Лилия Мухамедшина
Консультация для воспитателей «Создание предметно-развивающей среды в группе в соответствии с этнокультурным компонентом»
▼ Скачать + Заказать документы
Создание предметно-развивающей среды в группе в соответствии с этнокультурным компонентом (Консультация для воспитателей) Среда является важным фактором воспитания и развития детей. Организация предметно игрового пространства и предметно-развивающей среды является необходимым условием для формирования игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности ребенка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Создание предметно-развивающей среды в группе в соответствии с этнокультурным компонентом“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
В соответствии с ФГОС дошкольного образования в детском саду должна быть содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, доступная и безопасная развивающая предметно – пространственная среда. Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО это прежде всего:
- Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
- Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития).
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
ППР среда в младшем дошкольном возрасте:
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии. Это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
ППР среда в среднем дошкольном возрасте :
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
ППР среда в старшем дошкольном возрасте:
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты. Предметно – пространственная среда является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребёнка с взрослыми и детьми.
Созданная в ДОУ предметно – развивающая среда многогранно влияет на развитие наших воспитанников, способствует их всестороннему развитию и обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие.
В создании предметно-развивающей среды в группе должен присутствовать и этнокультурный компонент. Этнокультурная составляющая (национально-региональный компонент) предусматривает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного учреждения: приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Татарстан. Предоставление каждому ребёнку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях; изучение русского и татарского языков в дошкольных образовательных учреждениях в равных объёмах, овладение необходимым лексически минимумом (в соответствии с УМК); ознакомление с историей, географией Республики Татарстан, расширение знаний детей о своём родном крае (о малой родине). Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности — привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям; ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры. Процесс ознакомления детей с национальной культурой осуществляется в различных видах детской деятельности:
-социализация, игровая деятельность (игры с куклами в национальных костюмах, дидактические, театрализованные игры);
-физическая культура: народные подвижные игры;
-познание (формирование целостной картины мира) : экскурсии в выставочные залы, концерты, театры;
-художественное творчество (приобщение к искусству) : организация выставок изделий национального декоративно-прикладного творчества;
-художественная литература: чтение произведений татарских, русских поэтов и писателей, устное народное творчество (потешки, колыбельные, загадки, зазывалки, пальчиковые игры и др.);
-музыка: знакомство с творчеством классиков татарской, русской музыкальной культуры, искусства, организация театрализованной деятельности, народных праздников, ознакомление с народными песнями, музыкальными инструментами, танцами.
Создание условий, для одновременного изучения двух языков, должно сочетаться с разумной организацией педагогического процесса.
В ФГОС ДО определены основные принципы дошкольного образования, одним из которых является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей.
Этнокультурный компонент в воспитании позволяет педагогам сделать воспитательный процесс более продуктивным и эффективным, способствует улучшению освоения материала. Дети, посещающие дошкольные образовательные учреждения, в котором уделяют большое внимание этнокультурному компоненту, имеют высокий уровень развития в области эмоционального, эстетического и познавательного развития. Педагоги знакомят детей с историей родного края, народными промыслами, с произведениями изобразительного и музыкального искусства. Благодаря этнокультурному компоненту у детей воспитывается доброжелательность, дружелюбие, чувство сопереживания, чувство любви и привязанности к родному краю. Этнокультурное воспитание — это такая система, в которой все цели, технологии и содержание направлены на развитие и социализацию личности ребенка как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание подразумевает внедрение в образовательный процесс знаний родной народной культуры, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей, духовно нравственных ценностей, истории народной культуры, социальных норм поведений, ознакомление с культурными достижениями других народов, использование опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к родной культуре.
В настоящее время мы по новому стали относиться к традициям, праздникам, художественным промыслам, декоративно — прикладному искусству, которое нам досталось от наших предков. Поэтому для нас важно приобщить детей дошкольного возраста к истокам национальных культур. По педагогическому опыту известно, что важным компонентом для создания высоких возможностей для воспитания в условиях этнокультурного компонента является взаимосвязь и единство общественного и семейного воспитания. Успешные и высокие показатели воспитательного процесса зависит от сотрудничества между детьми, педагогами и родителями. Для успешного формирования сотрудничества важно представлять коллектив как большую сплоченную семью. Также необходимо организовать совместную деятельность. Это способствует установлению взаимопонимания между педагогами, детьми и родителями, единению, созданию благоприятного климата в семье и в образовательном дошкольном учреждении. Соответственно разумно организовать совместно часть работы с детьми и родителями, поставленные задачи и проблемы решать сообща. Объединить усилия для достижения высоких результатов, не ущемляя интересов друг друга.
Важной задачей дошкольных образовательных организаций является совершенствования педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, которая обеспечивает творческую деятельность каждого ребенка. Приобщает его к культуре и традициям родного края, позволяет проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Знания и представления о родном крае в дошкольном возрасте усваиваются эффективное в том случае, если информация подкрепляется наглядностью предметами быта, иллюстрациями, игрушками, фотографиями, которые должны быть частью окружения ребенка, побуждать его к проявлению активности и самостоятельности познания. Под развивающей средой этнокультурной направленности будем понимать специальное пространство (место, окружение, объективную реальность, создаваемое с помощью набора материальных объектов и предметов духовной культуры народов, предназначенного для формирования этнокультурной осведомленности детей и выполняющие функции их развития.
Наиболее распространенным способом создания предметно-развивающей среды с учетом этнокультурной спецификой является оформление отдельных помещений: «Татарская изба», «Русская изба» «Музей краеведения», «Музей татарского быта», «Мини-музей», библиотека, мини-галерея изобразительного искусства, экологические тропы на территории детского сада, уголки национальной культуры в группах, уголки краеведения в методическом кабинете. Особое значение для этнокультурного развития ребенка имеет татарская и русская художественная литература и фольклор, которые несут в себе черты национальной традиции, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа. Очень важно готовить детей к восприятию фольклорного произведения. Для этого им показывают различные национальные изделия, иллюстрации национальных костюмов, татарской избы; татарский орнамент, вышивку, деревянные игрушки. С этой целью и используются экскурсии в музей. Детям рассказывают о различных татарских, русских праздниках, национальных праздниках, национальных традициях и обрядах, указывая на роль фольклорных произведений в них. В помещения этнокультурной направленности возможны следующие формы и методы работы: создание игровых ситуаций и практические действия с предметами ( сюжетно-ролевые игры: укачивание куклы, приготовление пищи, украшение жилища, примерка одежды и украшений). На территории желательно оформить экологическую тропу, знакомящую детей с деревьями, кустарниками, травянистыми растениями, насекомыми, с особенностями природных условий Татарстана, города, ландшафтом, растениями и животным миром. Если по тем или иным причинам в здании детского сада нет свободного помещения для создания «татарской избы», «русской избы» или музея все материалы могут быть собраны в методическом кабинете или в кабинете татарского языка.
Главное в работе детского сада по созданию развивающей среды в соответствии с этнокультурным компонентом — не накопление детьми большого объема информации о памятниках истории, искусств, культуры, архитектуры, а воспитание гордости за родной город, народ, его язык, традиции, обычаи, а значит Родину, воспитание не стороннего наблюдения, а активного гражданина отечества. Ведь все начинается с малого, с чувства сопереживания, с ощущения себя частью окружающего мира.