Белова Татьяна Александровна
Оригами как средство развития математических способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Кто в детстве не запускал бумажные самолётики, кораблики? Вот только не знали, что занятие это называется «оригами».
Оригами - традиционная техника складывания бумажных фигурок: животных, птиц, машин, цветов и других предметов. Возникло оригами в Японии много веков назад. По-японски «ори» - «сложенный», «ками» - «бумага». После Второй мировой войны, японский оригамист Акира Йошизава придумал международные символы для обозначения того или иного приёма складывания. Пользуясь этими символами, можно не зная языка, сложить понравившуюся модель. Японское искусство оригами, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах.
Публикация «Оригами как средство развития математических способностей у дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Фридрих Фребель, создатель первых детских садов, говорил: «Оригами — это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий».
Оригами способствует развитию всех свойств внимания, особенно концентрации. Каждый этап складывания фигуры требует зрительного и мысленного сосредоточения. Дети, занимающиеся оригами, приобретают такие качества, как усидчивость, внимательность, самоконтроль. Занятия оригами стимулируют развитие памяти. Для того, чтобы сделать поделку, ребенку необходимо запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Детям хочется запомнить как можно больше фигурок на память. При определенном опыте складывания дети держат схемы в голове, что требует значительных усилий.
Огромна роль оригами в формировании произвольности психических процессов. Ребенок в процессе складывания фигуры ставит перед собой цель и прикладывает волевое усилие для ее достижения. Развивается целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца. Волевое усилие вознаграждается получением реального результата своего труда - созданной своими руками игрушки. С готовой фигуркой можно поиграть, преподнести в подарок другу и даже устроить спектакль с бумажными героями. Такой заряженный положительными эмоциями результат способствует развитию позитивной мотивации ребенка на продуктивную деятельность. Формируется эмоционально- волевая сфера.
Занятие этим видом творчества занимательный и интересный, но и очень полезный процесс для растущего детского организма. Техника оригами не только развивает воображение, мышление, конструктивные способности, но и способствует развитию математических способностей. Овладевая техникой оригами у дошкольников развивается умение различать формы; определять пространственное расположение умение находить часть от целого.
В процессе складывания фигур дети знакомятся с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция; учатся ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить и называть центр, угол, сторона, диагональ, вертикаль, горизонталь.
Одновременно дети учатся читать чертежи, запоминают условные обозначения, у них обогащается словарь специальными терминами, развивается глазомер, точность движения рук, способствует активности как левого, так и правого полушарий мозга, так как требует одновременного контроля за движениями обеих рук. Складывание фигурок развивают память ребенка, так как необходимо запомнить последовательность сборки моделей, приемы и способы складывания, но и активизируют мыслительные процессы. В процессе моделирования у ребенка возникает необходимость соотнесения символов (показ приемов складывания) со словесными обозначениями (объяснениями приемов складывания) и перевода их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Нужно начинать моделирование с простейших фигур, вид которых не слишком абстрактен. Демонстрировать складывание с помощью большого квадрата, с одной стороны белого, с другой – цветного.
На первых занятиях складывания без схем, используя сказочный сюжет (логичный или парадоксальный). Постепенно приучать детей к условным знакам, схемам. Правильно нужно используйть математические термины, используемые при моделировании (точка, отрезок, угол, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, параллельные прямые, равные отрезки, равные углы, равные фигуры, подобные треугольники, прямой угол, острый угол, тупой угол, биссектриса угла, сторона, середина стороны, средняя линия, ось симметрии, диагональ и др.)
Знакомство с условными знаками, схемами обязательно пригодится детям и в дальнейшем. Работая со схемами дети познают элементы геометрии, черчении. Занятия должны быть посильными, привлекательными и полезными. Подобно шахматным дебютам, первые этапы складывания фигурок производятся по стандартной схеме получения одной из базовых форм, далее комбинирование вариантов приводит к появлению бесконечных моделей оригами. Это очень роднит с математикой.
Японское искусство оригами очень широко вошло в нашу российскую жизнь и стало неотъемлемой частью для интеллектуального и познавательного развития.
В своей работе систематически использую технику оригами, я пришла к выводам что оригами способствует в первую очередь развитию математических качеств. Дети получают хорошие навыки работы с бумагой, употребляют такие понятия как угол, центр, середина и т. д., называют действия: отогнуть, согнуть, вложить… Повышается познавательный уровень детей.
Список использованной литературы :
Секреты оригами для дошкольников» Дорогов Ю. И., Дорогова Е. Ю. Ярославль: «Академия развития», 2004
«Техники работы с бумагой: большая энциклопедия» Зайцева А. – Издательство: Эксмо 2010