Светлана Можанова
Доклад «Роль фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЭКТ
Подготовила воспитатель мл. группы МБДОУ «Аленка» Можанова С. П.
2015г.
Едва ли можно найти материал более близкий,
затрагивающий интересы и потребности детского возраста,
занимательный тот, который связан с детским бытом,
с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался
из исканий радости детской народной массы.
Это детский фольклор.
Г. С. Виноградов.
Актуальность
Публикация «Доклад „Роль фольклора“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Последние 5 лет для дошкольных работников ознаменованы глобальными переменами и новшествами. В 2013 году в системе дошкольного образования многое произошло впервые. Разработаны и введены новые СанПин. Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует от работников дошкольного учреждения больших изменений в своей работе: личностной и профессиональной готовности каждого педагога, новых методов в управлении и контроле, оптимального методического и дидактического обеспечения воспитательно- образовательного процесса, преобразования предметно-пространственной среды. ФГОС дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально- коммуникативному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей Опыт работы в ДОУ показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах. В наши дни данная проблема становится еще более актуальной. Отсутствие или нехватка времени у родителей на развивающие общение с детьми, а также не внимание к содержанию речи малыша, отсутствие её активизации со стороны родителей - приводит к проблемам в развитии речи детей.
К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми, сверстниками. Это обусловлено комплексом социально-психологических проблем: агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью. Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Таким образом, являясь приоритетным, социально —коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе и дошкольного. Именно поэтому, мы в нашем детском саду уделяем пристальное внимание проблеме социального развития детей дошкольного возраста, так как именно этот возрастной период характеризуется интенсивным созреванием организма ребенка и формированием его социально-личностных новообразований и основ человеческой культуры. При всём разнообразии видов деятельности (по форме и по содержанию) особое место в воспитательно-образовательном процессе мы используем в своей работе малые формы фольклора, которые незаметно для малыша открывают ему и настойчиво внедряют в его сознание важнейшие и вечные духовные ценности – любовь к окружающим, доброжелательность, доброту, трудолюбие. Приобщение детей к малым жанрам фольклора, безусловно, не проявляется само собой. В этом важную роль играет воспитатель, умело направляющий этот процесс. Поэтому в работе с детьми по ознакомлению с малыми фольклорными жанрами я перед собой поставила
Цель:
Развитие речи, чувства родного языка в процессе разучивания малых форм фольклора у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .
• Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, диалогическую речь.
Народные песенки, частушки, потешки, прибаутки представляют собой ценный материал для воспитания детей раннего возраста. Фольклор вызывает положительные эмоции у детей, формируется внутренняя готовность к восприятию русской народной культуры. Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками, скороговорками и дразнилками. Вот из таких произведений и складывается русский фольклор для детей.
Каково значение фольклора в развитии детей? Что дает детям знакомство с русским детским фольклором? А вот что. Фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям и воспитывает художественный вкус. А также многому учит.
В своей работе исполняя потешки, песенки, считалки, приговорки, загадывая загадки, играя в игры, мы разыгрываем театральные представления, развиваем речь, получаем первые знания по грамматике и арифметике, культуре и поведению, познаем природу и животный мир, ну и наконец - получаем физическое развитие. Под методами обучения следует понимать систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду» Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, навыки и умения преподносятся Выделяют 3 группы методов:
• Методы обучения - наглядные; наблюдение; рассматривание картин; демонстрация диафильмов; (ТСО)
• Словесные- рассказ воспитателя; рассказ ребенка; беседа; чтение художественных произведений
• Практические - дидактические игры; дидактические упражнения; инсценировки ; хороводные игры
Свою практическую деятельность с детьми младшего возраста строю на следующих основных принципах: 1. Принцип активности и посильной самостоятельности.
Этот принцип предполагает, что создаются все условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста.
2. Принцип познавательной активности.
Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.
3. Принцип наглядности.
Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста. Предполагает использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д., с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приема инсценирования.
4. Принцип поэтапности.
В передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: организованная образовательная деятельность должна состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей организованной образовательной деятельности обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка.
5. Принцип вариативности.
Поможет закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности – повторение пройденного материала в организованной образовательной деятельности и в совместно-партнерской деятельности в несколько изменённом варианте). Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно – речевой деятельности. Ведущая педагогическая идея
Ведущей педагогической идеей считаю необходимость ознакомления детей младшего дошкольного возраста с народной культурой посредством устного народного творчества, применение народного слова в разных видах деятельности, активизация словарного запаса через употребления детьми слов в речи, развитие коммуникативных навыков.
Оптимальность и эффективность средств.
Оптимальным и эффективным средством в работе считаю проведенные мною следующие мероприятия:
1. Занятия по ознакомлению устным народным творчеством детей младшего дошкольного возраста;
2. Беседы с использование наглядно-иллюстрированного материала;
3. Работа с родителями (консультации, папки-передвижки, беседы, выступления на родительских собраниях,
4. Создание дидактических и подвижных игр, необходимого пособия, атрибутов, дидактического материала.
Но эффективность их использования будет зависеть не только от того – понимает ли воспитатель какова роль фольклора, а и от того насколько хорошо он знает о средствах народной педагогики, о методах и приемах их использования.
Заключение
Воспитание детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что существенную роль в процессе приобщения детей к социальной действительности и формировании нравственного отношения - играет фольклор, который является одновременно источником знаний и источником чувств ребенка. Исходя из этого, необходимо как можно раньше приобщать детей к народным песенкам, потешкам, пестушкам, сказкам, считалкам и т. д. Крайне важно, чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в народном творчестве нечто достойное уважения, благородное и возвышенное. Нашей приоритетной задачей является привить при помощи русского фольклора ребенку вкус к самобытному художественному слову, научить его внимательно и по-доброму смотреть на окружающий мир.
Вводя изучение фольклора, мы тем самым закладываем базу для развития личностных качеств детей. Получившие в детстве «увеличенный фольклором объем внимания» дети себя чувствуют более раскрепощенно, что в будущем дает им шанс иметь активную жизненную позицию. Эмоциональное восприятие народного искусства формирует у ребенка способность к сопереживанию, учит взаимовыручке. На примере народных традиций у детей воспитываются такие качества, как трудолюбие, доброта, умение дружить, уважение к старшим, формируется понятие о чести. Формирование нравственного отношения дошкольников к социальной действительности начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, детскому саду. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми во взаимодействии с семьей. Для большего сближения и взаимопонимания родителей с детьми проводим фольклорные праздники, организуем различные конкурсы: «Символ Нового года», «Необыкновенная снежинка», «Масленица», «Пасхальное яйцо» и другие; организуем викторины, именины с приглашением родителей, посиделки с чаепитием, «осенины» с деловым обменом «премудростями». Гости вместе с детьми играют в народные игры, поют старинные песни, частушки, вовлекая всех в веселое соревнование. Особое внимание уделяю играм – драматизациям не только по сказкам, но и учу детей обыгрывать потешки, небылицы.
Все это способствует укреплению у ребенка ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.
Литература.
Для обеспечения теоретической базы использую следующие программы, технологии и другие источники:
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобиридзе и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011 г.
2. Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду» М: Просвещение, 1977 г.
3. Буланин Д. «Детский поэтический фольклор» Антология, 1997 г.
4. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада» Просвещение, 1956 г.
5. Зуева Т. В. «Русский фольклор» Флинта: Наука, 1998 г.
6. Лопухина И. С. «Звуки, буквы и слова», «Дельта», 1998 г.
7. Мелехова Л. В. «Речь дошкольника и ее исправления» М:, Просвещение, 1967г
8. Нестеренко И. «Детский поэтический фольклор» Спб, 1997 г.
9. Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей» // Дошкольное воспитание, 1995 г. №9.
10. Хрестоматия к программе «Валдоня! «Пособие для ДОУ РМ. - сост. Е. Н Киркина. - Саранск: Мордов. изд-во., 2004 г.
11. Н. А. Тимошкина «Методика использования русских народных игр в ДОУ»