Ольга Пронина
Создание предметно-развивающей среды по развитию речи в старшей группе ДОУ. Игры на развитие дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание предметно-развивающей среды по развитию речи в старшей группе ДОУ. Игры на развитие дыхания»
доклад
в старшей группе
МДОУ «Детский сад «Золотая рыбка» г. Новоульяновск
Подготовили воспитатели:
Экгардт Н. С.
Галанова О. С.
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.
Публикация «Создание предметно-развивающей среды по развитию речи в старшей группе ДОУ, Игры на развитие дыхания» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы» Е. И. Тихеева.
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития).
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Требования ФГОС к предметно - развивающей среде:
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически-привлекательной.
Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте:
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом.
В старшей группе мы стараемся организовать предметно – развивающую среду так, чтобы она давала возможность для эффективного воспитательного воздействия, направленного на формирование активного познавательного отношения не только к окружающему миру, но и к системе родного языка, формируя тем самым элементарное осознание явлений родного языка и речи. Поэтому организация речевой развивающей среды в старшей группе стала важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
Наша модель речевой среды, группы базируется на двух простых целях:
1. Детский сад – это второй дом для детей, в котором им должно быть уютно и радостно;
2. Для полноценного разностороннего развития детей необходимо специально организованная среда для игр, отдыха и занятий.
Анализируя программу старшей группы, размышляя о том, каким должен быть дидактический и игровой материал, мы постарались создать для детей предметно – развивающую среду, с учетом их возрастных особенностей, а именно больше уделяли внимание развитию речевых способностей детей.
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В своей группе мы постарались организовать развивающее
пространство так, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели.
Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе создан «Центр речевой деятельности», который является одним из важных компонентов речевой среды. Он включает в себя следующие составные:
- книжный уголок;
-дидактический, наглядный материал (наборы демонстрационных и раздаточных материалов для слуховых диктантов; картотека игр на развитие слухового внимания, зрительного внимания развитие мышления, памяти;
разрезные картинки различной конфигурации и т. д.)
- разные виды театров;
- дидактические игры, настольно-печатные игры с предметами;
- игры на развитие мелкой моторики рук (счеты, бусы, шнуровки, мозаики, счетные палочки, пуговицы, трафареты для обводки и штриховки, колечки, пирамидки, башенки, веревочки, бельевые прищепки т. д.)
- сюжетные, предметные картинки ;
-разные виды картин (пейзажные, сюжетные, серия картин)
- материалы для развития графических навыков детей;
Все мы знаем, что игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном образовании. Поэтому мы огромное внимание уделяем игровой деятельности, особенно играм на развитие речи. Немаловажную роль в развитии речи у детей занимают игры на развитие речевого дыхания.
Ведь, правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков!
Вопросы воспитания и формирования правильного речевого дыхания актуальны и важны в дошкольном возрасте.
Дети, имеющие различные отклонения в развитии (задержку речевого развития, общее недоразвитие речи, задержку психического развития и др.) часто находятся в психологическом зажиме, в стрессовых ситуациях, связанных с неуспешностью в освоении программы.
Игры для развития речевого дыхания - составляющая часть здоровьесберегающих технологий!
Основной целью проведения дыхательных упражнений с дошкольниками является укрепление их здоровья. В результате выполнения этих упражнений каждая клеточка организма ребенка насыщается кислородом; ребенок учится управлять своим дыханием; улучшается работа головного мозга, сердца, нервной системы, дыхательной и пищеварительной систем, укрепляется общее состояние здоровья.
Используя на любом занятии с ребёнком дыхательную гимнастику можно обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание, создать положительный эмоциональный настрой на освоение программного материала, а также преодолеть речевые расстройства ребёнка.
Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное, как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.
Недостатки детского дыхания можно преодолеть:
1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
Упражнения предъявляем ребенку только в игровой форме, не забываем, что рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.
Параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени.
Мы предлагаем вашему вниманию дидактические пособия на развитие дыхания, где в игровой форме можно поработать над выработкой воздушной струи, которые помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха:
«Футбол»,
«Поддувалки»,
«Прожорливые фрукты»,
«Лети бабочка»,
«Тучка»,
«Подул ветерок»
и др.
Вывод: Развитие речи у детей - основная задача дошкольного образования! Организация «Предметно–развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру, развивает и воспитывает детей.