МААМ-картинки

Консультация «Развитие связной речи, как основной фактор обучения детей с ОВЗ»

Наталья Михайловна
Консультация «Развитие связной речи, как основной фактор обучения детей с ОВЗ»

МОУ «Видимская сош»

Доклад на тему «Развитие связной речи как основной фактор обучения детей с ОВЗ»

1 слайд

Добрый день, уважаемые коллеги! Я представляю Видимскую среднюю общеобразовательную школу. Меня зовут Хлебникова Наталья Михайловна, учитель-логопед первой квалификационной категории. Тема моего выступления «Развитие связной речи как основной фактор обучения детей с ОВЗ»

2 слайд

Публикация «Консультация „Развитие связной речи, как основной фактор обучения детей с ОВЗ“» размещена в разделах

Что такое связная речь? Термин «связная речь» употребляется в разных значениях, я в данной теме остановилась на этом… Связная речь — единое смысловое высказывание, обеспечивающие общение и взаимопонимание.

3 слайд

Следовательно, основная функция связной речи—коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах диалоге и монологе.

4 слайд

Мы знаем, что одним из основных направлений федерального государственного образовательного стандарта является гарантия доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ОВЗ. Отсюда вопрос - при чем здесь логопед? Есть учителя предметники - пусть дают образования. А целью нашей логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими, то есть дать речевую уверенность, что их в социуме поймут. Из этого вытекает тема моего доклада.

5 слайд

В работах многих авторов отмечается, что становление связной речи у детей с интеллектуальным недоразвитием осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями (М. Ф. Гнездилов, Л. Н. Ефименкова, В. Г. Петрова и др.). Нарушения связной речи выведены на слайде. Такие школьники довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи, на этапе ситуативной речи. Наряду с нарушениями познавательной деятельности, немаловажную роль в недоразвитии связной речи играет недостаточная сформированность диалога. Дети данной категории часто не осознают необходимости ясно и четко передавать содержание какого либо события так, чтобы оно было понятно собеседнику.

Другая причина заключается в том, что речевая активность данной категории детей очень слаба и довольно быстро истощается. В процессе монологической речи отсутствует стимуляция извне, конкретизация и развитие рассказа осуществляются самим ребенком. Недостаточность волевой сферы этих детей играет определенную роль в нарушении протекания речевых высказываний.

6 слайд

Учитывая психологическую структуру процесса порождения связного текста, логопед должен проводить работу над связной речью в двух направлениях.

Направления на слайде.

1) Развитие внутреннего (смыслового) программирования.

2) Формирование языковых средств оформления связного текста.

7 слайд

Нам известно, что дети быстро утомляются и теряют интерес. Поэтому на занятиях я стараюсь применять разные виды деятельности. Я не буду углубляться в методы и приемы в развитии связной речи. Я просто познакомлю со своими приемами коррекционной работы, которые мне помогают получать положительную динамику на моих занятиях.

1) Овладение приемами концентрирования рассеянного внимания

- Паузы перед заданием

- Приучаю детей к взаимоконтролю и самоконтролю: внимательно слушать товарища, находить ошибки в чужой речи, а затем и в своей. Дети предельно внимательны к рассказам других.

8 слайд

2) Предупреждение утомляемости, усталости

Равномерное (через 8-10 минут) включение в занятие динамических пауз, упражнений на координацию речи с движениями пальцев рук (биопластика, дыхательные упражнения- все согласно изучаемой темы. Даю возможность проводить самим ребятам.

Поиск «обходных путей» - например, введение в занятие игровых моментов, т. е. учимся, играя. Снимаем утомление сменой видов деятельности (рисование, обводка, штриховка, лепка, конструирование, сортировка мелких предметов, вырезание ножницами) и поз (сидя, стоя, выход всех к доске).

Не требую быстрого изменения неудачного ответа, даю время на его обдумывание.

9 слайд

3. Темп и объё м подачи учебного материала:

Спокойный темп для восприятия и запоминания.

Отведение более продолжительного по сравнению с массовой школой времени для усвоения и закрепления материала.

Важные моменты и всё новое повторяю несколько раз.

Многократное упражнение для лучшего запоминания, но с изменением формы подачи материала или выполнения задания.

Не даю на занятии более 2 новых понятий.

4. Использование наглядного материала:

Часто использую опорные схемы, картинки, таблицы, печатные карточки по развитии речи, индивидуальный раздаточный материал приклеиваем в тетради.

Провожу нестандартные занятия с использованием ИКТ в целях повышения интереса к занятиям, развития внутренней мотивации к развитию речи.

10 слайд

5. Никакого отрицательного оценивания. Использую словесную оценку, всегда объясняю, за что её ставлю. Привлекаю самих учеников к оцениванию своей и чужой речи, ответа, работ. Даю право ребятам оценить работы смайликами по цветовой гаме от яркого к темному с объяснением. Почему?

6. На занятиях использую только серии сюжетных картинок, т. к обучающимся легче последовательно описать ход событий чем в одной картинке, где сразу теряется ход событий и путается составление рассказа.

11 слайд

7. После сюжетных картинок использую готовые схемы или сами придумываем мнемотаблицы и схемы к рассказам, стихотворениям.

8. Пользуюсь методом пересказывания и заучивания с помощью ключевых предложений, фраз в сторону уменьшения

12 слайд

9. Графические записи.

Графическая запись позволяет наглядно показать детям основное правило смыслового соединения предложений в повествовательном рассказе через повтор предметных значений. На первом месте — обозначение предмета, на втором — действие. И таких схем по количеству предложений.

Поскольку в устной речи цепной вид связи объединяет не более пяти-шести предложений, то и объем рассказов, предложенных детям, не превышает установленной нормы.

В текстах-описаниях используется параллельная структура. Её можно обозначить следующей схемой.

Параллельная связь определяется тем, что предложения не «цепляются» одно за другое, а являются равноправными между собой; при этом в них либо осуществляется перечисление, либо они сопоставляются, либо противопоставляются.

10. Рассказывание от лица разных объектов с использованием чувств и эмоций рассказывающего.

11 слайд

Представленные приемы работы позволят повысить эффективность речи обучающихся, могут быть использованы в работе с детьми как средство развития навыка связной речи.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания дети учатся планировать свою речь.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие связной речи, как основной фактор обучения детей с ОВЗ»
Опубликовано: 6 мая 2020 в 04:55
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие связной речи, как основной фактор обучения детей с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Михайловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД