Вера Савишина
Современные технологии организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
«Современные технологии организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДОУ»
Наш педагогический коллектив детского сада «Солнышко» интенсивно внедряет в работу инновационные технологии. Основная задача – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности (слайд 1)
Публикация «Современные технологии организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса. (Б. Т. Лихачёв) (слайд 2)
Существует более ста видов образовательных технологий. К ним относятся:
(слайд 3)
Виды технологий :
I Технология проектной деятельности;
II Информационно-коммуникативные технологии;
III Здоровьесберегающие технологии;
IV Технология исследовательской деятельности;
V Личностно - ориентированная технология;
VI Игровая технология.
I Технология проектной деятельности (слайд 4)
Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Основной целью технологии исследовательской деятельности является – сформировать у дошкольников способность к исследовательскому типу мышления, развить свободную творческую личность, развитие которой определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.
При организации работы над творческим проектом детям предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты
Проект – это «пять П».
1 – Проблема, 2 – Проектирование (планирование, 3 – Поиск информации, 4 – Продукт, 5 – Презентация. 6 – «П» проекта это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы (слайд 5)
II Информационно-коммуникативные технологии (слайд 6)
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.
На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности взрослых в сфере раннего обучения детей. Они позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивают интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания посредством современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Задачи педагогов:
- идти в ногу со временем, - стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ,
- сформировать основы информационной культуры его личности,
- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
Исследовательский характер;
Легкость для самостоятельных занятий детей;
Развитие широкого спектра навыков и представлений;
Возрастное соответствие;
Занимательность.
ИКТ в работе современного педагога (слайд 7)
Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы
Обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов России и зарубежья.
Оформление групповой документации, отчетов.
Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям
Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.
III Здоровьесберегающие технологии (слайд 8)
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной методической, психологической самопомощи и помощи.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья (слайд 9)
Ортопедическая гимнастика;
Гимнастика для глаз;
Релаксация;
Гимнастика дыхательная;
Гимнастика пальчиковая;
Корригирующая гимнастика;
Подвижная и спортивная игра;
Динамическая пауза.
Технологии обучения ЗОЖ (слайд 10)
Физкультурное занятие;
Коммуникативная игра;
Игротерапия, игротренинги;
Точечный массаж.
Коррекционные технологии (слайд 11)
Технологии музыкального воздействия;
Сказкотерапия;
Логоритмика;
Цветотерапия;
Арт-терапия. (слайд 12)
IV Технология исследовательской деятельности (слайд 13)
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления, развить свободную творческую личность, развитие которой определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.
При организации работы над творческим проектом детям предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
К методам и приемам организации экспериментально – исследовательской деятельности относятся: (слайд 14)
беседы;
наблюдения;
моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
использование художественного слова;
дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
трудовые поручения, действия (слайд 15)
V Личностно - ориентированная технология (слайд 16)
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Однако, сегодняшняя ситуация в ДУ не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режиме жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются: гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Цели и задачи: (слайд 17)
установление комфортного социально- психологического климата в детском коллективе;
создание условий для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
развитие навыков (общения, планирования собственной деятельности и т. д.);
умение объяснять словами свое эмоциональное состояние;
развитие навыков культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.);
учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;
выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, последовательно и логично;
учить делать выбор, а также планировать собственную деятельность.
(слайд 18)
VI Игровая технология (слайд 19)
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы, они тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада.
В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от не реальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя (слайд 20)
Выводы: (слайд 21)
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Применение инновационных педагогических технологий способствует :
- повышению качества образования;
- повышение квалификации воспитателей;
- применение педагогического опыта и его систематизация;
- использование компьютерных технологий воспитанниками;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- повышение качества обучения и воспитания.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями.
Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. Всем творческих успехов! Спасибо! (слайд 22)
Презентация