Лариса Стрельцова
Работа ДОУ с семьей по физическому воспитанию детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
(из опыта работы)
Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей с нарушениями зрения, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома. Однако во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается телевизору, в лучшем случае «сидячим» играм (мозаика, лото и т. д.). При этом не принимается во внимание следующее: стать усидчивым ребенок сможет только в том случае, если будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении: дети овладевают сначала навыками управления движениями, а затем статикой.
Публикация «Работа ДОУ с семьей по физическому воспитанию детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Следовательно, одной из главных задач взрослого является организация правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности, как по содержанию, так и по составу движений. А для этого необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада.
Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи физического воспитания ребенка с нарушением зрения хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.
В соответствии с этими основными положениями система работы нашего ДОУ с семьей включает :
1. ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
2. участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления и коррекции зрения детей;
3. целенаправленную просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального
воздушного и температурного режима и т. д.
4. ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
5. обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, гимнастике для глаз, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т. д.);
6. ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т. д.).
Для реализации этих задач мы используем:
• консультации: «О семейном воспитании ребенка с нарушением зрения», «Роль родителей в укреплении и развитии организма ребенка», «Организация рационального двигательного режима ребенка в семье», «Значение развития двигательных навыков у дошкольников», «Закаливание в домашних условиях»;
• семинары-практикумы: «Помоги мне этому научиться», «Давай, выполним вместе», «Поиграй со мной», «Давайте вспомним народные подвижные игры»;
• «открытые дни» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале и на улице, закаливающих и лечебных процедур и т. д. ;
• информация в родительских уголках, в папках-передвижках, в библиотеке ДОУ, тематические выставки: «Босиком от простуды и болезней», «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия», «Здоровье ребенка в наших руках», «Как научить ребенка правильно дышать», «Одежда и здоровье детей», «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»;
• устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, инструктора по физическому воспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания : «Откуда берутся болезни», «Спорт и здоровье», «Будем закаляться», «Спортивный уголок в домашних условиях», «Закаливание пищей»; «Влияние физкультминутки на физическое состояние и умственную работоспособность детей»;
• деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, решением педагогических кроссвордов: «О здоровье наших детей», «Помоги своему позвоночнику», «Наш режим дня»;
• совместные практические мероприятия с детьми и родителями – физкультурные досуги и соревнования, праздники и походы: «Чудесный паровозик», «Путешествие в сказку», «Космическое путешествие», «Ярмарка народных мастеров», «Мы встречаем вместе лето», «Вместе с мамой, вместе с папой отправляемся в поход», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты», «Музыка и спорт».
Таким образом, мы считаем, что без взаимодействия с родителями никакая физкультурно-оздоровительная работа в детском саду, для которой характерно содействие дети – родители - педагоги не даст положительных результатов.
Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию ребенка с патологией зрения, особое внимание мы уделяем и постоянному совершенствованию мастерства педагогов, поиску новых подходов к физическому развитию детей, состоянию здоровья каждого ребенка, учету особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.