Мария Гринчук
Опыт работы «Ознакомление с историей родного села как средство патриотического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Преданность к отечеству нужно воспитывать, прежде всего, через воспитание у детей любви и уважения к родному дому, улице, селу. Если маленький гражданин нашей большой страны будет знать свой родной край : особенности природного края, его достопримечательности, историю, то он вырастет настоящим гражданином нашей Родины.
Публикация «Опыт работы „Ознакомление с историей родного села как средство патриотического воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мое село, мой поселок
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.
(Слайд №2)
Дошкольные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех кого зовут соотечественниками.
Ребенку нужно донести, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин.
Для этого мы начинаем знакомить ребенка с малой родиной - с местом, где он живет. Познакомить его с селом, в котором он живет, с улицей по которому он проходит каждый день.
Затем нужно подводить к пониманию того, что село – часть большой страны, а дети жители России, ее граждане. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление принятых в нем норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру его культуры.
Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Мы живем в селе Нижний Карачан. Оно со своим историческим прошлым, богатой и прекрасной природой – обширными полями, реками.
Наше село имеет свое историческое прошлое. Село взяло свое название от слова «Карачун». «Карачун»- переводится как «черная яма». Во время нашествия монголо-татарского ига на наше село, из-за большого количества непроходимых лесов и болот, большая часть татар погибла, и они прозвали его «Карачун» - черная яма.
С тех пор наше село имеет название - «Карачан». (Слайд № 3)
Карачан богат так же и прекрасной природой – обширными полями, лугами и лесами. (Слайд №4).
Основное богатство села сейчас - люди. В Нижнем Карачане проживают люди разных национальностей: русские, хемшилы, таджики и курды и т. д.
Поэтому важно с детства воспитывать в детях чувство толерантного отношения друг к другу. Безусловно, чувство толерантности формируется под влиянием родителей и педагогов.
Работу по знакомству дошкольников с достопримечательностями села мы проводим в определенной последовательности с постепенным усложнением, начиная с истории села, постепенно переходя к изменениям современного села. (Слайд № 5,6,7)
Во время целевых прогулок обращаем внимание детей на все новое – построили спортивную площадку около школы, посадили клумбу, установили световой фонтан в центре села и разбили около его клумбы, покрасили магазины и повесили новые вывески, построили церковь, проложили тротуары и т. п.
(Слайд № 8,9,10,11,12,13)
Проводим занятия,дидактические игры, целевые прогулки с целью знакомства детей с трудом взрослых – в сельскую библиотеку, аптеку, парикмахерскую, на почту, в магазины и др. (Слайд № 14,15)
Этим самым подводим детей к пониманию того, что эти службы необходимы для удобства людей, и чем лучше выполняет свою работу человек, тем удобнее жить остальным людям. (Слайд № 16)
Устраиваем праздники и развлечения, где дети продолжают знакомиться с русским, хемшилским и таджикским народом и их традициями.
Проводим такие праздники: «А ну-ка мамы», «Масленица» в которых принимают участие и воспитанники, и педагоги, и родители. (Слайд № 17)
Продолжаем вести работу по знакомству детей с правилами дорожного движения, которые закреплялись в повседневной жизни, через дидактические и сюжетно-ролевые игры. (Слайд №18)
Во время тематической недели, посвященной «Дню победы», мы проводим экскурсии к памятнику-обелиску «Ветеранам ВОВ», изготавливаем открытки для ветеранов, проводим занятия и утренники. (Слайд №19)
На 9 Мая мы, совместно с учениками школы, возлагаем цветы к памятнику и участвуем в шествии «Бессмертный полк». (Слайд № 20)
С детьми ведем работу по экологическому воспитанию : знакомим детей с животными и растениями родного края, через занятия, экскурсии, подвижные и дидактические игры: «Найди животное», «Опиши животное», «Третий лишний», «Собери картинку» «и т. д. (Слайд № 21)
Важную роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников играют мини-музей. В нашей школе с помощью родителей и учеников был создан музей «Русская изба». И мы постарались приобщить детей к истокам русской культуры и познакомить их с предметами быта наших предков
Мы с нашими воспитанники посетили школьный музей «Русская изба».
Старшеклассники, одетые в русские народные костюмы, провели экскурсию по крестьянской избе, где познакомили детей с жизнью, бытом и традициями наших предков.
Дети познакомились с основой русского жилища - русской печью, которая играла в доме главную роль и использовалась для отопления помещения и приготовлении пищи, орудиями труда, применяемые для различных хозяйственных целей: рубель, ухват, кочерга и деревянной и чугунной посудой. Экскурсоводы познакомили детей с самым почетным местом в крестьянской избе – красным углом. Это было святое место – здесь были иконы, поэтому его еще называли «святым». Детям было интересно узнать и об особенностях одежды и обуви русского крестьянина. Экскурсия проходила с интересом: дети отгадывали загадки, играли на деревянных ложках, пробовали по очереди вытаскивать с печи чугун, молотить в ступе зерно толкачом, качали колыбель, разглаживали рубелем ткань. Детям экскурсия очень понравилась. (Слайд № 22)
Формирование нравственно-патриотических чувств, проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей.
Взаимодействие с родителями по данной теме способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Главное, мы стараемся вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, пробудить интерес к жизни детей в детском саду.
Для организации сотрудничества использую разнообразные формы работы : круглые столы, беседы, консультации, анкетирование, выпуск стенгазет и т. д. Мы с детьми каждый год оформляем стенгазеты: «Моя семья» и «Моя любимая мама» (Слайд №23)
Таким образом, накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем селе, регионе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры и есть начало нравственно-патриотических чувств, которые рождаются в познании, а формируются в процессе целенаправленного воспитания. (Слайд №24)