Жанна Сухоносенко
Доклад «70-летие Победы в Великой Отечественной войне как мощный фактор развития патриотизма дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
9 мая 2015 года наша страна будет отмечать важную и значимую дату нашей истории –
70- летие Победы в Великой Отечественной войне.
Это поистине великий день, когда мы переживаем «радость со слезами на глазах»! Вдумаемся в эти слова известной песни «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова). Как глубоко и точно они передают всю глубину и противоречивость этого дня: искренняя радость праздника и ощущение счастья. И горечь слез, которые разрывают душу, подступают к горлу и наворачиваются на глаза помимо нашего желания…. Почему это происходит?
Темочки:
- День Победы, 9 мая
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Ощущение радости и счастья дарит нам МИР, который принесла великая Победа.
МИР – это счастье, веселье, покой, радость, созидание во всех сферах жизни человека и его души.
МИР – это великая ценность, которую необходимо оберегать и сохранять.
Горечь слез вызывает ВОЙНА, которая обрушилась на народ и захлестнула в свой смертельный водоворот миллионы людей.
ВОЙНА – это тревога, страх, слезы, горе, отчаяние, голод, постоянный душевный надрыв и смерть.
ВОЙНА – это страшная беда, которая не совместима с жизнью!
В нашей памяти всегда должно быть место тем страшным, горьким и гордым событиям.
70 лет мирного неба над головой! Уже выросло не одно счастливое мирное поколение. Но рядом с нами есть и те, для которых война стала частью их жизни, которые знают о войне не понаслышке. Ветераны – наша живая память о войне и Победе! Мы должны ценить каждый миг их жизни! Пока еще они рядом …. И научиться передавать последующим поколениям всю гамму эмоций, чувств, знаний, связанных с такими сложными понятиями как «мир» и «война».
Интенсивные процессы формирования детской психики,их мировоззрения показывают, что в дошкольном возрасте важно не перегрузить ребенка сложной, эмоционально тяжелой информацией, связанной с понятием «война». Необходимо корректно и гуманно формировать эти понятия.
Из года в год в каждом детском саду проводится торжественный праздник, посвященный Дню Победы, общая праздничная атмосфера этих дней, украшенные улицы, парады, концерты и салют наполняют детей чувством всеобщей радости.
Конечно, наши малыши до конца не понимают, почему именно этих людей – ветеранов – мы поздравляем в эти дни. Вспоминается момент, когда ребенок преподнес цветок ветерану, а тот заплакал и стал благодарить: «Спасибо! Спасибо! Спасибо.». Малыш растерялся, а чуть позже спросил маму: - За что мне «спасибо»? «За внимание, сынок! И за память!» - ответила мать. Как она права! Такие моменты остаются в памяти, а их осознание и понимание обязательно придет.
Итак, нам удается донести до детей то, что День Победы имеет особое значение в жизни нашего народа. Но почему мы так радуемся этой дате? Мы – взрослые – понимаем, что этому событию предшествовали страшные дни войны. И чем сильнее мы ощущаем горечь тех военных лет, тем сильнее наша радость и гордость за то, что наши деды и прадеды сумели отстоять для нас мир.
Педагоги, работающие в ДОО, к счастью не знают, что такое война. Но это не означает, что мы не можем прочувствовать горечь и боль этого понятия. Мы обязаны это чувствовать! Войны развязываются не детьми, а взрослыми людьми. Поэтому формирование у маленьких детей сложных понятий «мир» и «война» идет опосредованным путем: через душу взрослого в душу ребенка.
Тема Великой Отечественной войны мощный фактор патриотического воспитания детей. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее, именно в этом возрасте закладываются основы нравственных качеств ребенка, ценностного отношения к окружающему миру.
В рамках подготовки к празднованию великой даты – 7 О-летия Победы в Великой Отечественной войне воспитание патриотизма у детей приобретает особое значение. Ведь эта война является самым ярким примером проявления героизма русских людей.
В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой уделяется особое внимание развитию личности ребенка и воспитанию такого качества как патриотизм. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, чтения,
продуктивной, музыкально-художественной.
Основными задачами работы по патриотическому воспитанию на основе событий Великой Отечественной войны являются :
– формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины, знакомство с главными событиями и памятными датами в истории страны в период Великой Отечественной войны;
-развитие патриотических чувств у детей,желание защищать свою Родину, гордиться ее достижениями ;
- воспитание осознанного уважения к памяти погибших героев, к ветеранам, празднику Победы как результату героического подвига русского народа в Великой Отечественной войне.
Конечно, патриотические чувства не могут возникнуть после нескольких занятий, даже очень удачных. Это- результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Проводя работу по патриотическому воспитанию, воспитатель должен руководствоваться следующими принципами:
-«позитивный центризм»-отбор актуальных для ребенка этого возраста знаний;
-непрерывность и преемственность педагогического процесса;
-дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
-рациональное сочетание разных видов
деятельности, адекватный возрасту баланс
интеллектуальных, эмоциональных нагрузок;
- деятельностный подход;
-развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
События Великой Отечественной Войны имеют огромное значение для формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Как же рассказать ребенку о войне :
Организованная образовательная деятельность:
• «Города - герои»
Цель: Познакомить детей с географическим положением городов-героев на карте России, познакомить детей с героическими подвигами жителей и защитников этих городов, формировать понимание значимости патриотического подвига всех граждан страны.
• «Дети – герои войны»
Цель: Познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам-героям.
• «Земляки – фронтовики».
Цель: Познакомить детей с ветеранами ВОВ, которые проживали и проживают в нашем городе, воспитывать чувство сострадания и ува-жения к пожилым людям.
• «Символы Победы - ордена, медали и знамена»
Цель: Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.
Продуктивная деятельность
• Рисование :
«Памятники воинской славы нашего города»
«Праздничный салют»
«Портрет героя»
«Войне мы скажем : "Нет!"».
• Аппликация:
«Весенний букет для ветеранов»
«Георгиевская ленточка»
«Московский Кремль»
• Лепка:
«Звезда»
«Самолет»
«Танк»
• Конструирование:
«Крепость»
«Военный корабль»;
• Тематическая выставка: «70-летие Победы»;
• Конкурс детских рисунков на асфальте;
Физическое развитие
Военно – спортивная игра :«Зарничка
Организация детского пробега по территории ДОУ «Мы помним -мы гордимся!»
Физкультурные досуги и праздники;
Проведение музыкального праздничного утренника «Памяти павших будьте достойны», концертов.
Беседы о Великой Отечественной войне :
• «История георгиевской ленточки»
Цель: Познакомить детей с новым символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины.
• «Ветераны Великой Отечественной»
Цель: раскрыть смысл слова «ветеран», воспитывать уважение к ветеранам войны и труда.
• «Великие битвы»
• «Музыка войны», «Песни, с которыми мы победили»
В. Агапкин «Прощание славянки»,
А. Аренский «День Победы»,
А. Филиппенко «Вечный огонь»,
А. Александров «Священная война и др.
Чтение произведений о Великой Отечественной войне :
А. Митяев «Рассказы о Великой Отечественной войне», «В землянке», «Почему Армия родная»
В. Давыдов «Дозор»,
Т. А. Шорыгина «Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны»,
О. Высотская «Мой брат уехал на границу»,
С. П. Алексеев «Брестская крепость»,
Е. Благинина «Миру - мир», «Шинель
А. Г. Твардовский «Рассказ танкиста»,
В. П. Катаев «В разведке»и др.
• Рассматривание картин, иллюстраций, орденов и медалей
И. М. Тоидзе «Родина мать зовёт!»
А. Лактионов «Письмо с фронта ;
• Просмотр телепередач на военную тему;
• Вечер чтения стихов, посвященных Дню Победы
Цель: Подготовить детей к празднику «День Победы», воспитывать уважение к героям ВОВ, чувство гордости за народ, победивший врага
Игровая деятельность
• Сюжетно-ролевые игры:
«Пограничники», «Военные моряки»,
• Дидактические игры:
«Ордена войны», «Род войск и боевая техника»,Памятные места нашего города», познавательная игра: «Раньше и теперь,» Подвижные игры:
«Переправа через мост», «Разведчики».
• Экскурсия в краеведческий музей, мини- музеи в ДОУ, патриотический уголок в группе
Цель: закреплять представления детей о Великой Отечественной войне; продолжать знакомство с воинами- героями, рассказ о подвигах наших земляков в Добринском районе,среди них Иван Михайлович Макаренков.
• Экскурсия в библиотеку - выставка книг «Детям о войне»;
• Встреча с ветеранами и детьми войны;
• Экскурсия к памятникам, возложение цветов героям войны, погибшим в Великой Отечественной войне
Памятник в п. Плавица,
памятник в районном центре Добринка,
памятники областного города Липецк, России.
• Наблюдения за изменениями в облике поселка, улицы, детского сада накануне праздника;
• Посадка деревьев и кустарников
«Аллея славы», «Сирень Победы»;
• Поисковая работа в кругу семьи – изготовление фотоальбома с использованием фото военных и послевоенных лет из семейных архивов;
фото – альбомы: «Города-герои»,
«Военная техника и оружие»;
• Традиция в семьях покупать цветы и поздравлять ветеранов прямо на улицах города или поселка;
• Консультация : «Как рассказать о Великой Отечественной войне»
• Проектная деятельность:
«Песни с которыми мы победили»;
«Дети –герои войны»;
«Парад Победы»;
«Мы помним и гордимся!»и др.
• Видео-презентации
День Победы был, есть и должен оставаться самым святым праздником.
Ведь те, кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить сейчас.
Мы обязаны помнить об этом всегда. Будем достойны своих дедов и прадедов!
Говоря о воспитании патриотизма, в первую очередь, мы заботимся о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.