елена осипова
Опыт работы на тему «Мини-музей как инновационная форма работы по патриотическому воспитанию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемое члены жюри, уважаемые коллеги!
Разрешите представить вашему вниманию свой опыт по теме : «Мини - музей как инновационная форма работы по патриотическому воспитанию дошкольников».
Актуальность проблемы:
Публикация «Опыт работы на тему „Мини-музей как инновационная форма работы по патриотическому воспитанию дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
В психолого-педагогических исследованиях указывается, что период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.
На современном этапе обновления российского образования, в условиях реализации ФГОС общего образования, ФГОС дошкольного образования осуществляется поиск новых ценностных ориентиров, методических основ образовательного процесса с учетом отечественных педагогических традиций при привлечении материала, направленного на воспитание патриотических качеств.
Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования; развитие стратегии духовно-нравственного воспитания детей в России и Тверской области на 2018-2027 годы, реализация проекта "Десятилетие детства» принятого президентом Российской Федерации В. В. Путиным, все это направлено более широкую работу с детьми и родителями, на приобщение детей к культуре своего народа, развитие их национального самосознания.
Одним из современных направлений патриотического воспитания детей является организация мини-музеев в дошкольных образовательных учреждениях. Групповые мини-музеи обладают огромной педагогической ценностью и культурным потенциалом, позволяют на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединить педагогов, детей и родителей захватывающим делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Я считаю, что организация группового мини-музея позволяет сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей; экспонаты могут использоваться для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему интересного разговора.
Основной целью создания мини-музеев является : формирование любви и привязанности к своей стране, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства, воспитание гордости за свою «малую» Родину.
Для достижения этой цели я определила задачи в работе с детьми, а также задачи для себя как педагога.
В работе с детьми :
- Знакомство детей с народными игрушками, промыслами и материалом, из которого они выполнены.
- Формирование у детей интереса к народной культуре.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).
- Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.
Задачи для педагога:
- Организовать соответствующую предметно-развивающую среду в группе для самостоятельной деятельности детей.
- Определить время для регулярной работы с экспонатами музея в режиме дня в процессе организации совместной деятельности с детьми.
- Помочь детям повысить интерес к народным игрушкам и промыслам, формировать у детей знания о родном городе, стране, области, воспитывать интерес к различным профессиям.
- Привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в организации предметно-развивающей среды в группе.
Новизна опыта заключается в создании организационно-педагогических условий для патриотического воспитания дошкольников при приоритетном использовании материала через организацию в группе мини- музеев.
работу построила по следующим направлениям:
1. Организация совместной деятельности взрослого с детьми (в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов).
2. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
3. Организация взаимодействия с семьями воспитанников.
В младшей группе был создан мини-музей «Русские народные промыслы». Совместно с родителями были приобретены и изготовлены русские народные игрушки, оформлен альбом «Русские народные промыслы».
Дети с удовольствием играли в матрешки, на деревянных ложках, в свистульки, тряпичные куклы.
Совместно с детьми, мы изготавливали куклы-обереги из ткани, поделки из соленого теста, тарелочки из папье-маше, которые родители раскрасили в технике дымковской росписи. Также детям была показана презентация «Дымковская игрушка». Ребята раскрашивали и сами рисовали персонажей дымковских игрушек. Для родителей было проведено собрание, на котором была показана работа мини-музея, проведен мастер-класс по дымковской росписи. Работа по созданию мини-музея позволила обогатить знания детей о русских народных промыслах, расширить словарный запас, развить у детей интерес к народной культуре.
В средней группе, в рамках празднования 500-летия со дня упоминания о селе Спас на Холме, был создан мини-музей «Красный Холм-моя малая родина». Основной целью музея является знакомство детей дошкольного возраста с историей своего родного края, природой, бытом традициями и жизнью жителей Краснохолмского района в разные годы. В ходе его создания мне самой пришлось изучить историю нашего города, жизнь наших знаменитых земляков. Мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
В мини-музее были собраны открытки с историческими зданиями, памятниками, соборами города. Совместно с родителями были созданы альбомы «Улица, на которой я живу», «Знаменитые люди города», «Птицы родного края», «Животные родного края», «Наш город газетной строкой». Мною был создан лэпбук «Красный Холм-500 лет», в который дети с удовольствием играют. В ходе совместной деятельности учила детей быть экскурсоводами в мини-музее. Ребятам очень понравилось этим заниматься. Совместно с родителями прошел праздник «День семьи», на котором семьи рассказывали стихи о родном городе, семья Казаковой Сони исполнила песню о Красном Холме. Семьи разгадывали загадки о зданиях и памятниках города. А летом на территории детского сада прошла квест-игра с участием родителей под названием «Природа родного края». Родители с детьми разделились на две команды и выполняли различные задания. В конце игры одна из команд первой нашла сундук с сокровищами. Дети и родители остались очень довольны и пополнили свои знания о природе родного края. Также дети средней группы участвовали в конкурсе стихов о родном городе.
Благодаря работе мини-музея у детей были обогащены и систематизированы знания о родном городе. У детей обогатился словарь новыми словами. Дошкольники приобрели навыки социального общения с взрослыми.
В старшей группе вместе с родителями был создан мини-музей «Город мастеров».
В мини-музее собраны русские народные игрушки, изделия из глины, лозы, кованые предметы. Создан альбом «Ремесла». Оформлены наглядные выставки «Русские народные промыслы», «Мастера земли русской». Проводятся экскурсии в мини-музей. Дети в рамках музейной педагогики лепят из глины, рисуют в различных техниках, таких как «Хохлома», «Гжель», «Дымково».
Для пополнения мини-музея я создала дидактические игры, кубики, изготовила трафареты для знакомства с народными игрушками, презентации по теме. В декабре прошла родительская встреча, на которой провела экскурсию по музею и рассказала, как проходит работа по патриотическому воспитанию дошкольников. В декабре дети старшей группы участвовали в районном конкурсе стихов о Родине. Результатом этой работы должны стать знания детей о мастерах земли русской, о том, как и из чего изготавливаются различные предметы, самим попробовать что-то изготовить. Дети продолжат знакомство с русскими промыслами.
Результаты работы. Ребята имеют представления о городе, в котором они живут. Знают свою «малую» Родину, испытывают чувство гордости за свой край. Знают историю возникновения города, его достопримечательности. Проявляют интерес к родному краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах. Знают культуру, обычаи и традиции родного края. Знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье. Могут назвать ремесла и профессии русского народа. Знают традиции, старинные игры, забавы, песни нашего народа.
В ходе работы над опытом я приняла участие в различных конкурсах, районном, региональном и всероссийском.
Разработки занятий по программе «Моя семья» вошли в региональный методический сборник «Опыт и находки педагогов образовательных организаций Тверской области по формированию традиционных семейных и нравственных ценностей в рамках образовательного проекта «Моя семья», 2018 г, который опубликован на сайте Института усовершенствования учителей.
Перспективы на будущее
В следующем учебном году работа по патриотическому воспитанию детей будет продолжена. В рамках реализации стратегии духовно-нравственного развития детей я планирую объединить работу кружка «Моя семья» и группового мини-музея. Основным направлением проекта будет формирование у детей старшего дошкольного возраста традиционных семейных ценностей через вовлечение семей воспитанников в работу по ознакомлению с историей, традициями, культурой родного края.
Спасибо за внимание!