Наталья Михайловна
Консультация «Развитие связной речи, как основной фактор обучения детей с ОВЗ»
МОУ «Видимская сош»
Доклад на тему «Развитие связной речи как основной фактор обучения детей с ОВЗ»
1 слайд
Добрый день, уважаемые коллеги! Я представляю Видимскую среднюю общеобразовательную школу. Меня зовут Хлебникова Наталья Михайловна, учитель-логопед первой квалификационной категории. Тема моего выступления «Развитие связной речи как основной фактор обучения детей с ОВЗ»
2 слайд
Публикация «Консультация „Развитие связной речи, как основной фактор обучения детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Что такое связная речь? Термин «связная речь» употребляется в разных значениях, я в данной теме остановилась на этом… Связная речь — единое смысловое высказывание, обеспечивающие общение и взаимопонимание.
3 слайд
Следовательно, основная функция связной речи—коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах диалоге и монологе.
4 слайд
Мы знаем, что одним из основных направлений федерального государственного образовательного стандарта является гарантия доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ОВЗ. Отсюда вопрос - при чем здесь логопед? Есть учителя предметники - пусть дают образования. А целью нашей логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими, то есть дать речевую уверенность, что их в социуме поймут. Из этого вытекает тема моего доклада.
5 слайд
В работах многих авторов отмечается, что становление связной речи у детей с интеллектуальным недоразвитием осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями (М. Ф. Гнездилов, Л. Н. Ефименкова, В. Г. Петрова и др.). Нарушения связной речи выведены на слайде. Такие школьники довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи, на этапе ситуативной речи. Наряду с нарушениями познавательной деятельности, немаловажную роль в недоразвитии связной речи играет недостаточная сформированность диалога. Дети данной категории часто не осознают необходимости ясно и четко передавать содержание какого либо события так, чтобы оно было понятно собеседнику.
Другая причина заключается в том, что речевая активность данной категории детей очень слаба и довольно быстро истощается. В процессе монологической речи отсутствует стимуляция извне, конкретизация и развитие рассказа осуществляются самим ребенком. Недостаточность волевой сферы этих детей играет определенную роль в нарушении протекания речевых высказываний.
6 слайд
Учитывая психологическую структуру процесса порождения связного текста, логопед должен проводить работу над связной речью в двух направлениях.
Направления на слайде.
1) Развитие внутреннего (смыслового) программирования.
2) Формирование языковых средств оформления связного текста.
7 слайд
Нам известно, что дети быстро утомляются и теряют интерес. Поэтому на занятиях я стараюсь применять разные виды деятельности. Я не буду углубляться в методы и приемы в развитии связной речи. Я просто познакомлю со своими приемами коррекционной работы, которые мне помогают получать положительную динамику на моих занятиях.
1) Овладение приемами концентрирования рассеянного внимания
- Паузы перед заданием
- Приучаю детей к взаимоконтролю и самоконтролю: внимательно слушать товарища, находить ошибки в чужой речи, а затем и в своей. Дети предельно внимательны к рассказам других.
8 слайд
2) Предупреждение утомляемости, усталости
Равномерное (через 8-10 минут) включение в занятие динамических пауз, упражнений на координацию речи с движениями пальцев рук (биопластика, дыхательные упражнения- все согласно изучаемой темы. Даю возможность проводить самим ребятам.
Поиск «обходных путей» - например, введение в занятие игровых моментов, т. е. учимся, играя. Снимаем утомление сменой видов деятельности (рисование, обводка, штриховка, лепка, конструирование, сортировка мелких предметов, вырезание ножницами) и поз (сидя, стоя, выход всех к доске).
Не требую быстрого изменения неудачного ответа, даю время на его обдумывание.
9 слайд
3. Темп и объё м подачи учебного материала:
Спокойный темп для восприятия и запоминания.
Отведение более продолжительного по сравнению с массовой школой времени для усвоения и закрепления материала.
Важные моменты и всё новое повторяю несколько раз.
Многократное упражнение для лучшего запоминания, но с изменением формы подачи материала или выполнения задания.
Не даю на занятии более 2 новых понятий.
4. Использование наглядного материала:
Часто использую опорные схемы, картинки, таблицы, печатные карточки по развитии речи, индивидуальный раздаточный материал приклеиваем в тетради.
Провожу нестандартные занятия с использованием ИКТ в целях повышения интереса к занятиям, развития внутренней мотивации к развитию речи.
10 слайд
5. Никакого отрицательного оценивания. Использую словесную оценку, всегда объясняю, за что её ставлю. Привлекаю самих учеников к оцениванию своей и чужой речи, ответа, работ. Даю право ребятам оценить работы смайликами по цветовой гаме от яркого к темному с объяснением. Почему?
6. На занятиях использую только серии сюжетных картинок, т. к обучающимся легче последовательно описать ход событий чем в одной картинке, где сразу теряется ход событий и путается составление рассказа.
11 слайд
7. После сюжетных картинок использую готовые схемы или сами придумываем мнемотаблицы и схемы к рассказам, стихотворениям.
8. Пользуюсь методом пересказывания и заучивания с помощью ключевых предложений, фраз в сторону уменьшения
12 слайд
9. Графические записи.
Графическая запись позволяет наглядно показать детям основное правило смыслового соединения предложений в повествовательном рассказе через повтор предметных значений. На первом месте — обозначение предмета, на втором — действие. И таких схем по количеству предложений.
Поскольку в устной речи цепной вид связи объединяет не более пяти-шести предложений, то и объем рассказов, предложенных детям, не превышает установленной нормы.
В текстах-описаниях используется параллельная структура. Её можно обозначить следующей схемой.
Параллельная связь определяется тем, что предложения не «цепляются» одно за другое, а являются равноправными между собой; при этом в них либо осуществляется перечисление, либо они сопоставляются, либо противопоставляются.
10. Рассказывание от лица разных объектов с использованием чувств и эмоций рассказывающего.
11 слайд
Представленные приемы работы позволят повысить эффективность речи обучающихся, могут быть использованы в работе с детьми как средство развития навыка связной речи.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания дети учатся планировать свою речь.
Спасибо за внимание!