Мария Прокошина
Доклад из опыта работы «Воспитание у детей добрых чувств в процессе их общения с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад из опыта работы
"ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОБРЫХ ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ"
Родная природа! Красота лугов и полей, величие леса открывают богатейшие возможности для воспитания у детей любви к Родине. В живом общении с природой формируются, лучшие нравственные качества личности маленького гражданина; привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому.
Публикация «Доклад из опыта работы „Воспитание у детей добрых чувств в процессе их общения с природой“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2017
Наш д/сад расположен среди массива жилых домов, природное окружение довольно скудное. И все-таки мы стремимся приобщать ребят к природе с помощью живого уголка, участка и конечно же, во время летнего отдыха.
Наблюдая за поведением детей, видя, как по-разному они относятся друг к другу, к животным и даже к игрушкам, мы всё больше убеждались в том, что светлые, добрые чувства надо воспитывать в детях постоянно, но как это делать, как утвердить в детских сердцах доброжелательность, заботливое отношение ко всему живому? Какие формы и методы работы можно и нужно использовать?
Все эти вопросы вставали перед нами неоднократно, и опыт убеждал : добрые чувства легче всего пробудить в процессе общения с природой.
Осень. Листопад. Листья кружатся, шуршат под ногами, мягко ложатся на землю. В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке мы учили детей видеть прекрасное : обращали внимание на то, что все листья имеют разную форму и окраску, предлагали из опавших листьев выбрать наиболее красивые. Мы привлекали внимание детей и к явлениям в неживой природе : показывали им, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака. И благодаря влиянию дети начали всё чаще проявлять интерес к окружающей природе, ширил и с ь их знания, обогащались чувства. Это сказывалось на поведении детей и на их речи, которая становилась более образной и эмоционально окрашенной.
Рассматривая, например, облака, Дима говорил: «Как будто зайка по полю скачет: ушки прижал, лапки вытянул». «А вот жираф, это он шею изогнул, чтобы листочек с дерева сорвать» .
Так постепенно дети учились видеть прекрасное, учились любить природу. У них возникали бесчисленные «почему», «зачем», «для чего» ?
Наблюдения в природе, прогулки, экскурсии давали богатую почву для размышлений, пробуждали в детях пытливость и любознательность.
Парк. Различите породы деревьев. Нам хотелось, чтобы дети полюбили его, бережно относились, к каждому кустику. Любуясь березкой, читаем о ней стихотворение. Затаив дыхание слушают дети стихи, устремив взгляд на белоствольную красавицу. Мы рассматриваем её. Ребята отмечают, что ствол у березки необычный белый, гладкий, листья мелкие, с зубчиками, заканчиваем наш разговор о березке опять стихами.
Отношение детей к природе заметно менялось. Люда, Лена - которые раньше могли и листок без нужды сорвать, и ветку отломать, теперь делают замечания другим детям; «Что же ты машину к самому стволу поставил? Ведь так и кору можно поцарапать».
Особенно полюбили дети вечерние прогулки Совместные переживания в процессе общения с природой сближали детей. Они становились мягче, спокойнее, внимательна друг к другу, к взрослым. Вечер. Ребята на прогулке вслушиваются в тишину. Вот шорох листвы, а вот лягушки, будто соревнуясь друг с другом, демонстрируют своё искусство. Спрашиваю ребят: -А вы не знаете, к чему лягушки расквакались?
Все молчат. Объясняю, что так дружно и громко лягушки квакают перед ненастьем. А ночью действительно прошел дождь, да и следующий день был ненастным, пасмурным. Детей очень заинтересовала эта примета. Объяснила им, что народ издавна замечал, что животные и растения определённым образом ведут себя перед сменой погоды, перечислила некоторые из народных примет ласточки низко летают над землей - быть дождю, вечером сильно стрекочут кузнечики- к хорошей погоде, муравьи прячутся в гнёзда - к грозе, сильная роса - к ясному дню.
Детей это заинтересовало. А сколько было радости, когда приметы эти подтверждались собственными наблюдениями. А нас, больше всего радовало то что, используя полученные знания, дети старались проявить заботу о животных и растениях.
При ознакомлении детей с природой я стремилась дать образец гуманного отношения ко всему живому. Вот ползет по ноге муравей. Бережно снимаем его и опускаем на утоптанную тропинку. Наблюдаем за ним. Мы знакомили - детей и с домашними животными. Невозможно воспитать заботливое отношение к растениям и животным, если не привлекать детей к труду в природе, к ежедневному, систематическому уходу за растениями. На своём участке вместе с детьми посадили, березку. Все лето дети оберегали ее, рыхлили землю, поливали её в жаркие дни, загораживали от сильного ветра.
Мы стремились вызвать у детей желание своим трудом в природе приносить пользу всему живому, рассказывали, например, как трудно приходиться зимой птицам, учили, как можно им помочь. Летом собирали семена различных растений. Позже дети убедились в огромной пользе своих заготовок. Зимой они насыпали в кормушку хлебные крошки, добавляли к ним заготовленные летом семена. Да и дома у детей появились кормушки, хотя мы и не предлагали им этого делать. Значит дети поняли, глубоко осознали, как важно помочь птицам пережить самое трудное для них время - зиму.
Постоянно наблюдая за детьми, мы стали замечать, что далеко не все одинаково относятся к животным и растениям.
Сережа и Коля, например, отличались равнодушием ко всему живому. Во время дежурства в уголке природы они недобросовестно выполняли свои обязанности; лишь бы поскорее отделаться и пойти к товарищам играть. Это настораживало.
Решила внимательнее присмотреться к мальчикам, чтобы выяснить причины их равнодушия. Оказалось, что они просто не симпатизируют друг другу, да и навыки ухода за животными были у них очень непрочными. Предложила им понаблюдать, как дежурят другие дети. В дальнейшем Коля и Сережа никогда в паре не дежурили. Объединила их с детьми, которые заботливо относились к растениям и животным и умели выполнять работу с душой.
Мы стремились как можно чаще предоставлять ребятам возможность поупражняться в хороших поступках. Использовали для этого каждую подходящую ситуацию.
Так, отец Наташи всегда носил для наших рыбок живой корм Как- то перед выходными корма накопилось много и я сказала:
- Жаль, если корм испортится. А ведь он так полезен для Рыб. И вдруг Андрей, который обычно никогда и ни чем не делился, с другими предложил:
- Давайте понемножку отнесем корма в другие группы. Так мы
и сделали.
Однажды Саша заметил, что листья бегонии, которая стояла близко к открытому окну, стала темнеть. Мальчик никому ничего не сказал, а взял цветок и переставил на другое окно. Подобные поступки детей мы никогда не оставляем без внимания.
Вряд ли надо доказывать, что без содействия родителей Наш труд не будет иметь желаемого результата. Родители всячески помогали нам в этой работе.
С доброго отношения к животным, к природе - берут свое начало, доброта, отзывчивость, чуткость к окружающим людям. И мы видели, что в процессе проводимой работы постепенно менялись отношение детей к своим сверстникам, взрослым. Нас радует, что наши воспитанники заботливы с младшими. Мы надеемся, что, то Доброе, что привито в детях при ознакомлении с природой, найдет свое дальнейшее развитие и в школе.