Диана Сапожникова
Доклад «Возможности комбинаторики для развития гибкости мышления у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ детский сад «Солнышко»
комбинированного вида»
Доклад
На тему: «Возможности комбинаторики для развития
гибкости мышления у дошкольников»
Противоречия современной эпохи требуют воспитания личности, самостоятельно ориентирующейся в изменениях, происходящих в природе и обществе, обладающей разнородных процессов, целостным умеющей видением взаимозависимости рассматривать нестандартно теоретические и практические проблемы. Возможностью эффективного решения творческих задач, способностью увидеть парадоксальные свойства обычных объектов, выходить за рамки привычных, но уже отживших представлений обладает гибкое, недогматичное мышление.
Публикация «Доклад „Возможности комбинаторики для развития гибкости мышления у дошкольников“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Развивающее обучение математики предполагает органичное слияние обучения и развития, при котором обучение выступает не самоцелью, а условием развития детей. При подобном обучении дети самостоятельно добывают знания и способы действия, перестраивают ранее полученные способы решения задач, открывают новые способы.
К сожалению, в большинстве случаев педагогу приходится сталкиваться со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым стереотипам. Дети воспроизводят только однозначный способ решения мыслительной задачи, не видят возможности нескольких вариантов решения, не умеют изменять неэффективные способы. Развивающий эффект подобного обучения оказывается ничтожным.
Методы развивающего обучения основаны не на передаче готовых схем решения задач, а на организации такой деятельности, которая обеспечивает формирование продуктивного, творческого мышления, способствует решению нестандартных задач, в которых учитываются различные признаки объекта в зависимости от ситуации.
Свойство творческого мышления, позволяющее варьировать способы решения задачи, перестраивать их в зависимости от ситуации, трактуется в психологической литературе как гибкость. Гибкость мышления заключается в умении выявлять скрытые, неочевидные стороны, свойства, функции объекта.
Широкие потенциальные возможности развития гибкости мышления детей имеет обучение решению комбинаторных задач. В них рассматриваются различные комбинации из заданных объектов, удовлетворяющие определенным условиям. При решении их используется метод перебора, поскольку он не требует знания комбинаторных формул и правил, а опирается на рассуждения о возможности различных вариантов выбора, что является эффективным средством развития гибкости мышления и одновременно подготовкой к введению понятий комбинаторики.
Гибкость мышления проявляется в перестройке имеющихся способов решения задачи. Типичные задания на выявление гибкости включают возможные варианты решения задачи, например возможные варианты использования какого-либо объекта: кирпича, консервной банки, листа бумаги. При этом, если человек, решающий подобную задачу, скажет, что «с помощью кирпича можно: придержать дверь, сделать груз для бумаги, заколотить гвоздь, сделать красную пудру», то он показывает высокий результат гибкости мышления.
В исследованиях Е. С. Ермаковой установлено, что гибкость мышления можно формировать у детей, начиная с 4 лет. Практика показала, что особенно эффективны для этого математические задания, отвечающие требования комбинаторных задач, так как речь в них идет о тех или иных комбинациях.
Процесс решения детьми комбинаторных зада активизирует у них такие мыслительные действия, как анализ, сравнение, обобщение и гибкость мышления.
Комбинаторные задачи, требующие выбора из некоторого заданного множеста его подмножества в том или ином порядке, можно широко использовать в развивающем обучении дошкольников. При их решении детьми с помощью рассуждений активизируются мыслительные действия, формируется способность обобщения п различным основаниям классификации, повышается математическая компетентность.
Особое значение обучение комбинаторике имеет для развития такого свойства продуктивного, творческого мышления, как гибкость. Гибкость мышления заключается в легком переходе от одного способа действия к другому, рассмотрении объекта или явления с различных сторон, выявление скрытых, неочевидных свойств и функций предмета.
Таким образом, включение в обучение детей дошкольного возраста комбинаторных задач будет способствовать как интеллектуальному развитию детей в целом, так и возможности «создавать полезные комбинации» А. Пуанкаре, что позволит в будущем решать истинно творческие задачи, диапазон которых – от парадоксальной головоломки до научного открытия.