МААМ-картинки

Оригами как средство развития математических способностей у дошкольников

Белова Татьяна Александровна
Оригами как средство развития математических способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Кто в детстве не запускал бумажные самолётики, кораблики? Вот только не знали, что занятие это называется «оригами».

Оригами - традиционная техника складывания бумажных фигурок: животных, птиц, машин, цветов и других предметов. Возникло оригами в Японии много веков назад. По-японски «ори» - «сложенный», «ками» - «бумага». После Второй мировой войны, японский оригамист Акира Йошизава придумал международные символы для обозначения того или иного приёма складывания. Пользуясь этими символами, можно не зная языка, сложить понравившуюся модель. Японское искусство оригами, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах.

Публикация «Оригами как средство развития математических способностей у дошкольников» размещена в разделах

Фридрих Фребель, создатель первых детских садов, говорил: «Оригами — это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий».

Оригами способствует развитию всех свойств внимания, особенно концентрации. Каждый этап складывания фигуры требует зрительного и мысленного сосредоточения. Дети, занимающиеся оригами, приобретают такие качества, как усидчивость, внимательность, самоконтроль. Занятия оригами стимулируют развитие памяти. Для того, чтобы сделать поделку, ребенку необходимо запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Детям хочется запомнить как можно больше фигурок на память. При определенном опыте складывания дети держат схемы в голове, что требует значительных усилий.

Огромна роль оригами в формировании произвольности психических процессов. Ребенок в процессе складывания фигуры ставит перед собой цель и прикладывает волевое усилие для ее достижения. Развивается целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца. Волевое усилие вознаграждается получением реального результата своего труда - созданной своими руками игрушки. С готовой фигуркой можно поиграть, преподнести в подарок другу и даже устроить спектакль с бумажными героями. Такой заряженный положительными эмоциями результат способствует развитию позитивной мотивации ребенка на продуктивную деятельность. Формируется эмоционально- волевая сфера.

Занятие этим видом творчества занимательный и интересный, но и очень полезный процесс для растущего детского организма. Техника оригами не только развивает воображение, мышление, конструктивные способности, но и способствует развитию математических способностей. Овладевая техникой оригами у дошкольников развивается умение различать формы; определять пространственное расположение умение находить часть от целого.

В процессе складывания фигур дети знакомятся с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция; учатся ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить и называть центр, угол, сторона, диагональ, вертикаль, горизонталь.

Одновременно дети учатся читать чертежи, запоминают условные обозначения, у них обогащается словарь специальными терминами, развивается глазомер, точность движения рук, способствует активности как левого, так и правого полушарий мозга, так как требует одновременного контроля за движениями обеих рук. Складывание фигурок развивают память ребенка, так как необходимо запомнить последовательность сборки моделей, приемы и способы складывания, но и активизируют мыслительные процессы. В процессе моделирования у ребенка возникает необходимость соотнесения символов (показ приемов складывания) со словесными обозначениями (объяснениями приемов складывания) и перевода их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Нужно начинать моделирование с простейших фигур, вид которых не слишком абстрактен. Демонстрировать складывание с помощью большого квадрата, с одной стороны белого, с другой – цветного.

На первых занятиях складывания без схем, используя сказочный сюжет (логичный или парадоксальный). Постепенно приучать детей к условным знакам, схемам. Правильно нужно используйть математические термины, используемые при моделировании (точка, отрезок, угол, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, параллельные прямые, равные отрезки, равные углы, равные фигуры, подобные треугольники, прямой угол, острый угол, тупой угол, биссектриса угла, сторона, середина стороны, средняя линия, ось симметрии, диагональ и др.)

Знакомство с условными знаками, схемами обязательно пригодится детям и в дальнейшем. Работая со схемами дети познают элементы геометрии, черчении. Занятия должны быть посильными, привлекательными и полезными. Подобно шахматным дебютам, первые этапы складывания фигурок производятся по стандартной схеме получения одной из базовых форм, далее комбинирование вариантов приводит к появлению бесконечных моделей оригами. Это очень роднит с математикой.

Японское искусство оригами очень широко вошло в нашу российскую жизнь и стало неотъемлемой частью для интеллектуального и познавательного развития.

В своей работе систематически использую технику оригами, я пришла к выводам что оригами способствует в первую очередь развитию математических качеств. Дети получают хорошие навыки работы с бумагой, употребляют такие понятия как угол, центр, середина и т. д., называют действия: отогнуть, согнуть, вложить… Повышается познавательный уровень детей.

Список использованной литературы :

Секреты оригами для дошкольников» Дорогов Ю. И., Дорогова Е. Ю. Ярославль: «Академия развития», 2004

«Техники работы с бумагой: большая энциклопедия» Зайцева А. – Издательство: Эксмо 2010

Публикации по теме:

Кинезиологические упражнения как средство развития умственных способностей дошкольников Считается, что это система естественного оздоровления организма. Ее можно отнести к к альтернативному направлению медицины, которая лечит.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников «Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников» Слайд 2 Цель: раскрепостить.

Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольниковМоделирование как средство развития творческих способностей дошкольников Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников Содержание Введение 1. Что такое модель? 2. Виды моделирования.

Макетирование как средство развития творческих способностей дошкольников Подготовили: Блюмова Т. А воспитатель 1 квалификационной категории, Кашлач Е. В. воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ № 1 г Апатиты.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Организация образовательной деятельности в рамках кружка «Умники и умницы» как средство развития математических способностей Тема: Организация образовательной деятельности в рамках кружка «Умники и умницы» как средство развития математических способностей старших.

План работы по саморазвитию по теме «Оригами как средство развития конструктивных и творческих способностей» Актуальность: В свете новых тенденций в образовании для детского сада нужен педагог, способный овладеть новыми педагогическими образовательными.

Проект «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Проект:«Пластилинография как средство развития творческих способностей дошколь-ников» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта Пластилиновые фантазии.

Ритмика как средство для развития музыкальных способностей дошкольников Ритмика - как средство развития музыкальных способностей дошкольников. Неоценимо влияние музыки на формирование всестороннего развития человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оригами как средство развития математических способностей у дошкольников
Опубликовано: 24 апреля 2019 в 14:35
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Оригами как средство развития математических способностей у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Белова Татьяна Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД