Зульфия Эбзеева
Опыт работы по сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Метод сказкотерапии имеет многовековую историю, но свое название получила совсем недавно. Наверное,нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки. Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция. Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом,- естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта.
Публикация «Опыт работы по сказкотерапии» размещена в разделах
Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.
Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.
Актуальность использования сказкотерапии в том,что сказки- естественная составляющая повседневной жизни детей.
Задачи сказкотерапии.
1. Развивать речь детей с помощью:
Пересказывания сказок;
Рассказывания сказок от третьего пицца;
Группового рассказывания сказок;
Рассказывания сказок по кругу;
Сочинения сказок.
2. Выявить и поддержать творческие способности.
3. Снизить уровень тревожности и агрессивности.
4. Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
5. Развить умение преодолевать трудности и страхи.
6. Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.
7. Укрепить союз «Ребенок-Родитель-Педагог».
Что такое сказкотерапия?.
Первое, что приходит в голову –лечение сказками. Имея в виду совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими. Сказка,наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того работа со сказкой развивает личность педагога, создает невидимый мост между ребенком и взрослым, сближает родителей и детей. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Ребенок,находясь в сказке. взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни,ищет пути решения проблем,которые встают перед ним. Конечно, сказкотерапия -это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто неарелизованное.
Задачи,решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей,накопления их познавательного. эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей,снижения уровня тревожности,что способствует и стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности.
Наблюдая за детьми в процессе игры,на занятиях. на экскурсиях,в свободной деятельности, можно заметить, что там,где не надо мобилизовать свое внимание, память т. е. на непроизвольном уровне. дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать,живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество.
Сейчас на наших детей из многочисленных средств массовой информации окружающей жизни хлынул поток негативной и разрушительной информации. НЕ только взрослые но и дети уже устали от телевидения с его жестокостью и насилием. Люди утратили способность к сопереживанию и милосердию. И только дети остаются с чистой душой могут удивляться миру,стремятся познать и изменить его. Наши дети все реже смотрят русские народные сказки,которые вытесняют мультфильмы с погонями,с невообразимыми существами.
А именно р. н. с. учат добру,взаимопомощи хитрости в хорошем смысле слова. Дошкольники и младшие школьники как ни кто могут удивляться миру,стремятся познать и изменить его. Именно поэтому я и выбрала это направлении. Мною был разработан и реализован проект по сказкотерапии.
Большое значение для развития х. творчества имеет организации окружающей среды. Игрушки для настольного театра (объемные,мягкие, элементы декораций, шапочки- маски, костюмы в уголке ряженья, ширма, набор кассет для прослушивания сказок, классической музыки, музыки для релаксации).Для того чтобы перевоплотиться в героя сказки и войти в сказочную среду, был изготовлен «ковер –самолет», волшебный фонарь.
Был укреплен союз «Ребенок-Родитель -Педагог».Родители с удовольствием принимали участие в конкурсах «Сочиним сказку вместе», «Наш любимый сказочный герой»,В разыгрывании сказок на праздниках и развлечениях.
Результаты этого проекта считаю положительными. Дети стали более дружелюбными, внимательными, отзывчивыми. Стали помогать друг другу, стараться самостоятельно решать проблемные ситуации. Снизился уровень тревожности и агрессивности,расширился словарный запас и развиваются творческие способности у детей. Для себя я сделала вывод,что работу в этом направлении надо продолжать.