Людмила Новопашина
Совместная деятельность воспитателя и музыкального руководителя в художественно-эстетическом воспитании ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Прекрасное пробуждает доброе.» Д. Б. Ковалевский
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждает к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.
Публикация «Совместная деятельность воспитателя и музыкального руководителя в художественно-эстетическом воспитании ребенка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. Наша задача - научить детей воспринимать прекрасное в окружающей жизни и искусстве. Свою работу в детском саду мы начали с создания той атмосферы прекрасного, которая рождает у детей чувство повседневного общения с чем-то необычным и удивительным, воспитывает тонкий вкус, вызывает положительные эстетические эмоции.
Звуковая среда в которой находятся наши дети - важное средство эстетического воспитания. Мы стараемся создать потребность постоянного общения с прекрасной музыкой, которой буквально насаждена вся «музыкальная жизнь» наших ребят.
Записи классической, народной и современной музыки мы используем в группах в повседневной жизни (почти в каждой группе есть магнитофон, часто включаю музыку на музыкальных занятиях, ставлю танцы: «Вальс снежных королев» из балета П. Чайковского «Щелкунчик» - танец снежинок, «Вальс цветов» (из того же произведения). Мы не раз замечали, если музыка нравится, у ребят возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально «выплескивают» свои эмоции: пытаются хлопать, притопывать. Детям легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движения - это хорошая предпосылка творческого процесса.
Работа под фонограмму дает возможность наблюдать за каждым ребенком, корректировать движения прямо в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом. Яркая интересная музыка вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребенку, показать на что он способен.
Одной из важных задач эстетического воспитания, является развитие музыкальных и художественных способностей детей, привитие культуры художественного исполнительства.
Интерес и увлеченность позволяют держать на высшем пределе внимание и умственную активность ребят, достичь наиболее быстрых и качественных результатов в учебном процессе. Наши маленькие человечки — немножко волшебники. Они умеют изменять мир по своему «хотению» и потом жить и действовать в этом воображаемом мире. Важно использовать веселую детскую фантазию, направив ее в творческое русло.
Чтобы всколыхнуть художественное воображение ребят стараемся привлечь игру. Каждый танец, каждое движение предваряется игровым образом. Каждую песню я стараюсь с детьми обыграть, как бы создать «клип», т. е. каждая песня - маленькая сценка и участвовать в ней может каждый ребенок.
Результатами своего труда, своими творческими успехами, дети непременно хотят поделиться с окружающими. Так воспринимают они наши праздники и развлечения - как итог большой творческой работы. Праздник - это не только радость для себя, но и возможность порадовать других, и в первую очередь своих близких показать им свои достижения.
К каждому празднику мы с воспитателями готовимся как к маленькому спектаклю: выстраиваем композицию сценария, подбираем материал художественный и музыкальный, готовим декорации, костюмы.
Вот такая тесная работа музыкального работника и воспитателя благотворно влияет на работу с детьми. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий повседневную жизнь детского сада.
Хочу особо остановиться на театрально-игровой деятельности, так как она является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Я уже на протяжении многих лет углубленно занимаюсь развитием театрально-игровой деятельности, постановкой детских опер. Я поставила оперы по сказкам: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Коза-Дереза», «Кошкин дом», «Муха-цокотуха», «Дюймовочка», «Аленький цветочек»,
«Гадкий утенок», «Красная шапочка», «Золушка» и т. д.
В театрально-игровую деятельность вовлекаем ребят, начиная с младшего дошкольного возраста. Даю небольшие роли: курочки, петушка, мишки и т. д.
В средней группе продолжаю обогащать впечатления детей, развивать их игровые навыки. В нынешнем осеннем празднике участвовал мальчик, который хорошо исполнил роль медведя, хотя ребенок только пришел в детский сад. Уже в старшей группе дети инсценируют сказки, роли уже подлине и посложнее, хотя дети, как правило, справляются
Для постановки опер большое значение имеет выбор литературного произведения, которое ложится в основу либретто. Иногда приходится писать текст самой (пример тому «Лебединое озеро»). Пишу в стихах, чтоб детям легче запоминался текст. Знакомим с текстом, музыкой. Ребята переносятся в сказочный мир, у них возникают различные эмоции, переживания. Затем воспитатель разучивает с детьми текст, особо обращая внимание на выразительность речи.
При распределении ролей учитывается индивидуальные особенности детей, их возможности.
Развлекая воспитывать. Этот принцип, как известно, используется театрами юных зрителей, кукольными, драматическими. Но мы лишены такой возможности, как побывать в театре из-за отдаленности района от городских и культурных центров? Показать детям интересные зрелища,
доставить радость, дать им возможность проявить самостоятельность и творческую активность нам помогают развлечения (просмотр кукольных театров, сказок инсценировок).
Большой популярностью и успехом пользуются инсценировки, в которых учувствуют взрослые и дети вместе. Таким образом, мы убедились, что интересный содержательный художественный образ оставляет глубокий след в душе детей, помогает им проявить свои способности, почувствовать в себе уверенность, развивает и обогащает творческую деятельность детей.
Огромную радость приносят детям тематические композиции, проведенные прямо на улице. В них и массовость народных гуляний и коллективность. Таким примером служит поход в осенний парк, где нас встречает Старичок-лесовичок, смешная Кикимора и злющая Баба Яга, а декорацией служит яркая красочная листва.
Большую радость приносят детям зрелища.
Но, пожалуй, самый сильный эмоциональный отклик находит в детском сердце кукольный театр. Общеизвестна огромная сила его эстетического воздействия.
Так, радуя и развлекая, воспитываем мы в детях любовь к традициям своего народа.
Обучая на образцах прекрасного, мы, несомненно, вмешиваемся в сложный процесс становления личности ребенка. Эстетическое воспитание вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, диктует определенные нормы поведения и взаимоотношений.
В результате многогранной и комплексной работы музыкального руководителя и воспитателя происходит нравственно-эстетическое становление человека.