Получи документы

Поисково-познавательная деятельность в процессе формирования экологических представлений у старших дошкольников

Ольга Васильева
Поисково-познавательная деятельность в процессе формирования экологических представлений у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение опыта работы.

Статья. Автор-Васильева О. А.

Поисково-познавательная деятельность в процессе формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Поисково-познавательная деятельность в процессе формирования экологических представлений у старших дошкольников» размещена в разделах

Открыть для себя мир детей может только тот, кому они интересны и кто их знает. Дошкольники чрезвычайно чувствительны к разного рода воздействиям. Ребёнок как губка впитывает впечатления, знания, стили поведения педагога, работающего с ним. Поэтому, как стихийное, так и специально организованное обучение и воспитание во многом определяет особенности его психического, физического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у ребёнка с помощью взрослого складываются необходимые качества и свойства личности. Экологическое воспитание дошкольников – глобальная социальная проблема, неотделимая от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Научить их правильному отношению к объектам живой и неживой природы можно с помощью игр, экологических задач, постановки опытов, проведения экспериментов ввести ребят в сложный мир взаимосвязи человека и природы. Экологическая культура – важный компонент в развитии и воспитании ребёнка, когда закладываются основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой. Содержание работы по формированию экологических представлений у старших дошкольников средствами экспериментирования. Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста экологического мировоззрения и сознания в процессе экспериментирования.

Задачи: формирование адекватных экологических представлений, формирование отношения к природе, формирование системы умений и навыков взаимодействия с природой.

Достижение цели и решение образовательных, развивающих и воспитательных задач в процессе реализации плана формирования экологических представлений дошкольников средствами экспериментирования предполагает :

1)усвоение системы научных знаний об экосистемах и их взаимозависимости, а также знаний об экологических проблемах современности и средствах их разрешения; 2)приобретение мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; 3)развитие практических навыков и умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды; 4)развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций, эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости). В процессе формирования экологических представлений старших дошкольников важным является выбор методов и приемов обучения, развития и воспитания. Вот методы и приемы, которые я выбрала для обучения дошкольников экологическим понятиям :

-метод экспериментирования. Использование экспериментирования в работе с дошкольниками позволяет организовать познание объекта и его свойств в процессе воздействия на него. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком позволяет ему создать модель явления обобщить полученные действенным путем результаты; -метод моделирования. Использование метода моделирования позволяет создавать модель (в нашем случае – модели экологических объектов, экологических систем, моделей взаимосвязей и взаимодействия объектов и систем и др.) и исследовать их; -проблемные ситуации. Использование проблемных ситуаций позволяет выдвигать и проверять множество идей и предложений, находить самостоятельно адекватное решение, что оказывает влияние на формирование чувства ответственности. -наблюдение. Созерцание мира природы, его эстетическое восприятие порождают познавательный интерес к процессам развития и взаимодействия объектов природы, развивают аналитические способности, формируют навыки бережного отношения к природе. Каждое естественно-научное понятие, с которым я знакомлю детей, экспериментально обосновывается в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. Основополагающие законы природы осваиваются ребенком самостоятельно в процессе постановки опыта.

Развитие способности детей к экспериментированию представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые мной в специально организованных видах деятельности; наблюдения; лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде.

Для организации экспериментальной деятельности в нашей группе оборудован центр экспериментальной деятельности – маленькая лаборатория «Любознайка» .

Основное оборудование нашей лаборатории составляют:

приборы-«помощники» : лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разной формы и объема; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварель и т. д. ; медицинское оборудование: пипетки, колбы, мерные ложки, шприцы (без игл) и т. д. ; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, соль, сахар, мука, масло и т. д. Эксперимент, специально организованный, и безопасен для ребенка, и удовлетворяет его потребность в познании: знакомит с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Экологическая развивающая среда в нашей группе насыщена наглядными пособиями (альбомы, наборы картин, муляжи, модели, атласы, энциклопедии, дидактические и настольные игры и пр.); уголками озеленения (растения тропиков, субтропиков, пустынь) и животных (попугаи, черепаха). На участке детского сада выращиваются садовые (уголок сада - яблоня, вишня, груша, лесные (уголок леса - ель, рябина, береза, огородные растения; разбиты цветники; создана «экологическая тропа».

В экологической развивающей среде дети применяют имеющиеся знания и способы действия. По мере совершенствования знаний и навыков взаимодействия детей с природной средой, я наполняю и совершенствую информационную среду. Часто я вношу новые элементы в развивающую среду таким образом, чтобы дети (по ходу своих действий, направлений экспериментирования и преобразований) могли это «новое» и необходимое в данный момент обнаружить. Я разработала и апробировала исследовательско -творческий проект “Любознайка ”, с помощью которого пыталась заложить основы экологического образа мышления у дошкольника, осознание им того, каков “Я” в мире экологических ценностей и как себя вести в нём. Какую цель я преследовала? : а) дать детям элементарные представления об экологии; сформировать экологическую культуру; б) осознание исследования, как способа познания окружающего мира. Исследовательская работа проводилась мной в форме специально организованной деятельности : - в свободном общении воспитателя с детьми; - в совместной свободной деятельности самих детей. Наблюдения, проведенные мною в процессе игровой и трудовой деятельности и результаты проводимого диагностирования показывают, что создание условий и исследовательская деятельность положительно воздействуют на формирование основ экологической культуры дошкольников. Я заметила, что эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к экологическим объектам, они стали бережнее относится к предметам окружения, творчески подходить к решению исследовательских задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе. Формирование навыков исследовательской деятельности, умение работать в коллективе развивают познавательную активность дошкольника, что способствует успешному обучению в школе. Становится очевидной необходимость системной, целенаправленной работы с детьми, у которых в старшем возрасте происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни: миром человеческих отношений и предметным отношением. Один мир опосредуется другим. Дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно-операционную (исследовательскую) деятельность, которая впоследствии начинает определять личностную природу в системе отношений. Именно в этот период происходит скачок в становлении личности. Раннее приобщение детей к познанию окружающего мира, воспитание экологической культуры я рассматриваю как дополнение к содержанию программ, как особую технологию. Процесс экологического воспитания у меня реализуется через различные формы его организации, использование которых даёт ей возможность проявить творчество, индивидуальность и, в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания интересным и доступным. Это дает понятие ребёнку о сложном мире взаимосвязи человека с окружающим на языке ему понятном, поэтому приоритет закрепился у меня за такими формами, которые эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребёнка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его “Я” : игры, комплексные тематические занятия, семейные посиделки, кружковая работа, исследовательская деятельность, интерактивные занятия на базе объектов социума. Я составила перспективный план познавательно-исследовательской работы, которая проходит через все виды деятельности дошкольника – это и отдельное занятие по природному окружению, и как составляющая часть других занятий (математики, развития речи, познания, литературы, наблюдений, прогулок, кружковой работы, досугов, развлечений, экскурсий; Разработала цикл познавательно-игровых занятий (путешествия, беседы, викторины, эрудит-шоу и т. п.) и музыкально-экологических сказок, направленных на формирование у старших дошкольников интеллектуально-социальной компетентности; Составила подборки дидактических игр и наблюдений, способствующих усвоению дошкольниками представлений о взаимосвязи человека и природы, опытов и экспериментов, направленных на развитие исследовательских навыков старших дошкольников. Важным элементом почти всех занятий стала игровая импровизация: был введён сказочный персонаж Незнайка, который помогал в решении проблемных ситуаций, становясь вместе с детьми и “Почемучкой”, и “Любознайкой”, и “Умейкой”, отправлялся в путешествие по карте, по “реке времени”, проводил опыты и эксперименты, коллекционировал предметы, присутствовал на постановке экологических сказок, наблюдал за действиями детей и родителей в центре “Наука на дому”. Незнайка дарил детям пословицы и поговорки о природе, помогал составлять “экологические тропинки”, определял потребности человека, животных, растений, используя таблицы и графические модели-карточки. Незнайка посетил и цикл занятий на тему: “Кладовая природы”, которые знакомят с трудом людей разных профессий, рассматривают проблемы экологии населённых пунктов ленинградской области и предполагаемые их решения. Для практического освоения знаний о потребностях объектов природы проводились эксперименты, наблюдения, фиксирование результатов (рисунки, плакаты и эмблемы, отражающие проблемы экологии нашего региона; фотографии и рассказы детей и родителей; сочинение экологических сказок.

Каждое занятие предполагает реализацию материалов из 3-х блоков : решение проблемной ситуации, экспериментирование и самостоятельное выполнение упражнений-экспериментов или игр-упражнений.

На этапе, предваряющем занятие, я организую введение детей в тему: 1) сбор информации, научных сведений об объекте; 2) освоение закономерностей как познание природных объектов; 3) принятие принципов, правил и норм отношения к природе; 4) установление причинно-следственных связей между конкретными действиями человека в природе; 5) видение прямых и обратных экологических связей, ближайших и отдаленных последствий производимых в природе изменений. Моя деятельность и деятельность детей на занятии направлена на добывание новых знаний, их экспериментальной проверки и закрепления в играх и упражнениях. Наиболее важным в процессе разрешения проблемной ситуации и экспериментирования является предоставление детям возможности самостоятельно формулировать цель, разработать гипотезу и пути ее решения. Работая в группе с детьми с нарушениями речи, после обследования их знаний и умений, я дополнительно организовала кружок “Неизведанное рядом”, работа которого нацелена на продуктивную деятельность, т. к. ручной труд – это синхронность работы рук и глаз, средство развития речевого общения. Особое внимание в кружке уделяется развитию мелкой моторики у детей (“пальцы помогают говорить и видеть”, диалогическому взаимодействию, речевому общению. Чтобы избежать переутомления, я провожу физминутки, зрительные и пальчиковые гимнастики. Выполнение поделок в кружковой деятельности, проведение опытов, упражнений на развитие мелкой моторики стимулируют действия зрительных, двигательных и речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии памяти, мышления, внимания, зрительных функций. Мой предыдущий опыт работы по теме “Формирование основ экологической культуры в процессе поисковой деятельности”, объединяющий современные тенденции в области экологического воспитания дошкольников, нашел свое развитие в моей сегодняшней педагогической деятельности. Приобщение детей к познанию окружающего мира, их умение выделять себя в системе взаимоотношений через предметно-операционную деятельность представлены мною в процессе проведения занятия на тему: “Путешествие с Капелькой”. Цель: создать целостное представление о воде, как о природном явлении, совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Программные задачи: -способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды; -уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды; -развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность; -обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы; -активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; -воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща. Технологии -технология развивающего обучения; -здоровьесберегающая технология; Предварительная работа : -беседа с детьми о значении воды; -чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ» -чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой -чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды» -проведение отдельных опытов с водой Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий) -познавательная игра «Где, какая вода бывает?» -знакомство с круговоротом воды в природы Оборудование: музыкальное сопровождение, глобус, картина с изображением воды в природе, карта-схема поступления воды в дом, прозрачные сосуды разной формы, стаканы с водой, молоком, соком, стаканы с водой, в которые добавлены соль, сахар, аскорбиновая кислота. Ход занятия: 1часть. Вводная (информационно-познавательная) Звучит аудиозапись журчания ручейка. -Ребята, послушайте и определите, что это за звуки? Это звуки воды! -Да, это журчит ручей. И сегодня мы с вами будем говорить о воде. Путешествовать в царство воды с нами будет Капелька (магнитное изображение капельки прикрепляется к доске). Она много путешествовала, много видела, много интересного знает о воде -Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане и в водопроводном кране… -Так ли это? Как вы думаете? (Дети высказывают свои предположения). -А как вы думаете, откуда взялась Капелька? Рассмотрите картинки, на которых изображены места, где путешествовала Капелька. Назовите их. -Пруд, озеро, река, море, океан -Правильно, значит Капелька-то маленькая частичка чего? -Воды. -А может ли человек прожить без воды? (дети отвечают).-Конечно же нет, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на Земле, вода-основа жизни. Д/ игра «Что может делать вода?» -Как вы думаете, что может делать вода? -Течь, бежать, журчать, смывать, литься, шуметь… Динамическая пауза под музыку «Пробежим, как ручеек» Д/и «Родственные слова» На стенде картинки: водолаз, водоросли, водопад, водяной. -Чем похожи эти слова? -У них общая часть «вод». -Скажите, а как вода попадает в наш дом? (ответы детей). -Давайте рассмотрим карту-схему, на которой показан путь воды из реки к нам в дом. Прежде, чем вода попадет в кран, вода проходит долгий путь (объяснение по схеме). -Сосчитайте, сколько здесь труб, по которым проходит вода? (дети отвечают). Физкультминутка К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте) Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе) Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши) Вот как славно освежились. (встряхиваем руками) Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками) Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно) Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте) Вышли на берег крутой (шагаем на месте) И отправились домой. 2часть: практическая (опытно-экспериментальная) - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. Приступим к нашему исследованию. Опыт 1. Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик -Ребята, скажите, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску) Опыт 2. Какого цвета вода? -Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода -прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используем при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску) Опыт 3. Вода –растворитель. -А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха. -Есть ли у воды запах? (Ответы детей) Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску. 3 часть (заключительная). Итоги и выводы.

Публикации по теме:

Поисково-познавательная деятельность «Свойства материалов» в старшей группе Особое место для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, поисково - познавательная.

Формирование экологических представлений младших дошкольников в процессе ознакомления с потешками о кошках Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №68 «Золотой петушок» г. Йошкар –Олы» «Формирование экологических.

Использование ИКТ для формирования у старших дошкольников представлений о правилах безопасного поведения на улице Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения условий.

Консультация для педагогов «Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни» Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья.

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей» консультация «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Понятие.

Поисково — познавательная деятельность в детском саду НЕЖИВАЯ ПРИРОДА ВОДА Узнаем, какая вода Задачи: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества,.

Реализация индивидуального подхода в процессе формирования у детей старшего возраста пространственных представлений Способность ориентироваться в пpостpанстве играет исключительную роль в формировании целостной картины мира ребёнка и осознании им своего.

Совместная изобразительная деятельность как средство формирования навыков сотрудничества у старших дошкольников Человек, как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности,.

Творческий отчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому.

Экологическая тропа как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста Слайд 1 Позвольте представить результаты исследования на тему: «Экологическая тропа как средство формирования экологических представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поисково-познавательная деятельность в процессе формирования экологических представлений у старших дошкольников
Опубликовано: 4 ноября 2019 в 13:29
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поисково-познавательная деятельность в процессе формирования экологических представлений у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Васильева (УИ 847398) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД