Виктория Новожилова
Развивающая среда в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая среда в группе раннего возраста.
Обстановка в группе раннего возраста должна соответсвовать требованиям ФГОС ДО, а именно она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной и безопасной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предпочитают стабильность в этом отношении. Не желательно часто делать перестановку в помещении, лучше тщательно спланировать ее до прихода детей.
Публикация «Развивающая среда в группе раннего возраста» размещена в разделах
Наша группа поделена на несколько центров развития :
1) Центр сенсорного развития «Ловкие пальчики».(название не говорим)
В этом возрасте закладывается база для развития интеллекта -сенсорные способности ребенка. Поэтому предметная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Для решения этих задач в нашей группе создан центр сенсорного развития «Ловкие пальчики». Предметы желательно подбирать чистых цветов, четкой и не сложной формы, разных размеров, они должны быть выполнены из разнообразных (но безопасных для здоровья детей) материалов. Хорошо если можно извлекать из предметов звуки ( например звучащие игрушки: погремушка, колокольчик, дудочка и т. д.) чувствовать их аромат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость) прозрачность, твердость или мягкость и другие свойства. Для развития мелкой моторики малышам предлагаем специальные дидактические игры: вкладыши, пирамидки, шнуровки, игрушки-застежки, шнуры для нанизывания, и т. п. С этой же целью мы используем пальчиковый бассейн с крышками разных цветов и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, например: мыльницы, соединяя части которых, малыши знакомятся с разнообразными формами и цветами. Для маленького ребенка игрушкой служит всякая вещь, стоимость материала при этом - далеко не самый важный показатель ее полезности. Одна из наших находок - использование в работе с детьми сенсорных ковриков и панелей. Основная цель этих пособий: Например панель: «Смешарики» - несет несколько функций, была мною изготовлена с целью развить воображение -(ребенок может придумать любой сюжет- раскладывая фигурки по своему желанию, речь, творческие способности- выкладывать композицию, пейзаж природы по замыслу; умение определять цвет, величину, форму, определять количество (много–мало); на развитие мелкой моторики (застегивать молнию, пуговки, закреплять предмет на липучке, вкладывать в кармашки фигурки, вешать ленточки за петельки., прищипывать прищепки.
Из дидактических игр -предпочтительнее игры лото и парные картинки, мозаика -крупная пластиковая, пазлы 3-6 частей, наборы кубиков из 4-6 штук., развивающие игры : «Сложи узор», «Сложи квадрат», геометрические головоломки; рамки-вкладыши по разным темам, игры на развитие тактильных и звуковых ощущений «Наши любимые зверюшки»;
разрезные картинки из 2-4 частей на разные темы; коробочки вкладыши;
2) Речевой центр «Умники и умницы ОО Речевое развитие.
Практически каждый ребенок младшего возраста испытывает интерес и влечение к книжке с яркими картинками. Так как пальчики у детей еще не умелые, действия импульсивные и плохо скоординированные, среда должна быть насыщенна книгами с прочными листами из плотной бумаги, из политиэлена или картинками изображающими, предметы и не сложные сюжеты -желательно, чтобы эти картинки были вложенные в прозрачные пленочные карманы. Такие книги сохраняться дольше и принесут детям много радости и удовольствия. Хорошо если в уголке есть и наборы картинок для группировки, до 2-4 в каждой группе : домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель; серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей); Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку).
Игрушки для воспитания правильного физиологического дыхания: наборы игрушек и картинок для уточнения произношения в звукоподрожаниях, уточнения произношения гласных;
Игрушки для проведения артикуляционной и мимической гимнастики, тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания:
«Остуди чай», «Подуй на листочки», «Капелики», небольшое зеркальце.
Игры: «Чей домик», «Чьи детки», «Парные картинки», «Кто это», «Что это», «Что делает».
3)Центр эмоциональной направлености «Какой Я».
Маленький ребенок познает не только окружающий предметный мир, но и людей, в том числе и себя. В группе надо иметь места, где крепятся фотографии, картинки, на которых изображены люди разного возраста,
(дети, взрослые, пола -(мужчины, женщины, с выражением различных эмоциональных, состояний (грустные, веселые,, плачут,с разной внешностью (прическа, одежда, обувь., можно вывешивать фотографии детей группы и их семей ( У нас созданы альбомы: «Семья», «Мама, папа, и Я», стена с фотографиями.)
4) «Центр творчества «Маленький художник».
Для рисования лучше всего иметь специальные самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования, или рулон простых белых обоев и восковые мелки. Эти материалы хорошы тем, что способствует развитию первых изобразительных умений и не создают проблем в организации: не пачкают руки, не требуют частой смены, восковые мелки не осыпаются на пол. Так же необходимо иметь в уголке: цветные карандаши, восковые мелки, цветные мелки, гуашевые краски, кисти, цветная и белая бумага, рулон белых обоев, кусочки поролона, ткани, магнитная доска, раскраски.
5)Центр театрально музыкальный «Колокольчик».
Обязательно должны, быть в группе материалы для режиссерских и театрализованных детских игр: мелкие игрушки, плоскостные фигурки животных, людей, сказочных персонажей; для проведения развлечений с детьми -пальчиковые и плоскостные театры, перчаточные куклы, атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят».
Так же необходимо в группе иметь : звучащие игрушки и детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочка, колокольчики, барабан, погремушки, игрушки-пищалки, звучащие игрушки;
Магнитофон и диски с записями звуков природы, музыки для релаксации, песни и музыка для танцев по программе;
Дидактические игры «Громко-тихо», «Определи кто кричит? Мама курочка или птенцы?».
6) Центр сюжетных игр «Игралки» .
Игрушки для малышей должны быть прежде всего функциональными и носить обобщенный характер. Например важно, чтоб автомобиль имел кузов, колеса, кабину, чтобы его можно было катать, все остальное (вид автомобиля, назначение) для ребенка не важно. Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчек к активному действию - внешний стимул. Поэтому необходимо размещать материал на открытых полках, а сам материал – должен быть внешне привлекательным, ярким и броским, и довольно часто их менять (не реже одного раза в неделю).
Хорошо если в группе есть одна две коляски для кукол, один - два больших автомобиля, трехколесный велосипед. Можно использовать самодельные игрушки-коляски, машины, сделанные из обычных картонных коробок. Это очень хорошо развивает воображение детей и они с удовольствием играют необычными для них игрушками.
Очень полезно в группе иметь зеркала, чтобы малыш мог видеть себя среди других детей, наблюдать за своими движениями, мимикой, внешним видом (кстати маленькие дети сразу забывают про слезы когда видят свое отражение в зеркале). А уголок ряжения поможет ребенку целенаправленно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.
Очень хорошо если в группе есть- : ширма многофункциональная- дети с удовольствием перемещают ее в игровом уголке и испльзуют ее как домик,
Коробка с предметами-заместителями; конечно, что за игровой уголок если там нет кукол, необходимо, чтобы куклы были крупные и разнообразные (вязанные, плоскостные, безликие.) И атрибуты для сюжетно-отобразительных игр: «Семья», «Парикмахерская», «Больница»;
наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; телефон,
сумки, утюг, телевизор и др., комплект кукольного постельного белья.
7) Строительный центр «Маленький строитель».
Разнообразные конструктивные и строительные наборы,
(напольные, настольные) и легкий модульный материал (специально поролоновые и обтянутые клеенкой блоки, разных форм, цветов, размеров)- материал бесконечной привлекательности для ребенка, предоставляющий ему возможность изменять и выстраивать пространство по своему желанию.
8) Физкультурно-оздоровительный центр «Крепыш ОО «Физическое развитие».
У младших детей активно развивается двигательная активность, в том числе ходьба, бег, лазанье. Вместе с тем движения еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому пространственная организация среды должна учитывать для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения. Для стимулирования двигательной активности желательно поставить в групповой комнате горку со ступеньками и пологим спуском, укрепить оборудование для пролезания, подлезания, перелезания. Для малышей надо иметь два- три очень крупных, ярких надувных мяча и несколько мячей меньших размеров- эти игрушки хорошо стимулируют ходьбу. Для профилактики плоскостопия, хорошо использовать коврики, массажные дорожки, со следочками;
Так же необоходимо в уголке использовать такие атрибуты: палки гимнастические; мячи; корзина для метания мячей; мешочков; обручи;
кегли ; кубы; шнур длинный и короткий; мешочки с грузом;
ленты разных цветов; атрибуты для создания сюжета в ОД.
9)Центр природы и экспериментирования «Узнавайка».
Рекомендуется в младших группах отводить место для игр с песком, водой, глиной. Эти игры требуют специального оборудования. Обязательно в этом месте нужно постелить резиновый коврик, иметь несколько комплектов защитной одежды (халатики, нарукавники, старые папины рубашки). Рядом в коробку, в контейнер или на полку ставят необходимые предметы: емкости для переливания воды, резиновые надувные мелкие игрушки, игрушки забавы для игр с водой (плавающие игрушки, мельнички.) поролоновые губки, формочки, ведерки.
Комнатные растения: фикус, бегония, герань, бальзамин.
Материалы по уходу за растениями: лейки, тряпочки, клеёнки, тазики
схематичный материал:
Календарь природы, календарь наблюдений за птицами;
дидактические игры природоведческого характера; муляжи овощей и фруктов; альбомы по временам года.
Заключение: Среда меняться в зависимости от сезона, КТП, предпочтений и желаний детей, а так же гендерной принадлежности. В планах очень много идей и задумок, которые реализовываются по мере возможности, в помощь приходит родительская поддержка.