Ушкалова Елена Евгеньевна
Круглый стол «Использование ИКТ при организации образовательного процесса в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
(СЛАЙД №1)
-Здравствуйте, уважаемые участники семинара.
(СЛАЙД №2)
Согласно требованиям ФГОС ДО образовательная деятельность строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Так что же нужно современному ребенку?
Какие они, современные дети? Назовите три наиболее подходящие на ваш взгляд характеристики современного поколения детей.
(ответы).
(СЛАЙД №3)
- Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Публикация «Круглый стол „Использование ИКТ при организации образовательного процесса в ДОУ“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Круглый стол для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Когда дошкольнику не интересно заниматься?
Когда педагогу не интересно заниматься с дошкольниками?
В течение некольких минут участники составляют перечень причин и озвучивают итоговое мнение.
- Скажите, пожалуйста, а станет ли педагогу интересно работать, а воспитаннику интересно заниматься, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики?
(ответы).
- Мы живем в условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Ни одна из современных образовательных технологий не возможна без использования информационно-коммуникационных технологий.
(СЛАЙД №4)
Так что же такое ИКТ?
Хотя аббревиатурой ИКТ ныне широко пользуются, этот термин имеет разные значения, в зависимости от ситуации. В контексте образования это понятие обычно подразумевает средства ИКТ и методы их использования для поддержки процессов обучения и других видов познавательной и развивающей деятельности.
-Скажите, пожалуйста, а есть ли разница между информационно-коммуникационными технологиями и информационно-коммуникативными. И если да, то в чем?
(ответы)
- Вашему вниманию представляю небольшой глоссарий по данной теме:
(СЛАЙД №5)
Глоссарий:
Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) – эта технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.
Т. е. под ИКТ в нашем случае подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, интерактивных досок, цифровых видео- и фотокамер, программируемых игрушек и других подобных устройств, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного развития.
(СЛАЙД №6)
Современное общество, развивающееся на базе использования новых информационно-технических средств, предъявляет все большие требования к информатизации и в дошкольных образовательных учреждениях. Информационно-компьютерные технологии стали активно применяться в ДОУ. Нормативно-правовой базой для этого процесса является ряд нормативных документов. Вот некоторые из них:
(СЛАЙД №7)
В соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации” дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. На следующем слайде представлены статьи из ФЗ «Об образовании в РФ», которые так или иначе связаны с использованием ИКТ в образовательных учреждениях.
(СЛАЙД №8)
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отражены требования к условиям реализации Программы, которые включают:
- требования к психолого-педагогическим условиям;
- требования к кадровым условиям;
- требования материально-техническим условиям;
- требования к финансовым условиям;
- требования к развивающей предметно-пространственной среде.
В связи с рассматриваемой сегодня темой, обращу ваше внимание на два момента.
(СЛАЙД №9)
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к современному педагогу и его профессиональной компетентности. В частности, к коммуникативной, предполагающей способность успешно выстраивать коммуникации в различных форматах: устной, визуальной, компьютерной, электронной.
В Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года определены требования к педагогам.
(СЛАЙД №10)
Области применения ИКТ педагогами ДОУ
На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.
В нашем дошкольном учреждении педагоги активно используют в своей деятельности ИКТ. Можно выделить 4 основных области применения ИКТ:
(СЛАЙД №11)
Области применения ИКТ педагогами ДОУ
1. Ведение документации.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
3. Работа с родителями.
4. Воспитательно – образовательный процесс.
1. Ведение документации.
В процессе образовательной деятельности педагоги нашего ДОУ составляют и оформляют календарные и перспективные планы, готовят материал для оформления родительского уголка, печатают характеристики детей для комиссии и т. д.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Предлагаю вам список сайтов, информацию с которых я чаще всего использую в своей работе :
(СЛАЙД №12)
Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Современное образовательное пространство требует от педагога регулярного повышения своей квалификации. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.
3. Работа с родителями.
Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС, является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.
Важную роль в этом направлении также играет использование ИКТ.
(СЛАЙД №13)
В нашем ДОУ создан официальный сайт https://ou97bel.a2b2.ru что дает родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, здесь можно делиться информацией о мероприятиях, организованных в детском саду, что в свою очередь позволяет участвовать в жизни детского сада, получать информацию в форме объявлений, педагогических советов, на форуме сайта и др. Это очень актуально, так как в настоящее время родители торопятся и не всегда успевают прочитать информацию, размещенную в уголке для родителей. А дома вместе с ребенком интересно заглянуть на сайт детского сада, посмотреть новые фотографии, узнать о прошедших событиях, получить консультацию, быть в курсе событий группы и детского сада в целом. В результате родители внима-тельнее прислушиваются к советам педагогов, активнее участвуют в групповых проектах и мероприятиях.
Размещать фотографии детей в открытом доступе в интернете можно только с письменного согласия их родителей.
Современные технические средства используются нами также при оформлении родительских уголков, объявлений, поздравлений и другого наглядного материала, при подготовке рекомендуемых заданий, при проведении родительских собраний и т. д.
Просмотр видео-материала, роликов, презентаций с использованием проектора стал неотъемлемой частью наших различных мероприятий, праздников, досугов.
(СЛАЙД №14)
4. Воспитательно – образовательный процесс.
Основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно-образовательного процесса, который включает в себя:
- организацию организованной образовательной деятельности воспитанника,
- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,
- реализацию проектов,
- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
Современного ребенка дошкольного возраста становится все труднее привлечь и удивить традиционными средствами: картинками, игрушками, разрезными моделями, складными кубиками. Дети, уже знакомые с компьютером, требуют при организации занятия особого внимания и особых средств воздействия.
Использование ИКТ позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Большие возможности для этого имеет мультимедийоное и интеррактивное оборудование.
Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс, которое специально адаптировано под занятия с детьми. Это позволяет вывести обучение на новый уровень и получать положительные результаты.
На сегодняшний день интерактивное оборудование подразумевает под собой специальные сенсорные доски, столы, проекторы, игровые комплексы и т. д.
(СЛАЙД №15)
Использование интерактивной доски в ДОУ для занятий позволяет сделать предоставление информации более широким и доступным ребенку. В то же время значительно усиливается мотивация ученика. Способы применения интерактивного оборудования такого типа могут быть самыми разными. В зависимости от возраста детей, педагог самостоятельно выбирает методику. С помощью интерактивной доски преподаватель также может управлять презентацией, делать пометки, комментарии и сохранять тот или иной материал. Как правило, к доске можно подключить с помощью компьютера видеокамеру, микроскоп, фотоаппарат и другие устройства. Это позволяет сразу же начать работу с материалами, которые отображаются на доске, что вызывает у детей настоящий восторг.
(СЛАЙД №16)
Использование интерактивного стола в ДОУ в последнее время стало очень популярным, ведь он позволяет максимально быстро привлечь внимание ребенка к учебному процессу. Кроме того, в несколько раз лучше развивается моторика у детей и есть возможность провести знакомство с современными компьютерными технологиями.
Интерактивный стол можно легко использовать не только для индивидуальных занятий, но и для достаточно большой группы детей. Он позволяет научить детей работать в коллективе благодаря мультитач технологии, что очень цениться в дошкольных учреждениях, так как ребенок готовится к дальнейшему обучению в школе.
В нашем ДОУ интеррактивное оборудование представлено различными интеррактивными играми по ПДД, экологии, формированию элементарных математических представлений и др. Также мы широко используем мультимедийное оборудование (музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный проектор, экран).
Мне помогает, созданная мною электронная мини-библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, мнемотаблицы, раскраски, схемы и т. д. Материалы мною постоянно пополняются.
(СЛАЙД №17-19– Примеры дидактических игр)
Например «Голоса животных» - дети увидят изображение животного и услышат его реальный голос, «Пробуждение весны» - увидят, как тает снег, как вылезает из земли подснежник, в презентациях из раздела ФЭМП есть видеозадачи, закрепление дней недели, ориентировка в пространстве и др., есть ряд презентаций по народно-прикладному творчеству, ЗОЖ, ПДД и т. д.
(СЛАЙД №20 видеоролик)
Важно отметить, что, несмотря на огромное количество презентаций, находящихся в открытом доступе в сети Интернет, не так много практического материала, который педагог может использовать без предварительной обработки. Причем имеющийся материал не всегда соответствует по содержанию дошкольному возрасту, часто не учитываются принципы обучения и воспитания детей. Поэтому его доработка и расширение является на сегодняшний день актуальной задачей.
Как в наше время доступно рассказать ребёнку о таких понятиях как температура, свет, звук, магнитное поле, электрический ток и т. д., чтобы это было увлекательно, познавательно, грамотно и с научной точки зрения.
Для этого разработан и уже внедрен новый доступный для детей проект - цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии».
(СЛАЙД №21)
«Наураша в стране Наурандии» – это игровой мультимедийный продукт для дошкольников и учеников начальной школы, с использованием датчиков в качестве контроллеров.
В игровой форме вместе с главным героем дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности. Совместные занятия-игры будут также увлекательны и интересны взрослым. Вы откроете для себя много нового и познавательного.
Мальчик Наураша - маленький гений, исследователь и конструктор, ровесник игроков, увлеченный желанием познавать мир. Образ главного героя призван вдохновлять детей к познаниям и исследованиям. Наураша перенесет игроков в удивительную страну Наурандию - Цифровую Лабораторию, где с помощью датчика "Божья Коровка" дети проведут исследования множества природных явлений, узнают и почувствуют то, что нельзя увидеть глазами (магнитное поле).
Наураша любит не только экспериментировать с помощью датчиков, но и собирать собственные модели роботов, которые живут в Цифровой Лаборатории и помогают определить результаты проведения экспериментов (выдают анимированные реакции).
(СЛАЙД №22)
Цель продукта - пробудить в ребенке интерес исследовать окружающий мир и стремление к новым знаниям.
Игра поможет педагогам в игровой форме объяснить детям свойства и явления, станет инструментом для расширения детского кругозора.
Датчики, спроектированные в форме Божьей Коровки, дадут почувствовать маленькому испытателю, что есть некоторый добрый, почти одушевлённый прибор, который обладает способностью чувствовать окружающий мир.
Набор состоит из восьми мини-игр, каждая из которых посвящена своему датчику. Внутри каждой сцены содержится набор экспериментов. При этом сцена и персонажи в сцене реагируют на показания датчика и результат эксперимента, помогая ребенку понять суть явления.
Возможности настроек предусматривают:
• Последовательное прохождение заданий внутри каждой из восьми сцен;
• Переключение между сценами;
• Ручную настройку выбора заданий;
• Свободный режим;
• Повторение заданий.
Игра содержит задания, предусматривающие работу в парах. Результатом проведения таких заданий становится сравнение двух показателей.
(СЛАЙД №23)
Для проведения опытов к каждой сцене прилагается набор с оборудованием. В каждом наборе находится один датчик, дополнительные приспособления для работы с ним.
Каждая лаборатория содержит методическое пособие для педагога и программное обеспечение.
Используемые датчики :
• датчик Температуры
• датчик Света
• датчик Звука
• датчик Магнитного поля
• датчик Электричества
• датчик Силы
• датчик Пульса
• датчик Кислотности
(СЛАЙД №24)
Видео «Краткая презентация проекта»
Хочу поговорить еще об одном достижении современности – робототехнике.
Так что же такое «образовательная робототехника» в дошкольном учреждении?
(СЛАЙД №25)
Робототехника – это не некий абстрактный объект из категории «высочайших» технологий, доступный для понимания и освоения лишь избранным. Напротив, это – универсальный инструмент для общего образования. Робототехника идеально вписывается и в образовательную деятельность, и в дополнительное образование, и свободную деятельность, причем в четком соответствии с требованиями ФГОС. Она подходит для всех возрастов – от дошкольников до студентов.
А использование робототехнического оборудования в рамках организованной образовательной деятельности в ДОУ – это и обучение, и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом детей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.
Образовательная робототехника дает возможность на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении. Однако, реализация модели технологического образования требует соответствующих методик. И каждая из них должна соответствовать своему возрасту.
Для дошкольников – это пропедевтика, подготовка к школе с учетом требований ФГОС. Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте. Основа любого творчества – детская непосредственность. Взрослые знают, как нельзя, как правильно. С такими установками нет творчества. Дети ощущают потребность творить гораздо острее взрослых и важно поощрять эту потребность всеми силами. Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и очень помогает в дальнейшем при освоении геометрии и инженерного дела. Не говоря уже о том, что на фоне таких интересных занятий видео игры и смартфоны теряют свою привлекательность в детских глазах.
Программирование подобных роботов происходит не только благодаря компьютеру, но и созданным специальным программам.
Программируемые конструкторы управляются без помощи компьютера при помощи батареи.
Например, есть конструктор, где программа составляется ребёнком с помощью пластиковых карточек на которых заложены определённые функции. Ребёнку необходимо провести по устройству по считыванию карт. Программа запоминается и робот-модель выполняет определённый функционал.
(СЛАЙД №26)
Игры исследования с образовательными конструкторами стимулируют интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширять технический, математический словари ребёнка.
Я думаю, что есть большая вероятность воспитать подготовленные инженерные кадры, если начинать знакомство с робототехникой уже в детском саду.
Рефлексия.
Участники семинара получают опросные листы для подведения итогов круглого стола.