Лучший педагог года

Доклад «Роль фольклора»

Светлана Можанова
Доклад «Роль фольклора»

ПРОЭКТ

Подготовила воспитатель мл. группы МБДОУ «Аленка» Можанова С. П.

2015г.

Едва ли можно найти материал более близкий,

затрагивающий интересы и потребности детского возраста,

занимательный тот, который связан с детским бытом,

с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался

из исканий радости детской народной массы.

Это детский фольклор.

Г. С. Виноградов.

Актуальность

Публикация «Доклад „Роль фольклора“» размещена в разделах

Последние 5 лет для дошкольных работников ознаменованы глобальными переменами и новшествами. В 2013 году в системе дошкольного образования многое произошло впервые. Разработаны и введены новые СанПин. Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует от работников дошкольного учреждения больших изменений в своей работе: личностной и профессиональной готовности каждого педагога, новых методов в управлении и контроле, оптимального методического и дидактического обеспечения воспитательно- образовательного процесса, преобразования предметно-пространственной среды. ФГОС дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально- коммуникативному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей Опыт работы в ДОУ показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах. В наши дни данная проблема становится еще более актуальной. Отсутствие или нехватка времени у родителей на развивающие общение с детьми, а также не внимание к содержанию речи малыша, отсутствие её активизации со стороны родителей - приводит к проблемам в развитии речи детей.

К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми, сверстниками. Это обусловлено комплексом социально-психологических проблем: агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью. Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Таким образом, являясь приоритетным, социально —коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе и дошкольного. Именно поэтому, мы в нашем детском саду уделяем пристальное внимание проблеме социального развития детей дошкольного возраста, так как именно этот возрастной период характеризуется интенсивным созреванием организма ребенка и формированием его социально-личностных новообразований и основ человеческой культуры. При всём разнообразии видов деятельности (по форме и по содержанию) особое место в воспитательно-образовательном процессе мы используем в своей работе малые формы фольклора, которые незаметно для малыша открывают ему и настойчиво внедряют в его сознание важнейшие и вечные духовные ценности – любовь к окружающим, доброжелательность, доброту, трудолюбие. Приобщение детей к малым жанрам фольклора, безусловно, не проявляется само собой. В этом важную роль играет воспитатель, умело направляющий этот процесс. Поэтому в работе с детьми по ознакомлению с малыми фольклорными жанрами я перед собой поставила

Цель:

Развитие речи, чувства родного языка в процессе разучивания малых форм фольклора у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

• Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .

• Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, диалогическую речь.

Народные песенки, частушки, потешки, прибаутки представляют собой ценный материал для воспитания детей раннего возраста. Фольклор вызывает положительные эмоции у детей, формируется внутренняя готовность к восприятию русской народной культуры. Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками, скороговорками и дразнилками. Вот из таких произведений и складывается русский фольклор для детей.

Каково значение фольклора в развитии детей? Что дает детям знакомство с русским детским фольклором? А вот что. Фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям и воспитывает художественный вкус. А также многому учит.

В своей работе исполняя потешки, песенки, считалки, приговорки, загадывая загадки, играя в игры, мы разыгрываем театральные представления, развиваем речь, получаем первые знания по грамматике и арифметике, культуре и поведению, познаем природу и животный мир, ну и наконец - получаем физическое развитие. Под методами обучения следует понимать систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду» Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, навыки и умения преподносятся Выделяют 3 группы методов:

• Методы обучения - наглядные; наблюдение; рассматривание картин; демонстрация диафильмов; (ТСО)

• Словесные- рассказ воспитателя; рассказ ребенка; беседа; чтение художественных произведений

• Практические - дидактические игры; дидактические упражнения; инсценировки ; хороводные игры

Свою практическую деятельность с детьми младшего возраста строю на следующих основных принципах: 1. Принцип активности и посильной самостоятельности.

Этот принцип предполагает, что создаются все условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста.

2. Принцип познавательной активности.

Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.

3. Принцип наглядности.

Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста. Предполагает использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д., с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приема инсценирования.

4. Принцип поэтапности.

В передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: организованная образовательная деятельность должна состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей организованной образовательной деятельности обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка.

5. Принцип вариативности.

Поможет закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности – повторение пройденного материала в организованной образовательной деятельности и в совместно-партнерской деятельности в несколько изменённом варианте). Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно – речевой деятельности. Ведущая педагогическая идея

Ведущей педагогической идеей считаю необходимость ознакомления детей младшего дошкольного возраста с народной культурой посредством устного народного творчества, применение народного слова в разных видах деятельности, активизация словарного запаса через употребления детьми слов в речи, развитие коммуникативных навыков.

Оптимальность и эффективность средств.

Оптимальным и эффективным средством в работе считаю проведенные мною следующие мероприятия:

1. Занятия по ознакомлению устным народным творчеством детей младшего дошкольного возраста;

2. Беседы с использование наглядно-иллюстрированного материала;

3. Работа с родителями (консультации, папки-передвижки, беседы, выступления на родительских собраниях,

4. Создание дидактических и подвижных игр, необходимого пособия, атрибутов, дидактического материала.

Но эффективность их использования будет зависеть не только от того – понимает ли воспитатель какова роль фольклора, а и от того насколько хорошо он знает о средствах народной педагогики, о методах и приемах их использования.

Заключение

Воспитание детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что существенную роль в процессе приобщения детей к социальной действительности и формировании нравственного отношения - играет фольклор, который является одновременно источником знаний и источником чувств ребенка. Исходя из этого, необходимо как можно раньше приобщать детей к народным песенкам, потешкам, пестушкам, сказкам, считалкам и т. д. Крайне важно, чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в народном творчестве нечто достойное уважения, благородное и возвышенное. Нашей приоритетной задачей является привить при помощи русского фольклора ребенку вкус к самобытному художественному слову, научить его внимательно и по-доброму смотреть на окружающий мир.

Вводя изучение фольклора, мы тем самым закладываем базу для развития личностных качеств детей. Получившие в детстве «увеличенный фольклором объем внимания» дети себя чувствуют более раскрепощенно, что в будущем дает им шанс иметь активную жизненную позицию. Эмоциональное восприятие народного искусства формирует у ребенка способность к сопереживанию, учит взаимовыручке. На примере народных традиций у детей воспитываются такие качества, как трудолюбие, доброта, умение дружить, уважение к старшим, формируется понятие о чести. Формирование нравственного отношения дошкольников к социальной действительности начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, детскому саду. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми во взаимодействии с семьей. Для большего сближения и взаимопонимания родителей с детьми проводим фольклорные праздники, организуем различные конкурсы: «Символ Нового года», «Необыкновенная снежинка», «Масленица», «Пасхальное яйцо» и другие; организуем викторины, именины с приглашением родителей, посиделки с чаепитием, «осенины» с деловым обменом «премудростями». Гости вместе с детьми играют в народные игры, поют старинные песни, частушки, вовлекая всех в веселое соревнование. Особое внимание уделяю играм – драматизациям не только по сказкам, но и учу детей обыгрывать потешки, небылицы.

Все это способствует укреплению у ребенка ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.

Литература.

Для обеспечения теоретической базы использую следующие программы, технологии и другие источники:

1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобиридзе и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011 г.

2. Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду» М: Просвещение, 1977 г.

3. Буланин Д. «Детский поэтический фольклор» Антология, 1997 г.

4. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада» Просвещение, 1956 г.

5. Зуева Т. В. «Русский фольклор» Флинта: Наука, 1998 г.

6. Лопухина И. С. «Звуки, буквы и слова», «Дельта», 1998 г.

7. Мелехова Л. В. «Речь дошкольника и ее исправления» М:, Просвещение, 1967г

8. Нестеренко И. «Детский поэтический фольклор» Спб, 1997 г.

9. Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей» // Дошкольное воспитание, 1995 г. №9.

10. Хрестоматия к программе «Валдоня! «Пособие для ДОУ РМ. - сост. Е. Н Киркина. - Саранск: Мордов. изд-во., 2004 г.

11. Н. А. Тимошкина «Методика использования русских народных игр в ДОУ»

Публикации по теме:

Доклад для педсовета. «Роль воспитателя и ребёнка в образовательном процессе деятельностного типа» «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитателя и.

Доклад «Роль образования в современном обществе» Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную.

Доклад «Роль подвижной игры в физическом развитии дошкольников» Роль подвижной игры в физическом развитии дошкольников Плынская Т. Ю. МБДОУ «ДСОВ № 91» Проблема физического развития подрастающего поколения.

Роль сказки в жизни ребенка Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам - урок Уважаемые взрослые, вы, наверное, каждый день читаете своим детям сказки? Это значит,.

Доклад «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры» Доклад «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста»Медведько Наталья Анатольевна Все помнят мультсериал.

Доклад «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» МБДОУ «Укырский детский сад» Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Подготовил: воспитатель Багайникова.

Доклад «Здоровьесберегающие технологии» «Оздоровление детей через музыку, движение, речь» Человек- высшее творение природы. Но для того, чтобы насладиться ее сокровищами он должен.

Фотоотчет о проведении семинара для студентов «Роль фольклора в развитии детей»Фотоотчет о проведении семинара для студентов «Роль фольклора в развитии детей» 03ноября 2015г в МБДОУ «Детский сад № 28» прошел семинар-практикум для студентов заочного отделения Троицкого педагогического Работу на.

Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии детей» Роль фольклора в развитии детей Фольклор – устное народное творчество. Передаваясь из уст в уста, он меняется, принимает разные формы, но.

Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему "Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возрастаУчёными давно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Роль фольклора»
Опубликовано: 6 мая 2016 в 09:07
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Роль фольклора»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Можанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 июля. День Нептуна. Передвижка «Правила поведения на воде для детей»

15 июля — это середина лета или по-морскому, экватор. А значит, самое время отметить праздник повелителя морей и океанов, грозного Нептуна. 

12 июля. День косоворотки. Передвижка «Русская рубаха — косоворотка»

 В 2019 году общественные организации России выступили с инициативой празднования Дня косоворотки. Этот праздник призван продвигать положительный образ русской культуры — как в России, так и за...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД