Минаенко Татьяна Сергеевна
Условия, пути и средства формирования познавательных действий, становление сознания и развития воображения
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Условия, пути и средства формирования познавательных действий, становление сознания, развития воображения и творческой активности в умственном воспитании».
Современное образование направлено на всецелое развитие личности ребенка. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания. Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологичес-кие факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.
Публикация «Условия, пути и средства формирования познавательных действий, становление сознания и развития воображения» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
По данным ученых (генетиков, психологов, предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60% (в зарубежной научной литературе указывается более высокий уровень – до 80%). Причем подчеркивается, что умственные свойства ребенка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получают должное развитие. Оказывается, от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а тем более – какое направление они получат. Представьте, что ребенку посчастливилось и природа наградила его задатками различения цветов. На основе этих задатков может развиться способность к живописи, к художественному труду: он будет сам создавать произведения (рисунки, композиции из разных материалов, проявляя острую наблюдательность, собственное видение мира, анализировать, оценивать произведения искусства, наслаждаться творчеством и т. д. Условия жизни, воспитания, отношение родителей, педагогов к самому ребенку и к его деятельности – вот факторы, от которых зависит, насколько реализуются задатки, которыми его отметила природа.
Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.
Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему.
В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Важно не упустить возможности для умственного развития в это время. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро : к 3 годам он уже достигает 80% веса мозга взрослого человека. Возникает опасность недогрузить мозг, не дать ему «пищу», необходимую для полноценного развития. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.
Не следует допускать и другой крайности, когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержанию и объему знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности. При интенсивной тренировке ребенок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет стоить физических и нервно-психических затрат. Отсюда вытекает правило, следовать которому обязательно: не перегружать, не переутомлять мозг ребенка.
Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста - преобладание образных форм познания : восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями. И действительно, познавательные процессы, которые развивают у ребенка, проявляются в различных видах деятельности. Так, у ребенка с развитым воображением складывается образ предстоящей деятельности, он планирует ее, определяет, что для нее потребуется.
Функция и задачи умственного воспитания.
Функция умственного воспитания – формирование познавательной деятельности.
Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления
Восприятие мышление (В формируется в первые годы жизни, М около 2 лет (Выготский). В основе мышления лежит восприятие, которое даёт пищу для анализа, сравнения, обобщения. Мышление усиливает целенаправленность восприятия.
Познание :
ОЩУЩЕНИЕ (первый источник знаний о мире, познание отдельных свойств предметов) ВОСПРИЯТИЕ (более сложный познават. процесс) МЫШЛЕНИЕ
• Сенсорное воспитание, направленное на формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
• Ощущения и восприятие – особые действия анализаторов, направленные на обследование предметов. Развивать анализаторы – значит обучать действиям обследования, которые называются ПЕРЦЕПТИВНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ.
Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
Мыслительная деятельность.
МЫШЛЕНИЕ
Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств, связей и отношений между объектами.
Все формы мышления осуществляют определенные мыслительные операции.
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Познавательные Мыслительные операции
процессы
память воображение
преувелич.
значение,
показат. –V знаний
Операции мышления
Обобщение – это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.
Конкретизация – это движение мысли от общего к частному.
Формы мышления
Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.
Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются
или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.
Умозаключение – это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.
Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается
на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного
исследования всех условий.
Виды мышления
Наглядно-действенное мышление – это мышление, непосредственно включенное в деятельность.
Образное мышление – это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.
Индукция – это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.
Дедукция – это способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции.
Любознательность и познавательный интерес.
Важное условие развития мышления – любознательность и познавательный интерес
Любознательность и познавательные интересы представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру.
Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью (С. Л. Рубинштейн, Д. П. Годовикова). Любознательному ребенку хочется познавать, а что именно - не столь важно (в этом проявляется недифференцированность любознательности).
Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения (Т. А. Куликова). Таким образом, познавательный интерес отличается от любознательности широтой охвата объектов, глубиной познания, избирательностью.
Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под влиянием познавательного интереса ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают уверенность в своих силах.
Познавательный интерес ребенка отражается
игры рисунки рассказы вопросы
коммуникативные познавательные
(привлечение к (недостаток знаний)
переживаниям)
меняются по форме :
• 2-3 года Что это? Какой? Где?
• 4-4,5 года Зачем? Почему?
• 5-6 лет цепь вопросов: какие молнии? А шаровая молния? Может ли быть пожар? Может ли залететь?
Почему в более старшем возрасте количество вопросов начинает уменьшаться? У ученых на этот счет нет единого мнения. Одни считают, что у ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответ на возникающие вопросы. По мнению других, уменьшение числа вопросов связано с условиями воспитания и обучения: взрослые не поощряют любознательность детей, часто выражают неудовольствие по поводу их вопросов («Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спрашиваешь!»). В результате у ребенка развивается представление, что задавать вопросы означает по-казывать свою неосведомленность.
Основа всестороннего развития – творческая активность, поэтому формирование творческой активности учащихся является одной из актуальных проблем подрастающего поколения. Значение формирования творческой активности мы видим, прежде всего, в том, что в процессе творческой деятельности в ребёнке воспитывается любовь к серьезному, вдумчивому труду, настойчивость в достижении поставленной цели.
Без проявления творческой активности не могут успешно развиваться познавательные способности ребёнка. Творческая активность ребёнка занимает центральное место в формировании волевой, целенаправленной, всесторонне развитой личности.
Для эффективного развития творческой активности детей важно определить существенные стороны понятия "творческая активность", раскрыть пути развития рассматриваемого качества личности в процессе обучения.
История исследований проблемы творческой активности показывает нам ее неразрывную связь с проблемой активности личности вообще.
Развитие творческой активности личности требует от педагога создания такой атмосферы, когда возникает любознательность и интерес, потребность отстаивать свои творческие позиции, чувство увлеченности, стремление к творческим достижениям, создается ситуация успеха в творческой деятельности.
Таким образом, творческая активность детей в процессе обучения связана со всеми сторонами формирующейся личности ребёнка : потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к деятельности. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты в творческой деятельности неразделимы, ибо ни одна эмоция, ни одно волевое решение и действие не возникает вне деятельности человека.
Процесс развития творческой активности предполагает количественные и качественные изменения, происходящие в структуре личности и в системе ее взаимодействия с окружающей действительностью, которые могут быть соотнесены с некоторыми точками на шкалах развития основных параметров творческой активности.
Творческая активность старшего дошкольника подразумевает то, что ребенок стремится осмыслить теоретические знания, которые он получил. Также он ищет сам решение трудностей и проявляет интерес к познавательной активности.
Для того, чтобы активизировать творческие процессы в деятельности дошкольника и формирование творческой активности детей осуществлялось эффективнее, согласно работам Н. Н. Поддьяковой, нужно изучить различные методы и приемы ведения творческой деятельности.
В старшем дошкольном возрасте дети особенно хорошо воспринимают воздействие на их творческий потенциал, ведь именно сейчас их интеллект максимально полно готов к тому, чтобы начать формироваться в этом направлении. Дети в этом возрасте уже могут самостоятельно придумывать свои рисунки, создавать новые конструкции, фантазировать.
Предметы их деятельности оригинальные, имеют разные вариации. Мышление ребенка становится подвижным и гибким.
Старшие дошкольники способны проявлять активность в плане деятельности. Они очень любопытны, задают множество вопросов педагогам и родителям. Они уже могут комментировать происходящий процесс и высказывают свою точку зрения по отношению к его результату.
У них уже наблюдается устойчивая мотивация к деятельности, они обладают хорошим воображением, если чего-то хотят, то проявляют большую настойчивость. Для того, чтобы ребенок проявлял инициативу в творческой деятельности, он должен быть для этого достаточно любознательным и изобретательным, он должен уметь силой воли регулировать свое собственное поведение, уметь преодолевать препятствия на пути к решению поставленной задачи.
Творческая деятельность у старших дошкольников имеет свою структуру. Можно выделить несколько элементов этой структуры: мотивационная составляющая, содержании деятельности, операции, которые совершает ребенок, его эмоционально-волевой настрой.
Существуют следующие предпосылки, которые улучшают формирование творческой активности детей, подталкивают каждого ребенка к активной творческой деятельности: помимо перечисленных, это осознание необходимости подготавливаться к творчеству, имеющийся интерес к предстоящей работе, желание принимать активное участие в творческой деятельности, сформированность воображения и фантазии, способность решать возникающие препятствия, способность заканчивать начатую работу, радость от получения новых знаний и опыта.
Итак, для успешного формирования творческой активности у старших дошкольников необходимо передать детям навыки отыскивать новую информацию, развивать их желание самостоятельно изучать окружающий мир.
Творчество детей понимается как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, возможно даже оригинально. “Сыграй, спой, станцуй, как ты хочешь” - эти магические слова распахивают перед ребенком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями.
Развивать творческие способности детей - значит развивать их воображение.