Надежда Ануфриева
«Зелёный патруль идет на помощь». Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зелёный патруль идёт на помощь»
Цель: формирование знаний о правилах поведения и охраны природных объектов Ленинского района -- берег реки Ржавки, озеро Силикатное, парк «Дубки» через создание проблемных ситуаций.
Образовательные задачи:
• формировать представления о взаимосвязях всего живого в природе.
Развивающие задачи:
- развивать экологическое мышление и творческое воображения в процессе формулирования правил охраны природных объектов;
- развивать любознательность детей.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважение и любовь к природе, в частности к природным объектам родного района, а также прививать понимание важности заботы о них.
Предварительная работа:
- Открытая образовательная деятельность по экологии.
- Опыты и эксперименты с водой.
- Виртуальные экскурсии на берег реки Ржавки, озеро Силикатное, парк «Дубки».
Материалы и оборудование:
- медали-эмблемы команды юных защитников природы «Зеленый патруль» (на каждого ребенка);
- мультимедийная доска;
- ноутбук;
- портативная колонка;
- презентация;
- «мусор»: пакеты, пластиковые бутылки, бумагу и т. д. ;
- подводные маски;
- перышки птиц, емкость с чистой водой, растительное масло, окрашенное гуаью в черный цвет;
- небольшие магниты, магнитная удочка;
- разрезные картинки с изображением животных на каждого ребенка.
Ход и содержание занятия, деятельность воспитателя и детей
Организационный момент.
Воспитатель с детьми (стоят в кругу, взявшись за руки):
Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята. Никого не обижаем,
А друг с другом мы играем.
Никого в беде не бросим,
Не заберём, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
В. Ребята, кажется, сегодня у нас будет не совсем обычный день. Как вы думаете, почему? (предположения детей)
В. Садитесь на стульчики и посмотрим на волшебный экран.
На экране появляется изображение Экоши и письмо от него.
Дети смотрят на экран, а воспитатель читает:
Слайд 1. Письмо от Дракоши Экоши.
«Здравствуйте, ребята!
Ловите мой привет!
Зовут меня - Экоша,
Мне много-много лет!
В лесах, в полях, на водах
Порядок стерегу,
Но, справиться с бедою
Один я не могу!
Великий беспорядок
Творится там и тут…
Все потому, что люди
Природу не берегут!
Спешите мне на помощь,
В дороге не ленитесь:
Заметили проблему –
Так сразу устраните!
Карта движенья лежит на пороге. Поможет она найти вам дорогу!
А волшебные значки помогут вам превратиться в команду юных защитников природы «Зеленый патруль»».
Основная часть.
Воспитатель просит одного из детей проверить что лежит на столике у входа в группу. Ребенок приносит карту и медали-эмблемы команды юных защитников природы «Зеленый патруль».
В (удивленно, взяв карту и разворачивая ее):
Ребята, к нам за помощью обратился дракоша Экоша! Знаете, кто это? Это наш друг и помощник. Он смотрит за природой в нашем районе! И раз он обратился за помощью, значит, где-то поблизости произошла беда!
Хотите узнать, что случилось и помочь Экоше? (ответы детей) Тогда предлагаю нам объединиться в команду юных защитников природы под названием «Зеленый патруль». (Дети надевают медали-эмблемы команды юных защитников природы «Зеленый патруль»)
Как вы думаете, кто это такие?
Ответы детей: Люди, которые любят природу, но не только отдыхают на природе, но и всячески ей помогают.
В: Чтобы стать командой «Зеленый патруль», нужно любить природу, сохранять ее, приносить ей пользу.
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем…
То мир природы мы откроем,
О котором не забудем.
Влево, вправо повернитесь,
В команду «Зеленый патруль» превратитесь!
В: Ну что, «Зеленый патруль», давайте рассмотрим карту (подносит карту к экрану, делает вид, что сканирует карту и изображение карты появляется на большом экране).
Слайд 2. Карта. 1. Детский сад № 125 — 2. Полянка (или Берег реки Ржавки) — 3. Водоем (или Озеро Силикатное) — 4. Лес (или парк «Дубки»)
На карте красным цветом (сигнал опасности) изображены места, где требуется наша помощь. Вот так задача нам предстоит – сложная и очень ответственная!
Ну что, «Зеленый патруль», вперед? Отправляемся в наше путешествие прямо из детского сада.
Дети под музыкальное сопровождение «Вместе весело шагать» проходят по кругу, по сигналу взрослого останавливаются.
Слайд 3. Остановка первая «Полянка» (или Берег реки Ржавки). Изображение полянки выводится на экран, а по ковру группы разложить разнообразные предметы, относящиеся к «мусору»: пакеты, пластиковые бутылки, бумагу и т. д.
В: Ребята, вот наша первая остановка. А что же здесь произошло? (ответы детей)
Люди мусор раскидали,
За собою не убрали,
Все цветы завяли,
Бабочки пропали…
В (грустно): Да, ребята, посмотрите, нравится вам эта полянка? Хотели бы вы на ней отдохнуть?
Посмотрите, здесь стекло, а оно опасно для животных и человека. Почему? (ответы детей)
Пластиковые бутылки, пакеты, пластмассовые предметы разлагаются в природе от 400 до 700 лет. Представляете, сколько они будут лежать, выделять вредные вещества и портить красоту природы! Что нужно сделать, чтобы снова начать радоваться природе и наслаждаться ею? (ответы детей)
В: Правильно, мусор нужно убрать. Он состоит из вредных для здоровья человека и природы веществ.
Предлагаю не просто мусор собрать, а сортировать его! Прежде чем, положить мусор в контейнер, нужно определить из какого материала он состоит. У нас есть специальные контейнеры, что на них нарисовано: «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Бытовые отходы».
Воспитатель раздает детям одноразовые перчатки, дети надевают их, берут мусор, называют, из какого материала он состоит, и складывают его в нужный контейнер.
Справились с заданием! Молодцы!
В: Посмотрите на экран: там появилось полезное наставление от нашего друга – Экоши.
Слайд 4. Наставление от Экоши про сортировку мусора. Послушайте его (воспитатель зачитывает его):
Прежде, чем мусор в контейнер бросать,
Нужно его сортировать.
Если так будете делать всегда,
В природе порядок будет тогда!
Запомнили, ребята, наставление Экоши? Тогда нам пора отправляться снова в путь.
Под музыкальное сопровождение «Вместе весело шагать» проходят по кругу, по сигналу взрослого останавливаются.
Слайд 5. Остановка «Водоём»
В: Наша следующая остановка – водоем. Это место Экоша тоже отметил красным цветом, как проблемное. Что же здесь произошло?
Дети отвечают: вода мутная, непрозрачная.
Давайте наденем подводные маски и опустимся на дно озера и поплаваем. (Под спокойную музыку дети «плавают» по группе).
В: Скажите, вы видите друг друга в воде? А что вы видите на дне? Всегда ли можно увидеть что-либо в воде? Почему?
Дети отвечают: Ничего не видно, потому что вода в озере грязная.
В: Как вы думаете, почему вода грязная?
Дети отвечают: Люди бросают в воду мусор, моют свои машины и велосипеды.
В: Для кого это может быть опасным?
Дети отвечают: Это может быть опасным для рыб, птиц, людей.
В: Правильно. Из-за грязной воды могут погибнуть животные и растения, обитающие в ней.
А что произойдет с птицами, плавающими по воде, загрязненной, например, машинным маслом?
Прелагаю вам провести эксперимент. Перед вами белые перышки птиц и емкость с чистой водой. Окунем перья в чистую воду. Что с ними произошло?
Дети отвечают: Они чистые и сухие.
В: Затем в воду нальем «машинное масло» (подсолнечное масло, подкрашенное черной гуашью) и обмакнем перо. Что с ним произошло?
Дети отвечают: Оно стало черное, тяжелое.
В: Птицы, попавшие в такую загрязненную воду, не смогут летать и погибнут. Это катастрофа! Как вы думаете, что нужно делать, чтобы этого не случалось?
Дети отвечают: Надо бережно относиться к водоемам, нельзя их загрязнять.
В: Можно ли очистить водоемы от мусора?
Представьте, что это загрязненное озеро. Здесь лежат ржавые металлические детали (небольшие магниты, а на поверхности плавает строительный мусор (кубики). Как мы можем помочь очистить озеро от мусора?
Дети отвечают: Мы соберем мусор при помощи аквариумного сачка, а металлические детали - при помощи магнита.
В: Посмотрите, вода очистилась.
Слайд 6. Наствление Экоши про чистоту водоемов.
И нам Экоша снова прислал наставление:
На берегах озер такая благодать!
Ты приезжай сюда купаться, загорать!
Но только разный сор на берег не бросай,
В траве не оставляй и в воду не бросай!
Физкульт минутка
К озеру мы быстро спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь плывем мы дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс.
Одной, другой - это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Выйдем на берег крутой,
Отряхнулись и домой.
Ух хорошо! Молодцы!
В: Запомнили, ребята? Молодцы! Тогда нам пора отправляться снова в путь.
Под музыкальное сопровождение «Вместе весело шагать» проходят по кругу, по сигналу взрослого останавливаются.
Слайд 7. Лес.
В: Следующая остановка «Лес».
Ребята! А знаете ли вы правила поведения в лесу? Сейчас проверим!
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе говорим "нет".
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
В: Молодцы, правила поведения в лесу вы знаете! А их выполняете? (Да)
Слайд 8. Пожар в лесу.
В: Ой, посмотрите, кажется, в лесу случился пожар!
Нужно срочно спасти животных. У каждого из вас разрезные картинки. Вы должны их собрать и назвать, какое животное вы спасли.
Дети выполняют задание, собирают разрезные картинки и называют животное, которое они «спасли».
В: Молодцы! Скажите, из-за чего может случиться лесной пожар?
Ответы детей: люди разводят костры, не тушат их и уезжают, неосторожное обращение с огнем и т. д.
В: Да, ребята, сильно страдают животные от лесных пожаров. Очень много погибает при пожаре, а еще много погибает потом, когда из-за того, что все сгорело им нечем питаться.
Слайд 9. Наставление Экоши про пожар.
Посмотрите, на экране очередное наставление Экоши:
Уходя из леса – затуши костер!
Запомните, ребята, что пожар лесной
Для зверей и птиц – смертельный приговор!
В: Запомнили, ребята, это наставление Экоши? Обязательно запомните его и расскажите родителям и друзьям! А нам пора отправляться в путь.
Под музыкальное сопровождение «Вместе весело шагать» проходят по кругу, по сигналу взрослого останавливаются, навстречу выходит Экоша.
Экоша: Спасибо, ребята, что откликнулись на беду. Спасибо, что мне помогли! Сегодня вы показали слаженную работу команды «Зеленый патруль». Надеюсь, что вы запомнили все мои наставления. Вот еще одно очень важное:
Поле, речка, чистый воздух,
Трели птиц в лесах густых.
Это всё дары природы
Не губите, дети, их.
Не ломайте гнёзд напрасно.
Не губите муравьёв.
Ведь природа так прекрасна
Каждый подтвердить готов.
Водоёмы берегите
Со студеною водой.
Они в жизни пригодятся
Нам для отдыха душой.
Экоша: Ну что ж, ребята, мне пора снова отправляться в путь по нашему району: буду следить за порядком. До свидания. (Дети рощаются с Экошей)
В: И нам пора вовращаться назад – наше путешествие подошло к завершению. Закройте глаза.
Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем…
Мир природы мы открыли
О котором не забудем!
Влево-вправо повернитесь,
В детский садик возвратитесь…
Рефлексия.
В: Вот мы снова в детском саду.
- Вам понравилось быть командой юных защитников природы «Зеленый патруль»?
- Где вы сегодня побывали?
- О каких правилах поведения и защиты природы мы сможем рассказать своим друзьям?
Дети вспоминают правила и наставления Экоши.