Получи документы

Доклад «Сказки, как источник развития театрализованных игр у дошкольников»

Елена Горячевская
Доклад «Сказки, как источник развития театрализованных игр у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

«Сказки, как источник развития театрализованных игр у дошкольников»

В.  а.   сухомлинский:
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление родителей и педагогов дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не развить способность чувствовать, думать, сопереживать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность.

Публикация «Доклад „Сказки, как источник развития театрализованных игр у дошкольников“» размещена в разделах

В Конвенции ООН о правах ребёнка говорится, что образование ребёнка, должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме. Именно дошкольный период, по признанию специалистов всего мира является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, возрастом первоначального формирования качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни.

Требования ФГОС дошкольного образования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, согласно которым ребенок должен овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении и др. ; ребенок должен обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями. Оказывает положительное влияние на развитие умственных способностей, интеллекта, логики, мышления и памяти каждого ребёнка. Ребёнок познаёт окружающий мир, формирует свои представления о "добре" и "зле"; на примерах сказочных героев узнаёт, "что такое хорошо, и что такое плохо". В процессе игры у ребёнка развивается речь, расширяется словарный запас. Театрализованная деятельность в детском саду направлена на целостное развитие личности ребенка, его раскрепощение, раскрывает его творческие индивидуальные способности. А также способствует самовыражению дошкольника.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л. B. Артемова, Л. В. Ворошнина, Л. С Фурмина и др.). Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссёрские и драматизации.

Творчество немыслимо без фантазии и воображения, которые, в свою очередь, тесно связаны с развитием чувств. На эту связь указывал Л. С. Выготский, отмечая, что «с деятельностью воображения тесно связано движение наших чувств». Богатейшую пищу детской фантазии дает русская народная сказка.

Сказка — это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому, созидательному преобразованию. Из этой сокровищницы малыш черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором он еще не умеет задумываться. Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся юными слушателями. Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она не повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы.

Итак, сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. И сказка - это сегодня, пожалуй, один из немногих способов соединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка поможет нам возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа - она учит добру и справедливости.

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности, выполняя следующие функции:

1. социализация,

2. креативность,

3. развивающе-терапевтическая,

4. культурно-этническая.

Доктор педагогических наук Роза Иосифовна Жуковская считала, что художественная литература – один из существенных факторов, влияющих на направленность детских игр, на правильное развитие воображения. Она предлагала отбирать для детей книги.

Владимир Прокопьевич Аникин указывал, что «сказки - своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем, низостью».Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка. Ребенок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали.

Для чего ребенку нужна сказка? Для того, чтобы создавать структуру своего интеллекта, устанавливать разного рода связи: «я и другие», «я и вещи», «вещи подлинные и выдуманные». Сказка нужна ему для того, чтобы создавать себе представление о пространстве и о времени. Сказка полезна и как средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение, знакомят с героями этнических произведений.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в которых показывается:

1. Как дружба помогает победить зло («Зимовье»)

2. Как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»)

3. Что зло наказуемо («Кот, Петух и Лиса», «Заюшкина избушка»)

Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, сказка «Маша и медведь» предостерегает : в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется.

Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. «Старец всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое размышление или удачная мысль. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии…

Трудно отрицать роль сказок в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи.

Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).

Способы привлечения театральной деятельности :

1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки.

2. Чтение и совместный анализ сказок.

3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

Основная цель театрализованной деятельности : развитие творческих способностей ребенка, психологическое раскрепощение посредством театрализованных игр, пробуждение воображения ребенка, создание условий для изобретательности и творчества.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Художественная литература как источник развития диалогической речи» Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек,.

Речь воспитателя–основной источник речевого развития ребенка в ДОУ Культура речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Нравственный мир личности, как в зеркале отражается в общении с людьми.

Доклад из опыта работы «Особенности развития связной речи дошкольников» Особенности развития связной речи дошкольников Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением.

Доклад «70-летие Победы в Великой Отечественной войне как мощный фактор развития патриотизма дошкольников» 9 мая 2015 года наша страна будет отмечать важную и значимую дату нашей истории – 70- летие Победы в Великой Отечественной войне. Это поистине.

Доклад по самообразованию «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по самообразованию. Мной была выбрана тема для изучения «Детское экспериментирование как средство.

Доклад «Самообразование как источник индивидуального роста современного педагога» «. Я чувствую себя вправе сказать: Да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли.

Доклад «Возможности комбинаторики для развития гибкости мышления у дошкольников» МДОУ детский сад «Солнышко» комбинированного вида» Доклад На тему: «Возможности комбинаторики для развития гибкости мышления у дошкольников».

Искусство аппликации — источник творческого развития детей. Я, всегда хотела стать педагогом, поэтому и избрала эту профессию. В моей работе мною движет любовь к детям, желание как можно больше дать.

Доклад «Плавание и праздники на воде, как источник здорового образа жизни» Плавание и праздники на воде, как источник здорового образа жизни Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья человека (повышает.

Эффективность использования условий среды для развития театрализованных игр детей средней группы. (Из опыта работы) Эффективность использования условий среды для развития театрализованных игр детей средней группы. В дошкольном возрасте игра является ведущим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Сказки, как источник развития театрализованных игр у дошкольников»
Опубликовано: 28 ноября 2015 в 17:48
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Сказки, как источник развития театрализованных игр у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Горячевская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД