Регина Спицына
Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия участников образовательных отношений
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
«Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия участников образовательных отношений»
Современный этап развития дошкольного образования предполагает тесное взаимодействие двух воспитательных институтов – семьи и дошкольного учреждения – с целью разностороннего развития личности ребенка с учетом его возможностей и способностей.
Малыш учится в первую очередь у тех, кого любит, кому доверяет, кто для него является примером, авторитетен. Это значит, что именно родители являются его самыми лучшими и первыми воспитателями.
Публикация «Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия участников образовательных отношений» размещена в разделах
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для развития их собственного ребенка.
Семья и детский сад, имея особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установления доверительных, партнерских отношений между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.
Одной из форм налаживания контакта с семьями воспитанников является создание в детском саду родительского клуба.
Родительский (семейный) клуб — это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду. Это поддерживающее, уютное пространство, в котором возможно в безопасной и дружественной атмосфере обсудить значимые родительские темы, узнать новую информацию, поделиться личным опытом, услышать занимательные истории, посмотреть на свои проблемы со стороны. В клубе все равны и каждый важен.
Основные формы работы родительского клуба :
*Беседа
*Круглый стол
*Семинар
*Развлечения
*Родительское собрание
*Мастер классы
*Анкетирование
Цели родительского клуба :
*Обеспечение необходимого психолого-педагогического и методического сопровождения отношений родителей и детей дошкольного возраста. То есть открытые возможности для мам и пап задавать интересующие вопросы и получать на них ответы, оказание помощи в решении учебных задач. Так, например, если ребёнку не удаётся освоить тот или иной материал, воспитатель не только указывает, что нужно проработать дома, но и как это сделать. В ДОУ провидятся мастер-классы, практические занятия.
*Установление партнёрских отношений между детским садом и семьёй в вопросах развития, обучения и воспитания дошкольников. Родители — не наблюдатели, а участники образовательного процесса, что находит отражение в проведении совместных занятий, праздников.
*Проведение просветительской работы, направленной на организацию диалога родитель-малыш с учётом всех психологических особенностей и возрастных интересов детей. Например, если ребёнок при подготовке к утреннику отказывается дома учить стихотворение, то родителям не нужно заставлять его и говорить: «Никаких игрушек если не будешь учить!». Определив с помощью педагога текущие интересы ребёнка, к примеру, увлечение игрушками-конструкторами, которые разбираются, до винтика, предложить упрямцу сыграть в игру, где каждый винтик закручивается только после того, как рассказана строчка стихотворения. Ребёнок наверняка втянется в такую историю.
*Популяризация работы ДОУ в родительской среде.
Родительский клуб призван объяснить и наглядно продемонстрировать, чем и как занимается детский сад, а также призвать семью в помощники, которые понимают основные направления образовательной деятельности и участвуют в ней.
*Интернет-сотрудничество, целью которого является не только просветительская работа с родителями или информационная поддержка семьи, но и включение семьи в образовательное пространство детского сада, привлечение их к активному содействию. В современный век интернет-технологий, когда компьютер есть не только в каждом доме, но и у каждого члена семьи, актуальными становятся онлайн-семинары, веб- конференции, вебинары.
Родительский клуб - это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. Это одна из новых форм сотрудничества, где знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активизируются взаимодействия педагога, родителя и ребенка. На этих занятиях родители приобретают и теоретические знания, и осваивают практические умения.
Участие в родительском клубе помогает повысить уровень личной комфортности детей и взрослых, как в семье, так и в ДОУ, сформировать позитивный опыт семейного воспитания, снять затруднения детско- родительских отношений, организовать содержательный и разнообразный семейный досуг.
Общение в неформальной, творческой, дружественной обстановке позволяет проявить лучшие качества как детям, так и родителям. Чувство раскрепощенности, которое проявляется в неформальной обстановке, помогает педагогам и родителям лучше узнать друг друга, понять общность интересов, объединиться для решения общих задач воспитания, образования и развития ребенка, становление компетенций родителя.
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Литература
1. Артамонова Е. И., Еганова Е. В., Зырянова Е. В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М. : Изд. Центр «Академия» 2002г.
2. Арнаутова Е. П. " Педагог и семья" М. "2014г.
3. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. – СПб., 2005г.
4. Зверева О. Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями. 2002г.
5. Лобанов Т. С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - 2-е изд. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003г.
6. К. Фогель «Как научить детей сотрудничать?»; Генезис. 2010г.
7. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» : пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004г.