Ольга Карпова
Особенности организации образовательного пространства в процессе приобщения детей к социокультурным ценностям
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации образовательного пространства в процессе приобщения детей к социокультурным ценностям
Проблема патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знание детьми родословной семьи, знакомство с ее обычаями, традициями и культурой, своим родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город, и с историей своей страны.
Публикация «Особенности организации образовательного пространства в процессе приобщения детей к социокультурным ценностям» размещена в разделах
ФГОС ДО предусмотрено объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, а так же формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных качеств, самостоятельности и ответственности с учетом построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми.
Цель организации образовательного пространства :
организовать работу по приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Задачи:
а) сформировать у дошкольников уважительное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, Родине, к природе родного края;· к культурному наследию своего народа;
·б)воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям. ·
в) воспитывать уважительное отношение к человеку-труженику, результатам своего труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
Организация образовательного пространства неразрывно связана с созданием особенной развивающей предметно-пространственной среды ДОО.
В каждой группе созданы уголки нравственно-патриотического содержания: Центры знатоков родного края.
В средней группе имеются Альбом «Моя семья». Фотоальбом «Моя группа», «Из жизни детского сада». Фотоальбом «Мой город». Флаг России. Герб России. Тематические иллюстрации боевой техники, к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая. Произведения русского народного творчества, художественные произведения по данной тематике. Предметы декоративно-прикладного искусства
В старшей подготовительной группах выделены зоны:
1. Познавательная зона: - Глобус. - Физическая карта России. - Политическая карта России. - Флаг России. - Герб России. - Гимн России. - Портрет Путина В. В. - Герб Воронежа - Познавательные книги по патриотическому воспитанию и сменная экспозиция в соответствии с проходимой на занятиях темой. - Произведения писателей Воронежской области, русских писателей- Произведения русского народного творчества для самостоятельного чтения и рассматривания.
2. Альбомы: - «Моя семья» - «Мой город» - «Наша армия родная» - Тематические альбомы родов войск и боевой техники. - Коллекция тематических значков (о городе, о войне, об армии и т. д.) -Наборы открыток «Русский быт». - Кассеты с записью сказок и патриотических песен.
3. Игровая зона: - Развивающие игры.
4. Зона ряжения - Фуражки, пилотки, бескозырки - накидки, плащи, воротники. - ремни, бинокли - длинные юбки - платки, шали
Проблемы нравственного воспитания решаются при реализации образовательных областей «Социально- коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».
Организация образовательного процесса осуществляется через реализацию:
1) организация НОД и совместной деятельности педагога с детьми в соответствии с комплексно- тематическим планированием
2) организация смотров -конкурсов
3) образовательных проектов
4) взаимодействие с социальным окружением
5) досуги и развлечения к основным датам, включая народные, театрализованные представления, музыкальные вечера, тематические вечера, спортивные развлечения, концерты
6) самостоятельная деятельность
Организация НОД и совместной деятельности педагога с детьми в соответствии с комплексно- тематическим планированием
Рассказывание сказок
Чтение и заучивание стихотворений
Рисование :Народные игрушки, посуда.
Д. игры
С/р игры
П/игры
Беседы
Смотры-конкурсы
Конкурсы «Воронеж –колыбель русского флота», «Памятные места города», «Затейница-бумага»
Реализация проектной деятельности
Проекты «Россия богата талантами», «Мини-музей»., «Профессии», «Мой двор», «Моя семья»
Взаимодействие с социумом
1. Взаимодействие с МБОУ СОШ № 97 в организации совместных мероприятий, посвященных Дню учителя, Дню пожилого человека, Последнего звонка, Первого сентября.
2. Взаимодействие со школой искусств № 9 в организации совместных мероприятий, посвященных народным праздникам: «Рождество», «Покров», «Масленица», «Пасха»
3. Взаимодействие с библиотекой № 29 в посещении выставок литературы, посвященных Дню освобождения Воронежа, юбилеям книг.
Организация концертов и досугов совместно с родителями в преддверии праздников 8 марта, 23 февраля, 9 мая, 1 июня, Нового года.
Самостоятельная творческая деятельность
С/р игры, изотворчество, настольный театр
Патриотизм в современных условиях– это с одной стороны преданность Родине, а с другой – сохранение культурной самобытности народа.
Таким образом, организованное нами образовательное пространство позволяет приобщить дошкольник к социокультурным ценностям, привить любовь к Родине, начиная с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, своему селу, улице, дому, в котором он живет, к детскому саду, т. е. формировать гражданскую позицию растущего человека, любящего «малую» Родину, гордящегося людьми, трудами и талантами которых славна она.