Анна Провоторова
Проектная деятельность как эффективное средство формирования представлений об окружающей среде у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование определённых личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. С помощью метода проектов достигается основная цель образования – это приобретение жизненного опыта. Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка.
Публикация «Проектная деятельность как эффективное средство формирования представлений об окружающей среде у дошкольников» размещена в разделах
Особый интерес представляет интеграция искусства, естествознания, развития речи. Таким образом, проект, начатый на занятии, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину. Проекты могут быть реализованы как внутри одной группы, так и объединять несколько групп, а также охватывать весь детский сад.
Формирование основ экологической культуры является важнейшим условием гармонично развитой личности. Чем раньше мы начинаем вводить в мир маленьких детей, тем успешнее будет происходить у них формирование культуры общения с миром природы. Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.
Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты.
Мы педагоги ДОУ и дети идем этим путем вместе, от проекта к проекту, постепенно усложняя практические задания, планируемые и выполняемые детьми.
Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, учатся мыслить, т. е. развиваться интеллектуально. Поскольку метод проектов – это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование его умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия.
Таким образом, основные теоретические позиции проектного обучения следующее : в центре внимания – ребенок.
Природа — важнейшее средство познания окружающего мира. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических усилий рассматривает национально - региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к природе и культуре малой Родины. Любовь к Родине начинается с любви к природе. Именно так мы и строим свою работу, начиная с младшей группы, и проводим все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только начиная с младшего дошкольного возраста. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
В ходе ознакомления с окружающим нами реализован долгосрочный проект : «Чистюлька»,в котором использовались такие виды деятельности :
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ
Занятие «Чтобы быть здоровым», «Помоги зайке сберечь здоровье», «доктор Айболит», «Сохраним своё здоровье», «Мои здоровые зубки», «Как дети учили Олю умываться»
.
КАК НУЖНО УХАЖИВАТЬ ЗА СОБОЙ»
Опытно-
исследовательская деятельность Опыты со снегом (качество талой воды)
Экскурсия В прачечную детского сада
Беседа
«Чистота и здоровье»
Чтение Г Зайцев «Дружи с водой».
К. Чуковский «Мойдодыр»,
Л. Барто «Девочка чумазая»,
С. Бялковская «Юля-чистюля»,
Александрова «Купание»,
Потешки: «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса». Загадки
Дидактические, развивающие игры и упражнения «Таня простудилась», «Сделаем куклам разные прически»,
«Вымоем куклу»,
«Правила гигиены».
Творческие игры «Парикмахерская»
Продуктивная деятельность Творческое участие в оформлении стенда «Детский сад день за днем»
Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей