Филиппова Ирина Алексеевна
Подготовка детей к письму. Роль пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад «Подготовка детей к письму. Роль пальчиковых игр»
Одним из этапов подготовки ребенка к систематическому обучению является подготовка к письму.
Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев.
Публикация «Подготовка детей к письму, Роль пальчиковых игр» размещена в разделах
Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма, графические навыки.
Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма.
При обучении письму возникают противоречия между психофизическими особенностями ребенка- его быстрой утомляемостью, быстрой сменой процессов возбуждения и торможения и др. – и дидактическими задачами.
Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму существует целая система упражнений, позволяющая каждому ребенку постепенно, без перегрузки, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей подготовиться к этому виду деятельности.
Для укрепления и развития руки, координации движений будут полезны следующие виды упражнений:
- застегивание и расстегивание пуговиц;
- завязывание и развязывание лент;
- плетение из ниток;
- завязывание узелков;
- перекладывание мелких игрушек и работа с мелкими деталями конструктора;
- всасывание пипеткой волы из стакана;
- пересыпание мелких круп;
- специальная гимнастика для рук.
Особое место в системе упражнений занимают пальчиковые игры.
Пальчиковые игры активизируют у детей работу мозга, способствуют развитию речи и помогают дошкольникам подготовить руку к письму.
Парные и групповые упражнения с пальцами улучшают у детей телесное, невербальное общение, а также контакты со сверстниками и взрослыми.
В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну третью всей площади. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне. Тренировка тонких дифференцированных движений пальцев является и стимулом для развития речи ребенка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.
Поэтому, пальчиковые игры очень важны для ребенка.
Они позволяют корректировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций.
Пальчиковые игры проводятся и в повседневной жизни детей и на занятиях во вводной части или после напряженной зрительной работы в качестве активного отдыха.
Пальчиковые игры развивают внимание, координацию движений. Они как бы отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, явления природы. Если они сопровождаются стихами, то у детей развивается речь и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии.
Обследование мелкой моторики и осязания.
1. Проверяю кинетический праксис.
Задания.
Нарисуй прямую линию, круг, овал, ломаную линию, прямоугольник (обращаю внимание на то, как ребенок держит карандаш; какая получается линия- тонкая или с нажимом, прерывистая или сплошная; соединяет ли он линии при изображении геометрических фигур) .
2. Проверяю кинестетический праксис. (способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия)
Задания.
Покажи пальцами «козу» и «зайца»; коснись каждым пальцем, начиная с мизинца, большого пальца по два раза (липкие пальчики). Упражнения выполняются правой и левой рукой.
3. Работаем с бумагой.
Задания.
Разрежь ножницами лист бумаги, вырежи круг (наблюдаю за тем может ли ребенок держать ножницы, менять напряжение мышц на расслабление). Оборви лист бумаги (смотрю, скоординированы ли движения обеих рук) .
Пальчиковые игры.
Идут четыре братца навстречу старшому
- Здравствуй, большак,
- Здорово, Васька- указка,
- Мишка- середка,
- Гришка- сиротка,
Да крошка- Тимошка.
Тяни холсты.
С помощью рук дети изображают раскладывание и складывание холста и приговаривают.
Тяни холсты, потягивай,
В коробочку покладывай
Тяни холсты, тяни холсты
На рубашечку, на столешничек.
В гости.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому (пальцы обеих рук соединяют друг с другом как крыша)
Указательный и средний
Безымянный и последний
Сам мизинчик- малышок
(называемые пальцы прижимают друг к другу)
Постучался на порог
(сжимают пальцы в кулак и стучат ими друг о друга)
Вместе пальчики- друзья
Друг без друга им нельзя
(ритмично сжимают пальцы в кулак) .
Динамическая пауза.
Новоселье.
Динь- дон, динь- дон (руки на поясе, наклоны)
Гномы строят новый дом (кулак на кулак)
Красят стену, крышу, пол (руками красим)
Прибираем все кругом (метем метлой)
Мы к ним в гости придем (шаги на месте)
И подарки принесем (вытянуть руки вперед, ладони вверх) .
Литература.
1. Рудина М. С. Страна пальчиковых игр.
С- Петербург, 1997г.
2. Безруких М. М. Тренируем пальчики.
ООО «Дрофа» 2000г.
3Журнал «Дошкольное воспитание» № 4- 1996г. Федосова Н.
«Готовим ребенка к письму».
4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 5-2000г. Щеповских Е.
«Развитие мелкой моторики».
5. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6- 2002г. Гареева Н.
«Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения».
6. Журнал «Дошкольное воспитания» № 10- 2000г., № 1- 2003г
«Пальчиковые игры».