Ольга Коваль
Практико-значимый проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность темы:Изучение исследования, направлено на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Современные дети мало знают о родном городе, об истории нашей страны, о народных традициях, часто равнодушны к близким людям, в том числе к своим товарищам, редко сострадают чужому горю, поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Практико-значимый проект „Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики является стабилизация семьи, что отражено в нормативных документах – Семейном Кодексе, Законе РФ «Об образовании», в качестве основополагающего фактора патриотического воспитания рассматривают национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному краю, городу. Воспитать любовь к родному городу – это значит так показать детям их родной город, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.
Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитывать у детей чувство собственного достоинства и уверенность в себе. Поэтому уже в дошкольном возрасте очень важно сформировать у детей первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, пробудить гордость за принадлежность к России.
Нравственно - патриотическое воспитание у дошкольников – очень важная и ответственная задача, которая стоит перед педагогами и родителями. Воспитать новое поколение, с твердыми нравственными устоями возможно, если с детства заложить фундамент доброты, любви, милосердия в процессе освоения ценностей традиционно отечественной культуры.
Цель:проверить эффективность использования проектного метода в формировании патриотических чувств у дошкольников.
Задачи:
• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме исследования.
• Выявить особенности формирования нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников.
• Разработать проект «Защитники Земли Русской»
• Проверить эффективность реализации проекта.
Методы исследования:
• Анализ методической литературы;
• Наблюдение;
• Беседа;
• Продуктивная деятельность;
• Обработка результатов
Гипотеза: можно предположить, что проектная деятельность способствует успешному решению задач по нравственно - патриотическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста.
Основная часть
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. От эпохи к эпохе менялись воззрения, взгляды, идеи на проблемы нравственного воспитания, начиная с античности.
Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках – частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, они должны быть продуманными и умеренными.
Наставления Я. А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почитание старших.
Формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К. Д. Ушинский. Нравственное воспитание, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.
Долгие годы педагогический процесс больше был направлен на социум (интересы общества, государства, превалирование общественного интереса над личным.
Советская дошкольная педагогика рекомендовала формировать у детей основы коллективизма, патриотизма, интернационализма.
В наше время, ведущие исследователи проблем нравственного воспитания конституирующими основами нравственного воспитания считают: формирование эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитание у детей любви к Родине, гуманных чувств и отношений к людям, природе, окружающему миру, восприятие нравственно-волевых качеств, формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми, сверстниками, к самому себе, воспитание культуры поведения.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны, нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Практическая часть
В соответствии с годовым тематическим планом я начала разрабатывать проект «Защитники Земли Русской».
Вид проекта: творческий практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: две недели.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители, педагоги-специалисты.
Реализация проекта предполагает интеграцию различных видов детской деятельности и комплексность подхода, обеспечивая развитие дошкольников во всех образовательных областях.
Начиная работу по данному проекту, я использовала активную взаимосвязь родителей и детей. На начальном этапе была проведена консультация с родителями «Как рассказать ребенку об истории России?». В ходе беседы мы определили степень их участия в данном проекте:
- посоветовали родителям, с какой художественной литературой можно познакомить детей дома;
- предложили ряд развивающих и познавательных игр по данной теме;
- предложили принять активное участие в создание мини - музея «Защитники Земли Русской»;
- предложили оказать помощь в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм: «Богатыри», «Бравые солдаты»;
- принять активное участие в изготовлении папки-передвижки «Мой папа-защитник Отечества», принести фотографии, где папы служили в армии.
Наметив план работы, мы начали реализовывать проектную деятельность. По мере того, что мы с детьми узнавали, все эти события отмечали на «Ленте времени». Первой темой нашего проекта являлась тема «Богатыри–защитники земли русской». В процессе работы мы знакомили детей с народными героями-богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Через чтение былинных и сказочных произведений дети соприкасались с подвигами бесстрашных и могучих воинов, верных защитников земли русской. Благодаря родителям, которые помогли в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Богатыри», дети с удовольствием демонстрировали свою «богатырскую силушку».
Всякий раз предоставляли детям возможность высказаться, совместно разрешить проблемные ситуации. Познавая русскую историю от былинных богатырей до героев современной России.
В процессе проекта мы знакомили детей с важнейшими историческими событиями и историческими личностями, такими, как Александр Невский и Дмитрий Донской, Петр I и А. В. Суворов и с событиями, связанные с Великой Отечественной войной, с теми людьми, которые героически сражались за Родину. Мы старались, преподнести нашим детям, материал, который ассоциируется с идеями благородства, рыцарства, мужественности нашего народа. Заключительная тема нашего проекта была: «Защитники современной России». Главной задачей было, вызвать в душах наших детей уважительное отношение к Российской армии, гордость за неё, желание самим в будущем стать защитниками своего Отечества.
Каждый мальчик мечтает быть таким, как его папа: сильным, смелым, храбрым, мужественным. И когда мы оформляли папку-передвижку «Мой папа-защитник Отечества», то каждый ребенок с гордостью рассказывал о своем папе и показывал его фотографии, где он служил в Российской армии.
Конечно, самым ярким событием послужила кульминация нашего проекта «Празднование дня Защитника Отечества», где на праздник были приглашены родители, а мальчики показали все свои качества настоящих мужчин, которые в будущем будут защищать свою родину.
Результаты исследования
В рамках использования проекта были выявлены следующие результаты исследования.
Высокий уровень был выявлен у 2 детей, что составило 6% на начало учебного года и у 6 человек на конец года (20%).
Дети проявляют активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знают некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляют интерес к стране, в которой живут. Выражают положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимают эмоциональное состояние других, активно выражают готовность помочь. Нацелены на самостоятельность.
Средний уровень был выявлен у 23 детей на начало учебного года, что составило 77%, а в конце года у 21 ребенка – 70%. Дети знают своё имя, фамилию. Могут назвать членов семьи. Выражают, интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города. Имеют представления о природных богатствах края, достопримечательностях города. Внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие. По-доброму относятся к людям, живой природе. Осуществляют элементарный самоконтроль.
Низкий уровень был выявлен у 5человек, что составило 17% на начало года, в конце года у 3 детей – 10%. Дети знают своё имя, фамилию. Затрудняются ответить на вопрос, где работают и чем занимаются родители. Имеют некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляют неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям. Слабо ориентируются в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками часто наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру.
Наглядно сопоставим уровень сформированных представлений детей старшего дошкольного возраста о нравственно-патриотическом воспитании в начале и в конце года на рисунке 1.
Рис. 1. Уровни сформированных представлений детей о нравственно-патриотическом воспитании на начало и конец года
Таким образом, по данным проведенного мониторинга, можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась, проектная деятельность способствует успешному решению задач по нравственно-патриотическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы
Работа над проектом «Защитники Земли Русской» показала, что дети любознательны, активны, интересуются историей страны; проявляют чувство гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны; интересуются историческими событиями; рассматривают произведения искусства, слушают музыкальные произведения; знают об исторических фактах из жизни членов своей семьи; проявляют активный интерес к народной музыке, традиционной песне и пляске, военной музыке; творчески активны, воспроизводят музыкальные произведения, соответствующие тематике проекта.
Практическая значимость
Данная работа направлена на определение эффективности использования проектного метода в формирование нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников.
Содержание работы представляет интерес для воспитателей и специалистов ДОУ и может использоваться в практической деятельности.
Список литературы
1. Агапова И. А. «Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет». -М. : ТЦ Сфера,2007.
2. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». Изд. 4-е, доп. - М. : УЦ «Перспектива»,2008.
3. Антонов Ю. Е. «Как научить детей любить Родину».- М. : АРКТИ, 2003.
4. Баранникова О. Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие».- М. : АРКТИ, 2007.
5. Евдокимова Е. С. «Детский сад и семья: методика работы с родителями».- М. : Мозаика-Синтез, 2007.
6. Зацепина М. Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет».- М. : Мозаика-Синтез, 2008.
7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика-Синтез, 2011.
Приложение №1
Анкета для родителей
Уважаемые папы и мамы!
Вашему ребенку уже___ лет. Он удивляет вас каждый день своим любопытством, активным взаимодействием с миром!
Каждый шаг вашего ребенка – событие, которое может стать определяющим для настоящего и будущего! Но не зная прошлого, ни один человек не сможет творить настоящее и будущее.
Мы, ваши помощники, задумываемся о том, как складываются ваши отношения с ребенком, каким вы его видите сегодня и завтра, что делаете для того, чтобы он знал историю своего рода, своей семьи, своего города, страны.
Мы будем признательны, если вместе с нами вы поразмышляете над следующими вопросами:
1. Что вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2. Как вы считаете, какие патриотические чувства необходимо воспитывать у ребенка дошкольного возраста?
3. Есть ли у вас семейный архив, фотоальбомы, семейные реликвии? В чем их ценность?
4. С какими памятными местами нашего города вы знакомите ребенка или хотели бы познакомить?
5. Какие у вас возникают трудности при необходимости организовать экскурсию к памятному месту?
Заранее благодарны вам за ответы.