Папки-передвижки

Социокультурная среда, сопровождающая личность дошкольника

светлана мельникова
Социокультурная среда, сопровождающая личность дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Социокультурная среда образовательного учреждения рассматривается, как совокупность целенаправленно созданных разнообразных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры ребенка, педагогической культуры педагогов и родителей.

Это пространство социокультурного самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и предпочтениями (субкультура ребенка, с одной стороны). Но с другой стороны, это и сфера педагогических влияний, т. е. создания педагогических условий для развития и саморазвития личности ребенка, которая определяется, как социокультурная среда образовательного учреждения.

Публикация «Социокультурная среда, сопровождающая личность дошкольника» размещена в разделах

Понятие "социальное развитие" рассматривается как в широком, так и в узком смысле слова. Под социальным развитием в широком смысле понимается процесс становления человека как социального существа под влиянием общества. Л. С. Выготский пишет: "Слово "социальное" в самом широком смысле обозначает, что все культурное является социальным. Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека, и потому самая постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития".

Таким образом, с одной стороны, понятие "социальное развитие" рассматривается как широкое, вбирающее в себя понятие "личность", а процесс социального развития выступает условием формирования личности. В более узком значении социальное развитие рассматривают как процесс, который сопровождает формирование личности и составляет ее сущность.

Главный смысл социального развития ребёнка заключается в присвоении общественной сущности человека — от самовосприятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и значения в нем.

В процессе онтогенеза растущий человек овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Процесс усвоения социокультурного опыта называют социализацией. В то же время человек приобретает и всё большую самостоятельность, относительную автономность, т. е. происходит его индивидуализация. По сути, индивидуализация и социализация являются необходимыми, неразрывно взаимосвязанными компонентами единого процесса социально-личностного развития, определённый уровень которого порождает само детерминацию, самоуправление личности, сознательно организующей свою собственную жизнь, а значит, и определяющей в той или иной мере своё собственное развитие.

Понятие индивидуальности (как и понятие личности) относится к духовным измерениям человеческой реальности, Вместе с тем, личность и индивидуальность - это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два различных процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими.

Социокультурная среда образовательного учреждения понимается как целостное единство:

1) происходящих в ней социокультурных событий, значимых для детей, педагогов, родителей. Так на сегодняшний день в нашей группе проходят такие мероприятия; «Мама, папа, я спортивная семья», «Капустник», чаепития на 8 марта, «Сабантуй» где главной целью является работа всеми за одно. Нами совершаются экскурсии в Чудный осенний, зимний лес, воспитывая в детях эмоциональную отзывчивость, видеть прекрасное изменение пейзажа. Большую роль играет театрализованная деятельность, дети получают огромный заряд теплых и добрых эмоций после просмотра; кукольных театров, сказок. У нас есть начинающие артисты, музыканты которые посещают «Детскую музыкальную школу». Они часто приходят к нам с концертами. Показывая нам новые программы. Ну, а мы конечно очень этому рады.

2) существующих в ней принципов, правил, норм взаимодействия и стиля отношений между детьми, педагогами, родителями. Дошкольное детство - это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом, В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения, отношения. Это отношение я воспитываю через: сказки, песни, инсценировки, стихи и потешки. Приводя детям конкретный пример. Например: в сказке «Рукавичка» в одной, маленькой рукавичке жил целый коллектив зверей.

3) предметно-пространственной среды образовательного учреждения. Создавая предметно-пространственную среду, все пространство в группе мы разделили на определенные зоны. В связи с этим можно выделить следующие уголки:

-Учебный уголок (1. это «мастерская» для занятий продуктивной деятельностью. 2 для свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми)

- Уголок исследований ( Природный материал: песок, вода, камешки, ракушки. Сыпучие продукты: мука, манка, бобы, горох, рис) .

- Уголок творческой игры, детская мебель, принадлежности к ролевым играм, различные заместители, отображающие быт взрослых. Куклы разных размеров. Комплекты одежды, постельного белья для кукол, кукольные сервизы, коляски для кукол. Атрибуты для ряжения).

- Художественно-эстетический уголок:

- Центр природы и экспериментальной деятельности;

- Физкультурно-оздоровительный уголок «Спорт - это здоровье»;

- Уголок театрализованной деятельности «Здравствуй сказка»;

- Уголок отдыха;

- Уголок книги «Книжкин дом»;

- Уголок Музыкальный центр;

-Уголок «Ряженья»;

В среднем дошкольном возрасте активностью деятельности вызывается предвосхищением получения ожидаемого результата, значимого для самого ребенка, а также желанием научится новым умениям, действовать вместе со взрослым, выступающим в роли партнёра,

К пяти годам создаются возможности для формирования у ребенка нравственно - волевых качеств, способности к преодолению трудностей благодаря которым достигается результат. Предвосхищение успеха побуждает к настойчивости, воспитывает произвольное поведение, умение не бросать начатое, достигать цели.

Организуя деятельность детей нам необходимо учитывать два плана руководства ею. С одной стороны, он формирует соответствующие умения, способствует их совершенствованию, а с другой, одновременно с этим, формирует нравственно - волевые качества и доброжелательные взаимоотношения. Очень важно устанавливать вместе с детьми причины остановок или возникновения затруднений. С чем они связаны? С недостаточным владением умениями или с отсутствием должного отношения к заданию, настойчивости? Только понимание причин недостатков в деятельности позволяет педагогу определить наиболее адекватные приемы влияния на ребенка, одновременно формировать знания и учить самостоятельности в обнаружении недостатков, поиски причин и способ их ликвидации, а также к совершению, поступков соответствующих нормам морами.

Исходя из выше сказанного из ребенка вырастает самостоятельный, независимый и ответственный человек, либо личность, постоянно зависящая от окружения, ощущающая постоянную потребность в чьем - то вмешательстве.

Публикации по теме:

Консультация «Дети и современная социокультурная среда» Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников,.

Среда как средство социализации личности дошкольника Развивающая среда-это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимого.

Педсовет «Личность педагога в современной школе» Цель: на основе обобщения опыта, изучения педагогической литературы, материалов научно-практических конференций разработать модель личности.

Предметно-пространственная среда, как фактор развития и социализации дошкольника Предметно - пространственная среда как фактор развития и социализации дошкольника. Работа со стендовой панелью «Квестовая тропа» В составе.

Профессиональная деятельность и личность педагога Профессиональная деятельность и личность педагога. Педагогическая профессия предъявляет некоторые требования к личности педагога, а именно,.

Родительское собрание на тему «Семья — социокультурная ценность» Родительское собрание Тема: «Семья - социокультурная ценность». Добрый день. Меня зовут Сыроватская Елена Ивановна. Я работаю воспитателем.

Эссе «Нестандартная личность» Эссе «Нестандартная личность» Развитие личности ребенка начинается с самого детства. Я хочу помогать, каждому ребенку развиваться и приобретать.

«Воспитать личность!» Эссе «Я — воспитатель» «Я воспитатель, а это значит… огромная ответственность за вверенных мне маленьких жизней, забота и переживания за них. Отдаешь: здоровье,.

Эссе «Как рождается личность» На такой важный вопрос, как рождается личность, так просто и не ответишь. Как из маленького человека растет и развивается полноценная гармоничная.

Эссе «Нестандартная личность» Развитие личности ребенка начинается с самого детства. Я хочу помогать, каждому ребенку развиваться и приобретать новые знания, поэтому.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Социокультурная среда, сопровождающая личность дошкольника
Опубликовано: 9 июня 2018 в 14:02
+101Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социокультурная среда, сопровождающая личность дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем светлана мельникова (УИ 299350) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 40.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД