МААМ-картинки

Подготовка детей к письму. Роль пальчиковых игр

Филиппова Ирина Алексеевна
Подготовка детей к письму. Роль пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад «Подготовка детей к письму. Роль пальчиковых игр»

Одним из этапов подготовки ребенка к систематическому обучению является подготовка к письму.

Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев.

Публикация «Подготовка детей к письму, Роль пальчиковых игр» размещена в разделах

Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма, графические навыки.

Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма.

При обучении письму возникают противоречия между психофизическими особенностями ребенка- его быстрой утомляемостью, быстрой сменой процессов возбуждения и торможения и др. – и дидактическими задачами.

Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму существует целая система упражнений, позволяющая каждому ребенку постепенно, без перегрузки, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей подготовиться к этому виду деятельности.

Для укрепления и развития руки, координации движений будут полезны следующие виды упражнений:

- застегивание и расстегивание пуговиц;

- завязывание и развязывание лент;

- плетение из ниток;

- завязывание узелков;

- перекладывание мелких игрушек и работа с мелкими деталями конструктора;

- всасывание пипеткой волы из стакана;

- пересыпание мелких круп;

- специальная гимнастика для рук.

Особое место в системе упражнений занимают пальчиковые игры.

Пальчиковые игры активизируют у детей работу мозга, способствуют развитию речи и помогают дошкольникам подготовить руку к письму.

Парные и групповые упражнения с пальцами улучшают у детей телесное, невербальное общение, а также контакты со сверстниками и взрослыми.

В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну третью всей площади. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне. Тренировка тонких дифференцированных движений пальцев является и стимулом для развития речи ребенка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.

Поэтому, пальчиковые игры очень важны для ребенка.

Они позволяют корректировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций.

Пальчиковые игры проводятся и в повседневной жизни детей и на занятиях во вводной части или после напряженной зрительной работы в качестве активного отдыха.

Пальчиковые игры развивают внимание, координацию движений. Они как бы отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, явления природы. Если они сопровождаются стихами, то у детей развивается речь и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии.

Обследование мелкой моторики и осязания.

1. Проверяю кинетический праксис.

Задания.

Нарисуй прямую линию, круг, овал, ломаную линию, прямоугольник (обращаю внимание на то, как ребенок держит карандаш; какая получается линия- тонкая или с нажимом, прерывистая или сплошная; соединяет ли он линии при изображении геометрических фигур) .

2. Проверяю кинестетический праксис. (способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия)

Задания.

Покажи пальцами «козу» и «зайца»; коснись каждым пальцем, начиная с мизинца, большого пальца по два раза (липкие пальчики). Упражнения выполняются правой и левой рукой.

3. Работаем с бумагой.

Задания.

Разрежь ножницами лист бумаги, вырежи круг (наблюдаю за тем может ли ребенок держать ножницы, менять напряжение мышц на расслабление). Оборви лист бумаги (смотрю, скоординированы ли движения обеих рук) .

Пальчиковые игры.

Идут четыре братца навстречу старшому

- Здравствуй, большак,

- Здорово, Васька- указка,

- Мишка- середка,

- Гришка- сиротка,

Да крошка- Тимошка.

Тяни холсты.

С помощью рук дети изображают раскладывание и складывание холста и приговаривают.

Тяни холсты, потягивай,

В коробочку покладывай

Тяни холсты, тяни холсты

На рубашечку, на столешничек.

В гости.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому (пальцы обеих рук соединяют друг с другом как крыша)

Указательный и средний

Безымянный и последний

Сам мизинчик- малышок

(называемые пальцы прижимают друг к другу)

Постучался на порог

(сжимают пальцы в кулак и стучат ими друг о друга)

Вместе пальчики- друзья

Друг без друга им нельзя

(ритмично сжимают пальцы в кулак) .

Динамическая пауза.

Новоселье.

Динь- дон, динь- дон (руки на поясе, наклоны)

Гномы строят новый дом (кулак на кулак)

Красят стену, крышу, пол (руками красим)

Прибираем все кругом (метем метлой)

Мы к ним в гости придем (шаги на месте)

И подарки принесем (вытянуть руки вперед, ладони вверх) .

Литература.

1. Рудина М. С. Страна пальчиковых игр.

С- Петербург, 1997г.

2. Безруких М. М. Тренируем пальчики.

ООО «Дрофа» 2000г.

3Журнал «Дошкольное воспитание» № 4- 1996г. Федосова Н.

«Готовим ребенка к письму».

4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 5-2000г. Щеповских Е.

«Развитие мелкой моторики».

5. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6- 2002г. Гареева Н.

«Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения».

6. Журнал «Дошкольное воспитания» № 10- 2000г., № 1- 2003г

«Пальчиковые игры».

Публикации по теме:

Консультация «Подготовка руки к письму»Консультация «Подготовка руки к письму» Консультация «Подготовка руки к письму». В дошкольные годы в детском саду стараемся сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому.

Кружок в старшей группе «Подготовка руки к письму» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 г. Вольска Саратовской области» Улица Революционная, 29. Телефон 7-10-39.

Опыт работы по проблеме «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста» Речь является средством общения. Без неё человек не мог получать или передавать информацию. Без письменной речи не было бы возможности узнать,.

Отчет о кружке «Подготовка руки к письму» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5 г. Вольска Саратовской области Улица Революционная, 29. Телефон 7-10-39.

Памятка для родителей «Подготовка руки к письму» Памятка для родителей Упражнения для развития мелкой моторики • Сжимать и разжимать кулачки. • Двумя пальцами руки (указательным и средним).

Видео «Подготовка руки к письму» Подготовка руки к письму, это непростой, но очень интересный процесс и насколько он будет интересным зависит от взрослого. С чего лучше.

Родительское собрание «Подготовка руки дошкольника к письму» Тема: «Подготовка руки дошкольника к письму» Цель: Ознакомить родителей с практическими методами подготовки руки дошкольника к письму.

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста. «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста». В наше время мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь.

Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подготовка детей к письму. Роль пальчиковых игр
Опубликовано: 1 февраля 2019 в 10:06
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подготовка детей к письму. Роль пальчиковых игр» (включая файлы) размещена пользователем Филиппова Ирина Алексеевна (УИ 1817350) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД