МААМ-картинки

Взаимосвязь развития связной речи и интеллекта дошкольников

Вероника Фирстова
Взаимосвязь развития связной речи и интеллекта дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка «Детский сад № 15» г. Маркса

Доклад:

«Взаимосвязь развития связной речи и интеллекта дошкольников»

Подготовил:

руководитель РМО

Фирстова В. В.

Маркс 2017

Темочки:

«Родной язык, - это не нарочно придуманные для ребенка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа».

Я. Корчак,

Американский психолог Э. Торндайк заявил, что трёхлетний ребёнок проделал уже полпути своего умственного развития. В связи с этим, психологи и педагоги считают, что своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребёнка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Своевременное, - значит, с первых же дней после рождения ребёнка. Полноценное – значит, достаточное по объёму языкового материала и побуждающее ребёнка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.

Почему же проблема речевого развития дошкольников остается столь современной и актуальной? Почему современные ученые продолжают уделять данному вопросу пристальное внимание? На это есть несколько причин:

1. Речь является важнейшим средством человеческого общения и познания действительности.

2. Речь служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению.

3. Речь является необходимым условием воспитания и обучения. Именно взрослые учат ребенка говорить.

4. Дошкольный возраст – максимально сензитивный период в появлении и становлении речи. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.

5. Современная школа предъявляет высокие требования к подготовке детей к школе. Обучение ребенка родной речи одновременно способствует развитию его интеллекта, т. к. в дошкольном возрасте складывается интеллектуальная функция речи, необходимая для успешного обучения в школе.

6. В дошкольном возрасте складывается и социальная функция речи, она – средство коммуникативной компетентности. Всякая задержка, любое нарушение речи ребенка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками).

7. Крайне неудовлетворительный уровень речевого развития современных детей-дошкольников. Обследование речи дошкольников логопедами в разных регионах страны показало, что у значительного количества детей имеются различные речевые дефекты.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: в дошкольном возрасте заканчивается один из важнейших периодов в жизни человека, первый его «университет».

Главным условием успешного речевого развития дошкольника является эффективная организация работы по развитию речи детей в условиях ДОУ. Основу этой системы составляют методические принципы, вытекающие из закономерностей развития языка, на которых строится программа речевого развития. В программе чётко определены все компоненты речевого развития дошкольников и разработаны возрастные критерии их усвоения. Содержание работы по развитию речи определено в рабочих программах (перспективно-тематический план, который подразделен на циклы.

Каждый цикл включает в себя серию НОД и предварительную и последующую работу к ним. Речевое развитие детей идёт через получение знаний по экологии, через формирование естественнонаучных представлений, развитие социальной компетентности, самосознания и понимания роли человека в истории и культуре.

Учеными-педагогами отмечено, что результативность работы по развитию речи в ДОУ значительно повышается, если в нее включены следующие компоненты:

- создание условий речевого развития (организация развивающей предметно- пространственной среды; методическое обеспечение);

-создание единого речевого пространства (взаимосвязь в работе всех специалистов ДОУ по тематическим неделям)

-методика организации и проведения НОД (нетрадиционная форма проведения НОД; речь педагога; стиль общения педагога; метод предварительного погружения в учебный материал; комплексное решение речевых задач);

-развивающая система обучения (поисково-экспериментальные методы; продуктивные и проблемные методы обучения);

-диагностика речевого развития (развитие фонематического слуха, звукового анализа; словарь; коммуникативные умения и связная речь; грамматический строй речи; осознание речевой деятельности);

-совместная работа с семьей по речевому развитию детей

Речевое развитие детей происходит в различных видах деятельности, но более подробно я остановлюсь на организации и проведении НОД и СОД по развитию речи. Очень важным считаю вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений и навыков. Этому способствует нетрадиционная форма проведения НОД и подготовка к ней.

Основной метод получения знаний детьми – это метод предварительного погружения в изучаемый материал. Воспитатель читает детям художественную и научно-энциклопедическую литературу, заучивает стихи, пословицы и поговорки, ставит опыты, конструирует макеты, организует разные виды игр, консультирует родителей по выполнению домашнего задания и т. д. Каждое занятие по развитию речи является кульминацией большой работы, которую проделал воспитатель с детьми по определённой теме. А затем, используя багаж знаний, полученных детьми, обучает детей родной речи :

помогает детям усваивать «материю языка» (тренирует органы речи);

облегчает понимание знаков языка – лексического и грамматического (тренирует интеллект);

облегчает детям усвоение литературных норм языка, т. е. изучает традиции употребления слов, словосочетаний и предложений, их звукового оформления.

Использование метода предварительного погружения в учебный материал даёт положительные результаты в речевом развитии детей, так как:

дети на занятиях проявляют интерес к учебному материалу, потому что он им знаком и понятен;

дети выступают как равноправные партнёры в беседе с педагогом, у них есть о чём поговорить друг с другом;

из пассивных слушателей дети превращаются в активных участников разговора;

у детей во время занятия активно развиваются все технические процессы: они вспоминают, что им известно, анализируют, сравнивают, делают умозаключения, фантазируют.

Таким образом, расширение содержания образования по развитию речи дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире и о роли человека в этом мире. Дети учатся видеть закономерности развития общества, анализировать, делать умозаключения, осознавать себя как личность, ответственную за свои слова и поступки. Высказывания детей при такой системе работы являются полными, грамотными, логически завершёнными, т. е. речь детей, которая служит показателем их интеллектуального развития, становится богаче и содержательнее.

Я не буду подробно останавливаться на пересказе, его мы подробно разобрали на прошлом РМО. Хочу обратить ваше внимание на обучение рассказыванию.

Обучение детей рассказыванию в процессе НОД осуществляется со средней группы.

В ходе НОД у детей формируются следующие умения:

- отбирать содержание для своих рассказов,

- располагать его в определенной последовательности,

- пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания,

- строить речь преднамеренно и произвольно.

У детей формируют умения создавать рассказы различные по форме и по содержанию:

по форме – описательные и сюжетные;

по содержанию – фактические и придуманные (творческие).

В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:

1) по игрушкам и предметам;

2) по картине;

3) из опыта;

4) творческие рассказы.

В зависимости от ведущего психического процесса, на который опирается детское рассказывание, в методике принято выделять рассказы по восприятию, по памяти, по воображению.

Рассказывание по восприятию носит описательный характер. Дети рассказывают о тех предметах и явлениях, которые воспринимают в данный момент. Содержание текстов, создаваемых детьми определяют сами предметы и явления, а наглядно воспринимаемые признаки и качества облегчают выбор соответствующих языковых средств.

К данному виду рассказывания относятся описания игрушек, натуральных предметов, картин, явлений природы.

Рассказывание по памяти – это рассказывание из опыта, о пережитом, воспринятом ранее. Это более сложная деятельность, чем рассказывание по восприятию. Она опирается на произвольную память.

Рассказывание по воображению – это творческие рассказы детей. С психологической точки зрения основой творческих рассказов является творческое воображение. В новых комбинациях детьми используются представления, хранящиеся в памяти, ранее усвоенные знания.

В средней группе детей учат составлять рассказы по восприятию, в старшей и подготовительной к школе группах – по восприятию, по памяти и по воображению.

В многолетней практике выделены и апробированы следующие приемы обучения детей рассказыванию:

- совместное рассказывание. Он может быть использован в средней группе. Воспитатель планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила была девочка. Однажды она… а на встречу ей…»). Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям;

- образец рассказа – это краткое, живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец используется во всех возрастных группах, на разных этапах занятия (в начале занятия и по ходу для коррекции детских рассказов);

- анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа;

- план рассказа – это 2-5 вопросов, определяющие его содержание и последовательность. Чем младше дети, тем вопросов в плане должно быть меньше;

- коллективный разбор плана. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства;

- моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.

При обучении детей рассказыванию используются разные виды моделей:

а) распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа (исследование Н. Г. Смольниковой);

б) ориентирами для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания.

в) можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения (работы Л. А. Венгера и его учеников);

г) оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Оценка используется во всех возрастных группах.

В процессе формирования навыков монологической речи используются и другие приемы: вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, записанных на электронный носитель. Вспомогательные вопросы, как правило, задают после рассказывания для уточнения или дополнения, чтобы не нарушать связности и плавности речи. Указания могут быть обращены ко всем детям или к одному ребенку (рассказывать подробно или кратко, обдумать рассказ, говорить громко, выразительно). Прослушивание записи своей речи повышает самоконтроль в работе над текстом.

Методика обучения описанию игрушек и натуральных предметов.

Для составления описательных рассказов следует отбирать хорошо знакомые игрушки с ярко выраженной индивидуальностью. Для описания могут быть использованы также объекты природы (овощи, фрукты, комнатные растения, цветы, листья).

Повысить интерес к описательному рассказу помогают следующие приемы:

1. Мотивация, которая придает смысл деятельности. Исследователи (Л. С. Славина, Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, В. В. Гербова и др.) предложили игровой тип мотивации. Этот тип мотивации ставит ребенка в позицию естественного помощника или защитника персонажа, который по какой-то причине попадает в затруднительное положение. (Например, сделать объявление по радио, помочь зайчихе найти маленьких зайчат, которые потерялись).

Мотивом может служить стремление ребенка участвовать в игре. В. В. Гербова предложила дидактические игры сюжетно-ролевого характера: «Ателье легкого платья», «Выставка машин» и др., в которых предполагается выполнение определенных ролей, связанных с необходимостью описать тот или иной предмет.

Мотивом может быть желание получить игрушку. Например, игра «Магазин игрушек». Игрушку продают только в том случае, если о ней будет составлен подробный, интересный рассказ.

2. Параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов. Например, описания на тему «У кого какой зверь?»

Педагог Ребенок

У меня утенок У меня цыпленок

Утенок желтый И цыпленок желтый

У утенка большие красные лапы У цыпленка лапки маленькие

Сначала следует брать игрушки, похожие внешне и отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно использовать сильно различающиеся игрушки (лягушонок и утенок, медведь и заяц, курочка и козлик).

3. Игры-соревнования, в которых дети учатся умению выделять и обозначать словом части и признаки объекта («Кто больше увидит и скажет про медвежонка»; «Скажи, что ты знаешь про куклу Таню»).

4. Сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т. д.).

5. Коллективное составление рассказа: один ребенок описывает лицо персонажа, другой - одежду, третий – предмет, находящийся у него в руках.

6. Использование схем, моделей.

7. Оценка детских рассказов. Ее смысл в том, чтобы дети стремились подражать рассказу, который похвалил воспитатель. Оценка дается каждому рассказу. Нужно стараться найти в каждом высказывании что-то, заслуживающее похвалы. Оценка должна быть краткой и содержательной.

Одним из условий успешного проведения НОД является эмоциональная, образная, отвечающая нормам литературного языка и доступная пониманию детей, речь воспитателя. Она не должна быть упрощенной. Каждое новое слово, оборот речи необходимо пояснять детям или предлагать осмыслить самостоятельно, обобщая затем их ответы и толкования.

Речевое развитие ребенка зависит от стиля общения педагога. Нужно понимать, что не надо дергать детей постоянным исправлением ошибок в их речи, чтобы не остаться единственным говорящим лицом. Добиваться того, чтобы дети чувствовали себя полноценными и равноправными участникам беседы.

Положительным моментом в организации и проведении НОД в нашем учреждении является то, что каждое занятие проводится по определенной теме. Но совершенствование системы речевого развития подразумевает, что все речевые задачи должны решаться в комплексе, т. е. на каждом НОД необходимо вести работу по формированию грамматического строя речи, звуковой культуре речи, обогащению словаря детей, развитию диалогической и монологической речи. Такой подход позволяет уделять равноправное внимание развитию всех речевых компонентов у детей на каждом занятии

В системе работы по развитию речи необходимым условием является создание единого речевого пространства, которое заключается во взаимодействии учителя-логопеда, психолога, воспитателя, а также родителей. Очень хотелось бы, что бы и в ваших детских садах было создано единое речевое пространство, отвечающие требованиям ФГОС ДО

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Дошкольный возраст является сензитивным периодом в речевом развитии человека.

2. Только целенаправленная, систематическая, правильно организованная работа помогает добиваться высоких результатов в речевом развитии ребенка.

3. Все речевые задачи должны решаться в комплексе, т. е. на каждой НОД должна вестись работа по формированию грамматического строя речи, по звуковой культуре речи, обогащению словаря детей и развитию диалогической и монологической речи, познавательных процессов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речиИгры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи. Игры предназначена для детей 5-7 лет.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь развития связной речи и интеллекта дошкольников
Опубликовано: 1 октября 2020 в 17:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимосвязь развития связной речи и интеллекта дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Фирстова (УИ 59154) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД