• «Разведчики и пехотинцы»;
Рассматривание картин:
1. Васнецов «Три богатыря».
2. Рассматривание картинок с изображением мемориальных комплексов Городов Героев.
3. Рассматривание репродукций художников, посвященных эпизодам ВОВ. :
*«Отдых после боя», «Салют победы» Ю. Непринцева,
*«Возвращение домой» В. Штраних, В. Костецкий.
*«Парад на Красной площади» К. Юон,
*«Победа» П. Кривоногов,
4. Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением памятников воинам, обелисков.
Ознакомление с произведениями художественной литературы:
• Заучивание и чтение стихов о войне, солдатах.
• Отгадывание загадок на военную тематику.
• Чтение пословиц и поговорок о мужестве и героизме.
• Чтение художественной литературы:
*А. Барто «Звенигород»;
* С. М. Георгиевская «Галина мама»;
* Ю. П. Герман «Вот как это было;
* В. Ю. Драгунский Арбузный переулок. (в кн. "Денискины рассказы");
* А. М. Жариков «Смелые ребята»;
* В. А. Осеева «Андрейка»;
* К. Г. Паустовский «Стальное колечко»;
* И. Токмакова «Сосны шумят»;
* А. Шишов «Лесная девочка»;
* Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил»;
* Л. Кассиль «Твои защитники»;
* С. Михалков «День Победы».
Прослушивание музыкальных произведений:
• Марш «Прощание славянки» муз. В. Агапкина;
• «Священная война» муз. А. В. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача;
• «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова;
• «Журавли» муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова;
• «Темная ночь» муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова;
• «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского;
• «Смуглянка» муз. Я. Шведова, сл. А. Новикова;
• «Дорога на Берлин» муз. М. Фрадкина, сл. Е. Долматовского;
• «В землянке» муз. К. Листова, сл. А. Суркова;
• «Эх, дороги…» муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина;
• Песня «Три танкиста» муз. братьев Покрасс, сл. Б. Ласкина.
Использование ИКТ:
1. Презентации
«Давно была война…»
«Ордена и медали»
«9 мая - День Победы»
«Дети и война»
«Четвероногие помощники на фронте»
2. Просмотр мультфильмов по теме.
Работа с родителями:
• Анкетирование родителей;
• Родительское собрание «Мы помним ту весну…»
• Оформление папки-передвижки для родителей: «День Победы-9 Мая»;
• Вручение буклетов родителям «Как рассказать ребенку о войне?»;
• «Книга памяти» - Привлечение родителей к составлению индивидуальных рассказов совместно с детьми об истории своей семьи в годы ВОВ
Обеспечение:
Материально-техническое: фотоальбомы, ватман, картон, клей, цветная и белая бумага, краски, кисточки, пластилин, ножницы, ноутбук, телевизор, фотоаппарат, музыкальный центр.
План мероприятий проекта «Память Поколений»
№ Название
мероприятия Цель/Краткое содержание Дата проведения Аудитория
1. Анкетирование родителей "Выявление информированности об участии родственников в войне, готовности родителей говорить с детьми о событиях Великой Отечественной Войны. "
2. НОД «Почему война называется Великой Отечественной?»-Познакомить детей с историческими событиями Великой Отечественной войны;
Подвести к пониманию того, что народ хранит память о людях, отдавших свою жизнь за Родину.
3. Беседа: «Ворота Кавказа. Как освобождали Ростов-на-Дону» Цель: формирование нравственных ценностей.
Задачи:
Развивающие: познакомить с историей города в военное время.
Обучающие: обобщать и расширять знания о героях войны, о подвигах юных героев.
Воспитывающие: воспитывать чувство любови и гордости за свой город, Родину.
4. Конкурс чтецов приуроченный к 77 годовщине Второго освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков. Создание условий для познавательно-речевого развития ребёнка;
- воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям;
- развитие у дошкольников художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений;
- выявлять лучших чтецов среди детей, предоставление им возможности для самовыражения.
5. Конкурс детского рисунка «Какой он-защитник?» - Развитие познавательного интереса детей к истории своей страны;
Воспитание патриотизма и гордости за свою страну;
Развитие творческого потенциала обучающихся;
Предоставление юным художникам возможности для самореализации
их творческих способностей, выявление талантов.
6. Родительское собрание: «Мы помним ту весну…»
Вручение буклетов «Как рассказать ребёнку о войне?» - Цель: Вызвать патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине и героям ВОВ.
- обсудить стратегию формирования патриотических чувств у дошкольников.
- формировать патриотические чувства, чувство принадлежности к мировому сообществу; сплачивать семью ребёнка общими интересами к одному делу;
- развивать свободное общение родителей, воспитателей и детей, формировать интерес к коллективной деятельности;
- развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой;
- формировать потребность в двигательной активности.
7. Акция «Книга Памяти» - Привлечение родителей к составлению индивидуальных рассказов совместно с детьми об истории своей семьи в годы ВОВ.
8. Фотовыставка «Наш Герой» - Продолжать формировать патриотические чувства у дошкольников.
9. Участие во Всероссийской акции «Читаем детям о войне» - Знакомить с произведениями о войне, воспитывать гордость и чувство патриотизма, воспетых в текстах.
10 Участие в акции «Факельное шествие» - Формирование нравственных ценностей.
11. Спортивно-патриотическое мероприятие «Зарничка. Память Поколений» -Продолжать знакомить детей с историческими событиями Великой Отечественной войны;
-формировать двигательной активности.
12 Участие в акции «Бессмертный полк» - Продолжить формирование нравственных ценностей, воспитывать патриотические чувства.
Литература:
1. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
2. Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макарова – М. : Просвещение, 1984.
4. Казакова А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе. – М. : 2010 г.
5. Черноиванова Ж. В. Сценарий праздника Великой Победы. Утренники, проекты, тематические задания, спортивные праздники, квесты, познавательно-исторические игры. Программа для установки через интернет. Для педагогов ДОО/ СИ-4399. Учитель-Волгоград, 2019.