Марина Ивлева
Долгосрочный проект по аппликации «Наклей-ка» (старшая-подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект по аппликации (старшая-подготовительная группа)
2021–2022 год
Пояснительная записка
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
Публикация «Долгосрочный проект по аппликации „Наклей-ка“ (старшая-подготовительная группа)» размещена в разделах
- Аппликации. Проекты
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Подготовительная группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой: аппликация обрывная, накладная, торцевание, квиллинг. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с дошкольниками.
Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, детали полностью или частично наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Интегрируемые образовательные области программы: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Труд».
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.
Срок проведения: с 01 сентября по 31 мая
Возрастная группа : дети 5-7 лет
Периодичность занятий: 4 раза в месяц
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Длительность занятий: 20- 25 минут
Место проведения : групповая комната.
Цель:
1. Развитие творческих способностей детей посредством освоения
нетрадиционных техник аппликации.
Задачи:
Образовательные:
-формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
-закреплять основные приемы бумагопластики (обрывание, сминание, скатывание в комок, жгутик, вырезывание одинаковых модулей);
уметь работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
-учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)
-обогащать сенсорные впечатления (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
Развивающие:
-развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;
-развивать речевые навыки;
-развивать творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие;
Воспитательные: - воспитывать навыки аккуратной работы с бумагой;
-воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
Оборудование и инструменты:
- наборы цветной бумаги, картон белый и цветной,
- гофрированная цветная бумага, салфетки разных цветов,
-клейстер, кисти и клеящий карандаш,
-ножницы, клеенка,
- трафареты, шаблоны.
Дидактический материал:
-альбомы иллюстраций работ по разным видам аппликаций.
-образцы работ взрослых и старших детей.
-дидактические игры: «Подбери по цвету», «Собери букет», «Выложи по светлоте», «Собери картинку» и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу года дети 5-6 лет должны уметь:
• Объемное конструирование из бумаги, научить детей склеивать готовые элементы
и соединять их в образы;
• умение рационально использовать материал, правильно находить место на листе
для выполнения работы;
• соединять их в объемные игрушки, приклеивать к ним небольшие детали из
картона, ниток, ткани
• решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций,
усвоенных способах действий;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером и руководителем кружка.
К концу года дети 6-7 лет должны уметь:
• умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении работы;
• создавать образы предметов, декоративные композиции используя готовые формы
и нетрадиционные материалы;
• проявлять познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как
одному из видов изобразительного искусства;
• владеть навыками работы с разнообразными материалами и навыками создания
образов посредством различных технологий
• Конструирование из бросового материала: научить детей видеть образы в
бросовом материале.
• овладение новым способом техники оригами, складыванием бумаги в разных
направлениях.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
5 – 6 лет
Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком
Активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать
самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы
воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность.
Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия
воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться
первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её
замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по
предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть
сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:
1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает»
природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);
2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает
необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
6 – 7 лет
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений,
творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни —
обучению в школе. Образы окружающей жизни и литературных произведений,
передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки
приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили
конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными
способами анализа как изображений, так и построек, не только анализируют
основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их
форму на основе сходства с знакомыми им объемными телами. Свободные
постройки становятся симметричными и пропорциональными. В этом возрасте дети
уже могут освоить весьма сложные формы сложения из листа бумаги придумывать
собственные. Однако этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен им - он важен для углубления их
пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного
материала. Детям уже доступны целостные композиции по предварительному
замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и
животных в различных условиях действия.
Сетка занятий с детьми
5-7 лет
Количество занятий
в неделю Количество занятий
в месяц Количество занятий
в год Кол-во
детей
в группе
1 раз в неделю
(пятница)
4 31 15
План работы.
Сентябрь.
1. «Арбуз»
Задачи: формировать практические навыки аппликации (смятие бумаги, намазывание клеем, наклеивание фигуры в заданном месте, располагать материал по цвету.
Материалы: картон, салфетки зеленые и красные, клей ПВА, семечки арбуза.
2.«Кит»
Задачи: продолжать учить детей складывать круг пополам, складывать стороны навстречу друг другу. Учить пользоваться ножницами и резать по волнистой линии. Продолжать закреплять умение работать с клеем и пользоваться салфетками. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми. Приходить на помощь друзьям.
Материал: формат бумаги А4, полоска голубой или синей бумаги, ножницы. Два черных или темно синего цвета круга диаметром 12см, один круг7см.
На волнах качаясь спит, очень славный синий кит,
Он огромного размера, в океане самый смелый,
Пьет он воду, ест планктон, потому и сильный он!
3.«Осень на носу».
Задачи: учить детей вырезать по контуру. Закреплять умение правильно работать ножницами и аккуратно пользоваться клеем. Развивать глазомер.
Материал: лист бумаги формата А4, прямоугольник с контуром собаки. Вырезанные разноцветные листочки, клей, клеенка.
4. «Осенний букет» коллективная работа
Задачи: Познакомить с новым способом вырезания одинаковых силуэтов из бумаги, сложенной гармошкой.
Материал: лист бумаги формата А4, прямоугольник с контуром листика. Вырезанные разноцветные листочки, клей, клеенка.
Октябрь.
1. «Астры»
Задачи: Закрепить способ многослойности. Учить детей складывать бумагу, ножницами придавать нужную форму, формировать из деталей объемную аппликацию. Развивать цветовое восприятие.
материалы: цветной картон; двусторонняя бумага красного, желтого и зеленого цвета;
односторонняя бумага лилового или сиреневого цвета по выбору; простой карандаш, ножницы; линейка; циркуль; клей ПВА.
2. «Осенний лес»
Задачи: Продолжать учить навыкам коллективной деятельности. Закреплять умение работать ножницами; упражнять в вырезывании из бумаги сложенной гармошкой; знание цветов спектра. Развивать умение продумывать расположение своей части работы. Воспитывать уважение к коллективному труду.
Материал: прямоугольники 12*15см оранжевого, желтого, красного цвета, клей ПВА, кисточки, ножницы.
3.«Гриб с мышкой»
Задачи: закреплять приемы вырезания овальных форм из прямоугольника путем срезания углов. Закреплять умение правильно работать ножницами и аккуратно пользоваться клеем.
Материал: прямоугольники коричневого и желтого цвета, ножницы, небольшие прямоугольники для листочков. Клей, клеенка.
4.«Веселые ежата».
Задачи: продолжать знакомить детей со способом складывания полосок пополам. Соединять углы, проглаживать линию сгиба. Закреплять умение доводить поделку с помощью фломастера до нужного образа. Вырезать ежа по нарисованному контуру.
Материал: лист разноцветной бумаги с нарисованным контуром ежа. Полоски цветной бумаги 2.5см /6см., черный круг диаметром 2.5см. клей, фломастер.
Ноябрь
1.«Индюк»
Задачи: учить детей разрезать прямоугольник на полоски. Соединять полоски пополам петелькой. Развивать творчество. Ритмично размещать полоски друг около друга.
Материал: прямоугольники разного цвета с нанесенными линиями для разрезания. Туловище индюка. Фломастеры, клей карандаш, клеенки, ножницы, бумага формата А4.
2. «Виноград».
Задачи: учить детей из полосок склеивать колечко. Наклеивать заготовленные детали на контур грозди винограда. Развивать мелкую моторику.
Материал: фиолетовые, розовые полоски бумаги2.5 см/7 см. Лист бумаги формата А4 с нарисованным контуром грозди винограда.
3. Коллективная работа «Ветки рябины в вазе».
Задачи: Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение. Работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать.
Материал: квадраты желтого, зеленого, красного, оранжевого цветов 5/5 см, лист формата А3 синего цвета, красные салфетки (ягодки).
4.«Букет для мамы».
Задачи: Учить детей создавать объёмные аппликация. Объёмные цветы из прямоугольников,
развивать чувство композиции; учить самостоятельно придумывать композицию;
Материал: квадраты желтого, зеленого, красного, оранжевого цветов 5/5 см, лист формата А3 белого цвета,
Декабрь
1. .«Санки»
Задачи: учить детей делать объемные игрушки санки для создания зимней композиции. Хорошо проглаживать линии сгиба. Украшать санки по своему желанию.
Материал: разноцветные схемы санок прямоугольник 10-7 см, разноцветные полоски. Ниточки пряжи для веревочки. Клей, клеенки. Ножницы.
2. «Тигр- символ года 2022»
Задачи: показать детям возможность создания образов тигра из круга и овала. Закреплять умение вырезать овалы из бумаги. Учить передавать пространственные представления (рядом, сверху, внизу).
Материал: квадратный лист бумаги. Круг серого цвета диаметром8см, серый прямоугольник 10см-6см. клей. Желтый треугольник с вырезанными кругами (сыр).
3. «Новогодняя елка»
Задачи: продолжать знакомить с последовательностью выполнения аппликации елки из полосок. Закреплять умение складывать полоски петелькой, соединять углы у полоски ровно. Учить, творчески воплощать задуманную тему.
Материал: полоски бумаги зеленого и белого цвета 3/7см., дырокольные снежинки, клей. Ватные диски, формат листа бумаги круг.
4. «Дедушка мороз»
Задачи: учить детей делать поделку из нескольких частей. Закреплять умение работать ножницами. Разрезать бумагу по прямой. Закручивать разрезанные полоски на карандаш. Учить складывать колпак в определенной последовательности.
Материал: белый прямоугольник, белая полоска, красный прямоугольник, клей, карандаш, ножницы.
Январь
1.«Рождественский ангел»
Задачи: Формировать умение гофрировать бумагу способом загиба бумаги на небольшие полосы чередуя вправо и влево, создавать аппликации из прогофрированной бумаги. Развивать усидчивость, целеустремлённость.
Материал: Картон холодных синих тонов, бумага белая размером 10 см на 30 см, квадрат белой бумаги 7 см, крылья из белой бумаги вырезанные волнистыми ножницами, звёзды из фольги, клей ПВА, кисти для клея, баночки для клея, тряпочки для промакивания клея, клеёнки. Образец.
2.«Сказочный лес»
Задачи: учить передавать необычность, сказочность образов деревьев. Закреплять умение вырезать по нарисованному контуру, закрепление симметричного вырезания.
Материал: бумага формата А4 для фона. Разноцветные прямоугольники (голубого, синего, розового, фиолетового цветов). Ножницы, фломастеры, клей, клеенки.
3. «На рябинку посмотри, прилетели снегири»
Задачи: повышать интерес детей к изготовлению поделок в стиле оригами; познакомить с пооперационной картой базовая форма «треугольник» складывания птицы снегиря.
Материал: квадрат черной и красной бумаги, глазки, клей-карандаш.
4. «Месяц в облаке заснул»
Задачи: закреплять умение детей работать с ножницами. Развивать творческие способности при оформлении поделки. Закрепить умение обводить шаблон и вырезать его.
Материал: бумага синего цвета формат аА4, ватные диски, контур месяца, разноцветные полоски для колпачка.
Февраль
1.«На горке».
Задачи: учить детей делать коллективную работу, подбирая и создавая соответствующее изображение; продолжать учить вырезать из бумаги одинаковые части, сложенной гармошкой, а симметричные – из бумаги, сложенной вдвое; закреплять приемы вырезывания и наклеивания; развивать воображение, эстетическое восприятие.
Материал: лист белой бумаги формата А4, красный треугольник 10/25 см, бумажные разноцветные силуэты человечков, разноцветные фломастеры, белые бумажные силуэты елок, клей карандаш.
2. «Лисичка»
Задачи: закреплять умение складывать овалы пополам по горизонтали. Сглаживать линию сгиба. Продолжать учить составлять целое из готовых форм.
Материал: овалы оранжевого цвета, овал белого цвета. Клей карандаш, клеенка.
3.«Галстук для папы»
Задачи: продолжать знакомить с государственным праздником – Днем защитника Отечества; развивать фантазию, мелкую моторику рук; воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении работы.
Материалы: шаблон галстука и разноцветные полоски из цветной бумаги, клей, салфетки по количеству детей, клеенка на каждый стол, кукла мальчик Коля.
4. Кукла «Домашняя Масленица»
Задачи: способствовать формированию у детей представлений о русском народном празднике Масленица, побуждать детей создавать изображение куклы-масленицы из готовых форм, способствовать развитию творческих способностей, воспитанию интереса к традициям русского народа.
Материалы: кукла Настенька в русском народном костюме, клей, клеенки, готовые формы куклы-масленицы для наклеивания, фантики от конфет.
Март
1.«Розы для мамы» (Квиллинг)
Задачи: Познакомить детей с новой техникой - квиллинг. Формировать умение разрезать кружок спиралью, закручивать, создавая бутон розы, склеивать собранные концы в центре на оставшемся кружке. Развивать умение создавать композицию из заготовок. Расширять словарный запас; представление о Международном Женском празднике.
Материал: Цветной картон согнутая или разрезанная пополам с обратной стороны стихи для мамы с поздравлениями от детей. Кружки разным диаметром, разных цветов характерным цвету - роз 5 – 7 шт для каждого ребёнка, ножницы прямые или с волнистым срезом, листочки можно прогофрировать, клей ПВА баночки для клея. кисти для клея, тряпочки, клеёнки. Образец.
2.«Букет» (нитки)
Задачи: Познакомить и научить детей новому способу изображения. Формировать умение наклеивать ниточки на силуэт удобными способами. Развивать мелкую моторику, усидчивость, фантазию, воображение.
Материал: Картон основа с нарисованными цветами Ф А – 5, нитки шерстяные небольшие клубочки разных цветов, клей ПВА с тонким горлышком. Образец.
3.«Цветик – семицветик»
Задачи: Формировать у детей элементарное восприятие художественного слова и искусства. Знакомить с использованием в творческой деятельности детей технического приема – пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приемов работы с пластилином: раскатывания колбаски, скатывание шариков. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, желание увидеть результат своего труда. Образец воспитателя,
Материалы: белый картон с контурным рисунком цветика – семицветика, набор пластилина,
салфетка для рук, стека.
4. «Конусный театр»
Задачи: Познакомить детей с конусным театром: научить их делать героев сказки на основе конуса; способствовать развитию творчества, фантазии детей, эстетического вкуса, театральных способностей; совершенствовать умение работать с ножницами; способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, любви к театру.
Материалы: Ножницы, цветная бумага, клей, карандаш, шаблоны, салфетка.
Апрель
1.“Веселые портреты”
Учить составлять портрет из отдельных частей. Познакомить с новым способом вырезания овала из бумаги сложенной вдвое.
Материал: прямоугольный лист бумаги разного цвета, фломастеры.
2. «Космос»
Задачи: Совершенствовать умение действовать сообща, выполняя коллективную работу. Формировать умение договариваться друг с другом, планировать работу. Расширять познавательный интерес к космосу. Воспитывать художественный вкус.
Материал: Тонированный лист ватмана формата А3, гофробумага зеленого, белого цветов, цветная бумага, салфетки, полоски для квиллинга белого, зеленого, голубого цветов, клей ПВА, ножницы, кисть, клеенка.
3.«Полет на Луну».
Задачи: Учить передавать форму ракеты, применяя прием вырезывания из бумаги, сложенной вдвое, чтобы правая и левая стороны изображения получились одинаковыми; располагать ракету на листе так, чтобы было понятно, куда она летит. Учить вырезывать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами. Развивать чувство композиции, воображение.
Материалы: шаблон картинки ракета, человек в скафандре, картон, клей ПВА, кисти, салфетки.
4. «Пасхальная открытка»
Задачи: познакомить детей с новой техникой выполнения аппликации — создание изображения с помощью ткани, наклеенной на бумаге;
- закрепить умение вырезать части круглой и овальной формы; умение аккуратно наклеивать детали аппликации, создавать из отдельных элементов гармоничную композицию.
Материалы :
Кусочки разноцветной ткани (15 видов, шаблоны открыток(15 шт.). Прямоугольники белой бумаги; квадраты жёлтой и зелёной бумаги, клей, ножницы, салфетки, тарелочка, расписанное яйцо, бабочки (15шт.)
Май
1.«Букет сирени» (работа с рельефной бумагой)
Задачи: продолжать работу детей со способом обрывочной аппликации. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги и аккуратно их приклеивать. Развитие чувства цвета.
Материал: картон, рельефная бумага, клей ПВА, кисть, тряпочка.
2.«Открытка для ветеранов»
Задачи: Формировать умение работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Клей ПВА, кисть, нитки шерстяные, салфетки.
3.«Кораблик»
Задачи: учить детей выполнять объемную работу. Закреплять умение складывать круг и прямоугольник пополам. Разрезать прямоугольник по линии сгиба (труба).
Материал: круг диаметром 20 см. Белый прямоугольник. Полоска бумаги голубого и красного цвета. Ножницы, клей.
4. «Пластилиновые буквы»- работа с пластилином.
Задачи: развивать связную речь, познакомить с гласными буквами. Учить лепить буквы, подбирать слова с этой буквой.
Материал: шаблоны гласных букв, пластилин разных цветов.
Заключение
Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К. Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью». Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, пластилином или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.
В заключении хочется сказать, что творческая работа, направленная на создание поделок из природного материала, не просто забава и приятное развлечение на прогулке. Это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так и неповторимо и то, что из нее создано. Дошкольники с большим интересом и желанием мастерят необычные вещицы – сувениры, подарки, украшения. Ну а взрослые, вместе с детьми снова и снова окунаются в свои детские впечатления. Самое важное в искусстве создания поделок из природного материала – это умение видеть в природной форме какой-либо образ.