Нина Рыжкова
Доклад «Психогимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад : «Психогимнастика как средство создания положительного эмоционального настроя на занятии и в повседневной жизни.»
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии. Дети 3-5 лет уже в состоянии распознать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, т. е ребенок- дошкольник понимает, что друг расстроен, обижен или испуган. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека, способствуют также социальному и нравственному развитию. Кроме того эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций- как положительных так и отрицательных- пресна и бесцветна.
Публикация «Доклад „Психогимнастика“» размещена в разделах
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Люди различают шесть основных эмоций – радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. Каждая эмоция имеет свое мимическое выражение, однако одни распознаются легче, другие труднее. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений с людьми.
То, что с детьми теперь работать труднее, чем 5-6 лет назад, не нуждается в доказательствах. Год от года растет число детей с различными трудностями в поведении. Каждый педагог знает это по своему опыту. Справиться с этим можно лишь применяя различные методы воздействия на детей. Одним из них является психогимнастика.
Психогимнастика – это специальные занятия (этюды, упражнения, игры) направленные на коррекцию познавательной и эмоционально – личностной сферы психики ребенка. Задачей психогимнастики является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных растройств у детей. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей самовыражения. Приемы психогимнастики не отменяют и не заменяют традиционные методы воздействия на детей : все хорошо в меру и все хорошо в комплексе.
Игра, как известно, наиболее естественный способ проникновения в мир детства, а нередко и единственный способ помочь детям, которые еще не освоили слова, ценности и правила взрослых. Цель игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким – то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Одно из преимуществ метода игровой терапии в том, что она не требует специального оборудования, подготовки. Процесс совместной с ребенком игры органично включается в режим дня (лучше утром или вечером, когда в группе мало детей). Для проведения игр, этюдов достаточно набора игрушек и подсобных средств.
Одним из важнейших элементов психогимнастики – поощрение, которое выражается в разных формах вербальных и невербальных (жесты, улыбка, похлопывание, прикосновение). Ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признание окружающих ребенка преобладает радостное настроение. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена. И тогда можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие. Эмоциональная неблагоприятность может возникать в разных ситуациях, например, при переживании неуспеха в каком – либо виде деятельности, особенно в спортивных и других соревнованиях, на занятиях или в ситуациях жесткой регламентации жизни в детском саду.
Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателей и сверстников. На физкультурных занятиях большое внимание уделяется подвижным играм соревновательного характера. Они пробуждают активность каждого ребенка, они учат подчиняться определенным правилам, что организует, дисциплинирует и сплачивает играющих. Игры вызывают здоровое эмоциональное возбуждение, отвлекают от болезненных мыслей и фантазий, причем бодрое настроение, вызванное ими, отличается большой устойчивостью. С помощью этих игр можно развивать сообразительность, ловкость, быстроту реакции. Игры, способствующие успокоению и организации, полезны всем детям. Они проводятся в конце занятия, сопровождаются музыкой спокойного характера, которая с одной стороны успокаивает, а с другой – тренирует эмоционально - волевую сферу у детей. Целью данных игр являются успокоение возбужденных детей и их организация. Дошкольные психологи рекомендуют вводить расслабляющие упражнения в повседневную жизнь группы детского сада и применять их неоднократно в течение дня.
Какие же результаты дает психогимнастика? Дети с которыми систематически занимаются, приобретают способность управлять своим поведением, легче переносят запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми. Им становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта, изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения).