Светлана Доможирова
Особенности организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Если говорить о изменениях, которые произошли в дошкольном образовании с появлением Федерального государственного стандарта, то можно отметить и то, что изменилось соотношение обязательной части образовательной программы и части формируемой участниками образовательного процесса это соотношение сегодня 60% и 40% (а было 80% и 20%) Обязательная часть МАДОУ № 6 представлена программой «Успех». В части формируемой участниками образовательного процесса наш детский сад использует программы «Мы живём на Урале» и «Азбука безопасности». Основными компонентами содержания образовательной программы «Мы живём на Урале» являются: ознакомление с природой и культурой родного края, приобщение к народным традициям, формирование знаний о своей национальной принадлежности, использование средств народного воспитания (устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство). Образовательная программа «Азбука безопасности на дороге» направлена на решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитание у ребенка навыков безопасного поведения в различных неожиданных ситуациях на улице, в транспорте, воспитание ценностных ориентиров дошкольников о мире социальных безопасных отношений. Все программы строятся на принципах деятельностного подхода.
Публикация «Особенности организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
Именно в деятельности ребёнок строит свой образ мира, расширяющий и углубляющий возможности его ориентировки и успешного действия в многообразных условиях решения практических задач, которые перед ним ставит повседневная жизнь. Деятельность не остаётся неизменной в жизни ребёнка, она развивается от возраста к возрасту, меняется её содержание и форма.
Каждая стадия в детском развитии характеризуется своим типом ведущей деятельности. В младенчестве ею является деятельность общения, в раннем возрасте – орудийно – предметная деятельность, а в дошкольном – сюжетно – ролевая игра. Ведущая деятельность - не та, которая занимает больше времени в жизни ребенка, а та, в которой формируются и перестраиваются психические процессы, от которой зависят психологические изменения личности, в которой возникают и внутри которой дифференцируются новые виды деятельности.
Нельзя, однако, абсолютизировать роль ведущей деятельности. Развитие ребенка зависит и от других «специфически детских» (А. В. Запорожец) видов деятельности (изобразительная, конструирование, восприятие сказки и др., которые связаны с ведущей деятельностью, взаимодействуют с ней и содержательно ее обогащают.
Переход от одного вида деятельности к другому связан с изменением и развитием мотивации. Новые мотивы зарождаются в недрах уже сформировавшейся деятельности, а затем порождают ее новый тип.
Игровой и познавательный мотивы взаимодействуют, постоянно сменяя друг дуга: новые знания инициируют игру, а развитие игры требует новых знаний. Потребность в знаниях является важнейшей составляющей учебной мотивации. Так в игровой деятельности у ребё нка формируются новые мотивы и потребности: осознание своего ограниченного места в обществе взрослых, понимание того, что ему нужно учиться. В недрах игры рождается учебный мотив. Ярко иллюстрирует деятельностный подход технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми. В ней четко разграничены действия педагога и действия и деятельность детей. Именно деятельность детей должна быть продумана педагогом и представлена по максимуму. (Бланк технологической карты).
Принято считать, что технологические процессы (в том числе и педагогический процесс, построенный по технологическим принципам) должны быть высоко эффективными. Поэтому педагоги, стремящиеся повысить качество обучения и воспитания, все настойчивее говорят о переходе к технологии. Деятельность осуществима только при условии, что у ребёнка есть соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы действия. Отечественные исследования по проблеме проектирования педагогических технологий позволяют выявить тенденцию в разработке личностно-деятельностных образовательных технологий, основой которых являются личностно-деятельностный подход, проблемность содержания и рефлексивность поведения. Таким образом, вырисовывается своеобразный модуль : цель – средства - правила их использования - результат. Это ядро любой технологии в образовании.
Отличие педагогической технологии от методики:
воспроизводимость,
жесткий алгоритм действий,
устойчивость результатов,
отсутствие многих «если» :
Педагогами нашего дошкольного учреждения используются различные педагогические технологии на основе деятельностного подхода:
• Метод проектов
• Технология развивающего обучения
• Педагогическая технология самостоятельной исследовательской деятельности детей
• Детское экспериментирование
• Игровые педагогические технологии
• Техологии обучения и развития
•
Наряду с традиционными используются различные формы организации образовательного процесса :
• Коллекционирование
• Экспериментирование
• Самостоятельное детское исследование
• «Мастерилка»
• Путешествие по «реке времени»
• Театрализованная игра
• Ознакомление детей с пословицами и поговорками
• «Умные сказки»
• «Проведение клубного часа»
• «Рассматривание репродукций художников»
На слайдах представлены характеристики образовательного процесса в традиционном дошкольном образовании и в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС.
Итак, сейчас образовательный процесс всем своим содержанием, организацией, характером направлен не столько на вооружение детей знаниями, сколько на их приобретение в процессе различных видов детской деятельности. Основным приоритетом выступает личностно – ориентированное взаимодействие педагога с ребё нком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Таким образом, реализация принципов дошкольного образования, определённых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с использованием оригинальных методик, технологий ориентированных на развитие уникальных способностей ребёнка, способствует подготовке его к жизни в меняющимся мире, формирует у него устойчивое стремление и умение учиться самостоятельно, обеспечивают сохранение индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной и экономической жизни. Спасибо за внимание.