Сыроватская Елена
Родительское собрание на тему «Семья — социокультурная ценность»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Семья - социокультурная ценность».
Добрый день. Меня зовут Сыроватская Елена Ивановна. Я работаю воспитателем во второй младшей группе в детском саду №111. Уважаемые коллеги. В конце ноября я планирую провести групповое родительское собрание. Одним из вопросов которого будет - «Семья – социокультурная ценность».
Мне бы хотелось начать своё выступление со слов Николая Васильевича Шелгунова:
Публикация «Родительское собрание на тему „Семья — социокультурная ценность“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
«Каждая семья настолько дурна или хороша, насколько дурно или хорошо создавало ее общество. Созданная самим обществом, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание».
Дошкольный возраст является тем периодом, когда ребенку начинает открываться мир человеческих отношений и он начинает делать свои первые нравственные выборы.
От того, как будет построено образование и воспитание детей в этом возрасте, зависит становление самосознания дошкольника, его первые нравственные самоопределения и основы его мировоззрения (образа мира).
Первыми и главными воспитателями ребёнка являются родители А. С. Макаренко говорил: "Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идёт только обработка человека".
А по определению другого педагога А. Н. Леонтьева, дошкольный возраст представляет собой период "первоначального фактического складывания" личности. Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье.
Семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребёнка, благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления.
Таким образом, традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в ней, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Поэтому ничто не может сравниться с семьёй по важности и длительности воздействия на ребёнка.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка оказывают любовь и забота родных. И вместе с тем никто другой не может нанести столько вреда в воспитании, сколько это может сделать семья.
Качество воспитания в семье определяется рядом параметров, их 4: -- демографический;
- социально-культурный;
- социально-экономический;
- технико-гигиенический.
Демографический – структура семьи (на сколько велика семья - включая других родственников, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);
Социально-культурный – образовательный уровень родителей, их
участие в жизни общества.
Социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе;
Технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Надо отметить, что современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен. Отношение детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, они определяются глубиной их привязанности друг к другу, так как для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Вот некоторые из них.
Большинство количество семей однодетны и состоят из двух поколений – родителей и детей. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения.
При сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда повысился статус женщины (и как следствие повысился уровень руководящей роли в семье)
Сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Они нередко имеют более высокий уровень образования и имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Авторитет сверстников оказывается важнее авторитета родителей.
Огромное значение имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная атмосфера семьи, её уклад и стиль. То есть взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы.
Дошкольники являются очень хорошими наблюдателями и то, что они видят вокруг, все проецируют на себя. Следовательно, жизнь родителей, их моральный облик всегда и всюду находится под пристальным взглядом детей. В их сознании формируется авторитет родителей.
Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребёнка силой обаяния своей личности. Становится важным место работы родителей, их гражданское лицо, поведение. Чаще всего авторитетом семьи является глава семейства.
Одним из факторов социокультурного воспитания, по праву, можно считать наличие семейных традиций. Они помогают приобщить ребенка к миру коллективных ценностей. Наличие семейных традиций - это факт непохожести, уникальности семьи, который формирует общественное мнение об отдельных членах семьи и семье в целом.
В жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции как семейно-бытовые праздники (дни рождения, начало и окончание учебного года, получение паспорта, проводы в армию, и т. п., а также индивидуальные традиции (первый день весны, первый снег.) Многие семьи отмечают эти события не только в общепринятом порядке, но некоторые из них в каждой семье по - своему. Главное, должно заключаться в том, чтобы у детей формировалось желание участвовать и организовывать торжества, ставшие традиционными в семье их родителей. А в дальнейшем появился стимул для создания новых традиций своей семьи.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основным источником воздействия на ребёнка в сфере формирования социокультурных основ личности является семья. Именно семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Каждый ребёнок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им, т. е. в основу воспитания закладывается принцип «делай как я».
Спасибо за внимание.
Список литературы
1. Божович Л. И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка. М., 1996.
2. Варга А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской нев-ротической реакции // Вестник МГУ. Психология. 1985. № 4. С. 3238.
3. Захаров А. И. Неврозы в детском и подростковом возрасте. М. : 2000 г.
4. Ковалев С. В. Психология современной семьи : Информ. -метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни» : Кн. Для учителя. М. : Про-свещение, 1988.-208с.
5. Ковалев Г. А. Психология семейного воспитания. Минск, 1980. 136 с.
6. Нийт Т. Общие тенденции в развитии теорий о взаимоотношениях чело-века и среды // Человек. Среда. Общение. Таллинн, 1980.
7. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. М. : Знание, 1981.
8. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений - 2-е изд., - стереотип - М. : издательский центр "Академия", 2002 г., с 160
9. Куломзина С. Д. Развитие нравственного сознания в детях // Дошкольное воспитание, 2002 г., №3 с 45-51
10. Лихачёв Б. Т. Философия воспитания. Спец. курс. Учебное пособия для студ. высш. учеб. заведений - М. : Прометей, 1995 г., с 464
11. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вызов и пе-дагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого
12. Свердлов О. Г. Диалоги о воспитании - М. : Педагогика, 1979 г., с 371