Елена Серых
Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников
Аннотация: экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества. Это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний. Своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе; - содержание экологического воспитания должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой.
Публикация «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2018
Период дошкольного детства крайне важен для развития ребенка. Именно в этот период у детей начинает развиваться чувство прекрасного и появляется собственное мнение на многое из того, что его окружает. Исходя из этого, работа по экологическому воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного заведения приобретает особую ценность. Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.
Сегодня экология стала наукой, которая должна помощь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования. В настоящее время экологическое образование оформилось в самостоятельную область дошкольной педагогической теории и практики. В процессе экологического воспитания дошкольники овладевают нормами экологически грамотного безопасного поведения на основе комплекса элементарных экологических знаний, осознания причинно-следственных связей в природе, бережного отношения ко всему живому.
Чтобы предотвратить варварское отношение к природе, стоит начинать воспитывать экологическую культуру с самых малых лет. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность. Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.
Экологическое воспитание - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.
Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на работниках детских садов. Важно все: оформить группу, внутренний двор, организовать живой уголок и проводить систематическую работу по знакомству детей с окружающим миром. Как это сделать? Многообразие болезней, постигшие людей в последнем столетии, - вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её. Это отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.
Какое значение для дошкольников имеет экологическое воспитание?
- вырабатывает ответственность за сохранение природы;
- воспитывает чувство прекрасного, способность видеть природную красоту;
- дает понимание тесной взаимосвязи всего живого на планете;
- предотвращает агрессивные, разрушительные действия по отношению к природе;
- направляет детскую активность в положительное русло и расширяет кругозор.
Задачи экологического воспитания дошкольников определяют основные направления этого процесса. Главной задачей экологического воспитания детей дошкольного возраста является воспитание экологической культуры, в рамках которого происходит формирование у детей экологических представлений и знаний, развитие положительных эмоций и чувств по отношению к природе, развитие восприятия природы как ценности.
Поэтому для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;
- воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру;
- формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе.
Также используем следующие формы и методы работы с детьми :
- региональный компонент (изучение природы родного края);
- образовательная деятельность;
- экологические минутки;
- экскурсии;
- экологические сказки;
- практическая деятельность в природе;
- природоохранные акции;
- эксперименты и опыты;
- развивающие дидактические игры;
- выставки;
- ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее).
Формируем у детей понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы, используя имеющую у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности. Мы используем принцип междисциплинарности и интеграции, который позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.
Таким образом, почти каждая тема по экологии подкрепляется продуктивными видами деятельности (рисование, ручной труд, аппликация и т. д.) и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе.
В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому мы стараемся строить занятия таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с другой стороны - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главную цель занятия мы видим не в передаче знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к систематической и творческой деятельности. Для этого мы разнообразили структуру и методы проведения занятий, способствующих развитию логического мышления и активности детей.
Таким образом, на занятиях по познавательному развитию дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Ребята с удовольствием играют в «экологию», в «учёных», в «лабораторию», в «коллекционеров», в «геологов»; на территории садика весной и летом уже не увидишь брошенный и увядший букет цветов. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества мы добились доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни. Вариантов и форм воспитания экологической культуры у дошкольников множество. Но научить ребенка с ранних лет беречь природу – это не простая, но очень важная задача.
Библиогафический список:
1. Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика №12. – С. 10-12.
2. Лисиченко В. В. Формирование основ экорациональной модели поведения старшеклассника в системе непрерывного экологического образования и воспитания. Дисс. канд. пед. наук: 13.00. 01: Архангельск, 2000
3. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов – М. : ВЛАДОС, 2014.