Наталия Андреевна Полякова
Консультация «Дети и современная социокультурная среда»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении со сверстниками. Это перерастает в комплекс социально-психологических проблем : агрессивность, застенчивость, гиперактивность, пассивность ребенка.
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
Публикация «Консультация „Дети и современная социокультурная среда“» размещена в разделах
несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть, но значительно изменилось содержание игр. Наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами;
произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Для нашей страны эти перемены во многом связаны со сменой общественно-экономической формации, переходом от социализма и соответствующих ему экономических и социальных отношений к рыночной экономике, которой сопутствуют значительное материальное расслоение населения. Новые социально-экономические реалии повлияли на сферу семейных отношений, прежде всего отношений между родителями и детьми.
Верхние позиции в иерархии семейных ценностей заняли забота о материальном благополучии семьи и стремление обеспечить детям наилучшие возможности для получения образования. Вместе с тем заметно снизилась ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения.
Основным фактором современной цивилизации, оказывающим колоссальное влияние на содержание современного детства, стал стремительный рост новых технологий, в первую очередь – информационных.
Передовые информационные технологии, позволяющие людям осуществлять практически все социальные функции, не вступая в личные контакты, привели к существенным изменениям одной из важнейших сфер человеческого бытия – коммуникативной.
Современный мир – это единое информационное пространство, не имеющее государственных и даже языковых границ. Любое событие, происшествие, достижение сразу же становится достоянием мирового сообщества. Нашумевший бестселлер в течение нескольких месяцев расходится по всему миру, а героев популярного мультфильма знают и любят зрители самых разных стран. Все это в полной мере относится и к детской культуре.
Все меньше места в ней остается традиционным для нашей страны играм и игрушкам.
Подавляющее большинство игрушек, которыми играют наши дети, произведено в Китае, будь то кукла, мягкая игрушка, конструктор, машинка. То же самое относится и к детской одежде.
Опрос родителей и воспитателей позволил составить примерный перечень любимых детьми персонажей детских книг и кино. Среди них лидируют Гарри Поттер, Эльфийская принцесса, Русалочка, Чиполино, свинка Пепа. Многие родители говорят, что их детям нравятся американские мультфильмы.
Современное телевидение оказывает агрессивное и негативное воздействие на сознание наших детей, разлагая систему традиционных культурных ценностей.
Компьютерные игры надолго занимают внимание дошкольника, освобождая родителей от необходимости играть с ним, читать ему, разговаривать с ним и даже гулять, создавая иллюзию обретения ребенком самостоятельности. Это опасная иллюзия, поскольку за такой видимой самостоятельностью ребенка кроется отсутствие навыка продуктивного взаимодействия со взрослым.
По данным психологических исследований современные дети не умеют налаживать отношения друг с другом, с трудом включаются в общую деятельность, неохотно подчиняются внешним требованиям, особую трудность у них вызывает соблюдение общих для всех правил.
В значительной степени это связано со значительным снижением значения в детской жизни сюжетно-ролевой игры с ее сложной системой распределения ролей и обязанностей. Ведь большинство этических норм и правил осваивается детьми именно в совместной игре, а не через нравоучения взрослых. Однако современные дети мало играют вместе, следовательно, мало договариваются, не умеют принимать во внимание интересы другого, понимать его чувства и желания, обуздывать свои побуждения.
Снизился уровень нравственного развития дошкольников. Дети не всегда понимают, «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитатели отмечают повышенную агрессивность современных детей, объясняя ее избыточным просмотром ими боевиков, увлечением агрессивными компьютерными играми. Им не всегда присуще сострадание.
Многие знания детей об окружающем мире являются умозрительными, не подкрепленные личным практическим опытом.
Приоритет личных интересов в сознании современного ребенка находит свое отражение и в таком удивительном, но ставшим нередким явлении, как незнании детьми имен некоторых своих товарищей по группе детского сада, а иногда даже и воспитателей.
Таким образом, очевидно, что все фиксируемые сегодня изменения в психологическом облике дошкольника (особенности его общения, игровой деятельности, личностного развития, готовности к школе, причины которых видят в неправильной, неадекватной возрастным потребностям ребенка организации его жизни, свидетельствуют о принципиально ином характере его дошкольной социализации, нежели это было в XX веке.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослым и сверстниками.
В последнее время наметилась достаточно безрадостная тенденция – родители, родив детей, торопятся как можно скорее снова выйти на работу, вновь заняться делами, зарабатыванием денег. Возможно, это и правильно, возможно, сейчас темп жизни именно таков, что главное в жизни – ущипнуть щедрый кусок из пирога прогресса. При этом страдают больше всего дети, которые, оставшись без родительской опеки, или начинают больше смотреть телевизор, или, что более типично для нашего времени, попадают под влияние интернета.
Дети и компьютер
Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Став старше, ребенок проводит за компьютером столько времени, что родители начинают переживать за него и ругать современный мир. Педагоги обвиняют компьютер в том, что у детей падает уровень текстового мышления, т. е. дети не могут адекватно пересказывать тексты. Врачи также ругают компьютер за то, что он портит здоровье ребенка.
Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате родители даже не подозревают, какую информацию черпает их ребенок из компьютера. Они не догадываются, что машина становится для ребенка не только источником знаний, но постепенно эмоционально заменяет ему родителей.
Что же делать? Не пускать компьютер в дом? Остановить технический прогресс? Конечно, нет. Компьютер станет помощником, учебным пособием и прекрасно разовьет творческие способности детей. Но при одном условии — если родители освоят компьютер вместе с ребенком; помогут ему найти сайты о животных, природе, технике, обо всем, что ребенку интересно. Вместе с детьми родители могут создать свой сайт и принимать участие в разных конкурсах. Родителям нужно познакомиться с компьютерными играми и не допускать в дом игры из серии «Стреляй и убивай». Необходимо также научить детей соблюдать элементарные правила безопасности при работе за компьютером, чтобы не портилось зрение, и не искривлялся позвоночник.
Если родители своим примером покажут, что компьютер — умный помощник человека, он таким и будет для наших детей. В противном случае компьютер может заменить ребенку желание жить реальной жизнью. Последствия этого опасны и необратимы.
Дети и мультфильмы
Мультфильмы любимы всеми за счёт яркости образов, доступности для восприятия сказочных жанров, благодаря игровым сюжетам, общению героев, содержательно детям понятного. Мультяшные персонажи формируют первичные представления ребёнка о добре и зле, социальном поведении. Ребёнок сквозь призму отношений мультипликационных героев учится воспринимать себя и окружающих, преодолевать трудности. Мультфильмы очень сильно воздействуют на фантазию детей, их герои становятся примером для подражания.
Мультпродукция способна оказывать как позитивное, так и негативное влияние. Родители не должны считать мультфильмы универсальной палочкой-выручалочкой, когда можно посадить малыша к экрану телевизора или монитора и забыть про него, думая, что он смотрит что-то хорошее и развивающее.
Следует учитывать, что регулярный просмотр даже хороших зарубежных мультфильмов отстраняет ребёнка от истории и культуры своей страны, своего народа. Во многих иностранных мультипликационных картинах пропагандируются существенно иные ценности, культура, жизненные позиции, нравственные принципы.
Сюжеты многих мультфильмов фактически пропагандируют насилие, приоритет силы, лёгкие пути достижения социальных благ (посредством волшебства, сверхъестественной силы, ловкости, правонарушений). Особенно много претензий в связи со сказанным возникает к американским и японским мультфильмам.
Как правильно выбирать мультфильмы для просмотра?
Критерии выбора мультфильмов очень просты по своей сути. Если в мультфильме отсутствуют агрессивные, аморальные модели поведения, а ещё лучше, если в сюжете чётко прорисовываются качества доброты, милосердия, целомудрия, то такой мультик может расцениваться как полезный, имеющий воспитательный потенциал.
Может ли просмотр мультфильмов навредить ребёнку?
Если просмотр мультфильмов занимает у детей длительное время, то это грозит нарушением внимания, возможны проявления импульсивного поведения, неусидчивости, частые переключения с одного рода занятий на другие, забывчивость, гиперактивность. Со временем совокупность всех этих факторов может спровоцировать синдром дефицита внимания. Но если родители контролируют ситуацию, то просмотр добрых, хороших, поучительных и развивающих мультфильмов пойдёт только на пользу детям.
Хороший мультфильм должен быть подарком, праздником для ребёнка. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания. Следует иметь в виду, что нормально развивающийся ребёнок всегда предпочитает телевизору «живое» общение, окружающий его социум.
Как бы родители ни оправдывали себя занятостью, все мы прекрасно знаем, мы всегда находим время на то, что считаем важным. Обсуждать с детьми все, что происходит, учить их анализировать события и находить достойный выход в разных ситуациях можно в любое время: за ужином, за общими делами, перед сном. Нужно только быть внимательнее к интересам растущего рядом с вами человека, чтобы он тоже учился этому вниманию. Нужно уметь слушать его, и он тоже будет слушать вас. Нужно стараться понять его, и он тоже будет стараться понимать других. Нужно делиться с детьми своими проблемами, спрашивать у них совета, рассказывать им о своих переживаниях. Если у ребенка не будет такого общения, он будет равнодушен к жизни других людей.
Мы знаем, чтобы чему-то научиться, надо увидеть пример, а потом его повторить. Дети научатся жизни, если они будут полноправными участниками жизни семьи, в которой одинаково важны проблемы и интересы каждого человека.