Анастасия Власова
Особенности успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад "Особенности успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада"
Автор: Власова А. М., воспитатель
Адаптация детей раннего возраста к условиям в детском саду включает в себя широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, а также от сложившихся семейных отношений и предлагаемых условий пребывания в дошкольном учреждении.
Публикация «Особенности успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада» размещена в разделах
Залог беспроблемного посещения ребенком ДОУ это заслуга грамотно выстроенного контакта родителей и воспитателей, их умение и желание взаимно сотрудничать и совместно вносить вклад в адаптацию ребенка к посещению детского дошкольного учреждения.
Успешная адаптация обеспечивает ребенку внутренний комфорт (эмоциональную удовлетворенность) и внешнюю адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования).
Считаем, что продуктивным, а иногда и единственным методом адаптационной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Дети раннего возраста любят играть не только с игрушками, но и с различными бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому рекомендовано делать акцент на сенсорных и моторных играх, что поможет сделать процесс адаптации проще.
Задачами воспитателя и семьи в адаптационной работе с детьми в данный период являются:
1. Создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
2. Понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
3. Предоставление ребенку чуть большей доли свободы и самостоятельности.
Особенностями адаптационного периода, который может продолжаться от недели до трех, является то, что во-первых, пребывание ребенка в детском саду должно быть укорочено, а далее исходя из индивидуальных особенностей поведения ребенка, время нахождения постепенно увеличивается. Во-вторых, если ребенок самостоятельно выражает желание остаться подольше, а также хочет спать или обедать вместе с другими детьми, то это следует учитывать и предоставить ему такую возможность. И в-третьих, для того чтобы свести существующие проблемы по привыканию к детскому саду к минимуму семье рекомендуется заранее приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения, это позволит не только подготовить ребенка к наиболее безболезненному поступлению в детский сад, но и избавит родителей и воспитателей от необходимости принимать экстренные меры по "приучению" ребенка к новым условиям.
Другими словами, в адаптационный период необходима целенаправленная организация жизни ребенка раннего возраста, которая позволит ему наиболее комфортно приспособиться к изменившимся условиям и поможет сформировать не только положительное отношение к детскому саду, но и выработать навыки общения со сверстниками и педагогическими работниками.
Помимо этого существуют общие рекомендации для родителей, которые призваны помочь в адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а именно:
1. По возможности познакомить ребенка с детским садом за несколько дней до его поступления туда - показать игровую комнату, игрушки, мебель и т. д. Это «первое свидание» непременно должно быть окрашено теплым, участливым вниманием к новичку, уверенностью в его положительных качествах, умениях и знаниях и в том, что он со всеми новыми заботами непременно справится, и будет чувствовать себя в садике как дома;
2. Если правила детского сада это допускают, то на первых порах можно разрешить ребенку взять с собой в группу одну любимую игрушку из дома, ведь в некоторых случаях привыкание к детскому саду может осложниться из-за таких (по мнению взрослых) мелочей, как отсутствие любимой игрушки, с которой привык играть и засыпать ребенок, отсутствие «своего» места за столом и т. д. ;
3. Родителям необходимо проявлять живой интерес к успехам малыша, к новым друзьям, заданиям, которые он выполняет, и трудностям, которые у него возникают, необходимо поощрять ребенка в его успехах в детском саду и по необходимости помогать в адаптации не только словом, но и делом;
4. Родителям следует помнить, что детский сад это новая, подчас непростая среда для ребенка, поэтому не стоит слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило в детском саду, скорее всего он вспомнит и расскажет об этом сам, когда отдохнет;
5. Также родители должны понимать, что детский сад это публичное место и там ребенок видит большое количество чужих людей вокруг - это и сверстники и педагогические работники. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду дома ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, в своем укромном "уголке" и т. д. Другой источник напряжения – повышенные требования к произвольной регуляции поведения, сдерживанию себя. В этом плане бывает полезным для разрядки предоставлять ребенку возможность «побеситься» дома.
В заключение отметим, что адаптация к детскому саду это важная веха в жизни ребенка, его первый шаг "в большой мир" и задача взрослых помочь ему в этом. А вышеуказанные несложные рекомендации не только значительно облегчат ребенку процесс адаптации к детскому саду, но и помогут родителям и педагогам сохранить ресурсы и направить их на дальнейшее поддержание и развитие ребенка.