Иванова Яна
Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста».
В наше время мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей, поэтому воспитатели очень заинтересованы этой проблемой. Для этого в дошкольных учреждениях имеются разные виды направлений для развития речи детей. Один из них – это развитие мелкой моторики рук. Данное направление выбрано нами не случайно, т. к. мы считаем очень важным уделять большое внимание пальчиковым играм в развитии речи детей дошкольного возраста.
Публикация «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста,» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На основании наших наблюдений можно сделать вывод:
-Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, они стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек.
-Улучшается речь детей (возросла речевая активность).
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.
Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Японская пословица гласит:
«Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – я пойму!»
Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».
Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье.
Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».
Использование пальчиковых игр способствует развитию речи, мышления, внимания, памяти, повышают мышечный тонус.
Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек.
Дети научились быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершают манипуляции с мелкими и крупными предметами.
Я выбрала именно это направление не случайно, т. к. считаю очень важным уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр, что способствует улучшению развития речи детей.
Эти игры очень эмоциональны, увлекательны.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Пример любимых игр детей, специально для вас, родители:
«Киска»
«Есть у киски глазки показывают свои глазки
Есть у киски ушки показывают ушки и шевелят ими
Есть у киски лапки, сжимают и разжимают кулачки
Мягкие подушки.
Киска, киска, не сердись грозят пальчиком
Не царапай деток,
Брысь!» хлопок в ладоши
«Семья»
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я
Вот и вся моя семья
(загибаем пальчики по очереди, начиная с большого пальца.)
«Мы капусту рубим»
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем».
Резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх
Одна ладонь прямая, другая сжата в кулак, движение рук, имитирующее трение морковки на терке.
Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки
Интенсивное сжимание пальцев обеих рук в кулаки.
«Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке, Сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в
ритме потешки.
Продает она орешки: Начинаем загибать пальчики,
Лисичке-сестричке, загибаем большой пальчик,
Воробью, синичке загибаем указательный пальчик,
Мишке толстопятому, загибаем средний пальчик,
Заиньке усатому, загибаем безымянный пальчик,
Кому в зобок загибаем мизинчик.
Кому в платок, Сжать пальцы в кулак и разжать их.
Кому в лапочку. Сжать пальцы в кулак и разжать их.
«Зайка»
Зайка по лесу скакал, Пальчики «скачут» по столу.
Зайка корм себе искал Пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем
по столу.
Вдруг у зайки на макушке Поднять руки к голове,
Поднялись, как стрелки, ушки изображаем ушки ручками.
Шорох тихий раздается: Руки приложить к уху.
Кто-то по лесу крадется Пальчики медленно идут по столу,
Заяц путает следы, пальчики быстро-быстро бегают
убегает от беды. по кругу на столе.