Бабенкова Полина Ивановна
Особенности организации защиты детей в чрезвычайных ситуациях: террористических актах
▼ Скачать + Заказать документы
На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. На рубеже XXI века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Забота о детях должна постоянно находиться в центре внимания взрослых. Защита здоровья и жизни детей в любых чрезвычайных ситуациях — одна из самых гуманных и самых важных задач.
Публикация «Особенности организации защиты детей в чрезвычайных ситуациях: террористических актах» размещена в разделах
Нельзя забывать, что только за прошедшие 20 лет вследствие природных катаклизмов погибло около 3 млн. человек. Каждый третий из них — ребёнок. Во время чрезвычайных ситуаций дети особенно подвержены травматизму, болезням, опасности потерять родственников и остаться одинокими, беспомощными в большой массе людей и потому нуждаются в особом внимании и заботе.
Забота об их защите — дело не только родителей, по и всех административных, хозяйственных и общественных структур государства.
Чрезвычайная ситуация — это состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и природной среде.
Чрезвычайные ситуации классифицируют :
по природе возникновения
природные
техногенные
экологические
биологические
антропогенные
Я же сегодня хотела бы подробнее остановиться на социальных ЧС
К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе – межнациональные конфликты, терроризм, грабежи, геноцид, войны и др. А именно угрозе терактов.
Причины возникновения терактов:
ошибки в национальной политике правительства либо наоборот поощрение государством насильственных действий;
- влияние на общественное сознание тоталитарных, диктаторских правовых режимов
- агрессия в отношении другого государства;
- целенаправленное разжигание розни внутри конкретного государства.
К особо опасным угрозам террористического характера относятся :
• взрывы в местах массового скопления людей;
• захват транспортных сведств для перевозки людей, похищение людей, захват заложников в школах и детских учреждениях;
В России очаги напряженности как внутри страны, так и вблизи ее границ способствуют нарастанию угрозы крупномасштабных террористических актов. Вот почему необходимо предупреждение и предотвращение террактов и связанных с ним чрезвычайных ситуаций, снижения масштаба бедствий для мирного населения.
Среди наиболее известных терактов последнего десятилетия: захват заложников в больнице 14 июля 1995 года в городе Буденновске, Ставропольский край. В сентябре 1999 года произошел ряд терактов в Москве и Волгодонске. 23 октября 2002 года был совершен захват заложников в Театральном центре на Дубровке во время представления мюзикла "Норд-Ост". Это продолжалось трое суток. 1 сентября 2004 около 30 террористов захватили школу в северо-осетинском городе Беслан. В течение нескольких минут в их руках оказалось более тысячи заложников - учеников, учителей, родителей. Тремя днями позже наступила кровавая развязка.
Увы, очень часто мы страдаем из – за своей собственной неосторожности, беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались дети. И как ни печально, именно дети страдают, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях.
Чтобы как-то повысить защищенность детей им необходимо овладеть не такими уж сложными знаниями и умениями – наблюдательностью, умением анализировать свои ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе отчет о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками грамотных действий в случае проявления опасностей. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами детских образовательных учреждений.
К террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже.
На классных часах мы неоднократно касаемся темы безопасного поведения в школе, дома, в общественных местах. Просматриваем презентации и ролики, рисуем рисунки соответственной тематики.
Классные часы: «Толерантность-основа мира», «Мы против террора», «Безопасное поведение при угрозе возникновения терракта» и. т. д.
Каждый год в начале первой недели учебного года проводим классный час в память жертвам Беслана. Всегда помним и никогда не забываем погибших детей в Бесланской школе №1. И готовясь к педсовету я сделала буклет-памятку и хочу ее подарить в каждый класс. И если вы мне позволите еще раз напомнить правила поведения в ЧС при угрозе теракта.
Общие рекомендации:
обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи. Сообщайте обо всем подозрительном сотрудникам правоохранительных органов;
никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свой багаж без присмотра; в случае эвакуации, возьмите с собой набор предметов первой необходимости и документы; старайтесь не поддаваться панике, что бы ни произошло.
При захвате в заложники
К сожалению, никто из нас не защищен от ситуации, когда мы можем оказаться в заложниках у террористов. Следует помнить, что:
• Только в момент захвата заложников есть реальная возможность скрыться с места происшествия.
• Настройтесь психологически, что моментально вас не освободят, но помните, что освободят вас обязательно.
• Ни в коем случае нельзя кричать, высказывать свое возмущение.
• Если начался штурм, необходимо упасть на пол и закрыть голову руками. Старайтесь при этом занять позицию подальше от окон и дверных проемов.
• Держитесь подальше от террористов, потому что при штурме по ним будут стрелять снайперы.
• Не следует брать в руки оружие, чтобы вас не перепутали с террористами.
• Не старайтесь самостоятельно оказать сопротивление террористам.
• Если на вас повесили бомбу, нужно без паники голосом или движением руки дать понять об этом сотрудникам спецслужб.
• Фиксируйте в памяти все события, которые сопровождают захват. Эта информация будет очень важна для правоохранительных органов.
Угроза взрыва
Злоумышленники стремятся разместить взрывные устройства в наиболее уязвимом месте, где действием взрыва может быть достигнут наибольший эффект. Следует обращать внимание на "забытые" предметы: чемоданы, атташе-кейсы, зонтики, свертки, книги и т. п., в которых может быть подложено взрывное устройство.
Как уберечься от угрозы взрыва
• Не принимать от неизвестных лиц подарки, посылки, букеты цветов и другие предметы, позволяющие укрыть взрывное устройство.
• Обращать внимание на "забытые" предметы: чемоданы, свертки, книги.
• Такие "забытые" вещи не перемещать и не осматривать самостоятельно, обязательно вызвать специалистов.
• Взрывные устройства типа "бомба в письме" обычно имеют толщину 5-10 мм, письма такого рода довольно тяжелые. При получении подозрительного письма следует вызвать специалистов.
• При обнаружении взрывного устройства отойти от опасного места, не курить, не пытаться самостоятельно обезвредить, сообщить о находке правоохранительным органам.
Чтобы обеспечить детям безопасность, необходимо вовремя подготовить детей к возможным ситуациям, дать детям необходимые знания и навыки персональной безопасности, рассмотреть типичные опасные ситуации при возможных контактах с незнакомыми людьми, научить их правильно вести себя в таких ситуациях.
Бояться терроризма нельзя, потому что жизнь под страхом очень тяжела и именно этого добиваются террористы, но нужно быть в любой ситуации бдительным и осторожным.
Всё мирное население планеты надеется, что когда-нибудь это закончится и слово «терроризм» исчезнет из словаря навсегда.
Список использованной литературы
1. «Безопасность жизнедеятельности» учебник под ред. Э. А. Арустамов Изд-во «Дашков и К» 2001г.
2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». – М. ,1994.
3. www.gr-obor.narod.ru
4. www.unicef.org/russia/ru