МААМ-картинки

Консультация «Проблемное обучение — средство развития творческого потенциала ребенка-дошкольника»

Воронцова Наталья
Консультация «Проблемное обучение — средство развития творческого потенциала ребенка-дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Что такое творчество? Философы считают, что творчество – это процесс, который направлен на создание новых ценностей, в нем объединены объективное и личностное, необъективное.

Предпосылками к творчеству могут быть :

- умение человека нестандартно мыслить, находить оригинальные решения, способность к воображению;

- умение видеть внутренние связи между предметами, событиями;

Публикация «Консультация „Проблемное обучение — средство развития творческого потенциала ребенка-дошкольника“» размещена в разделах

- способность решать не только конкретные задачи, но и умение прогнозировать перспективу развития идей для будущего.

В поисках ответа на вопрос: «Как реализовать творческий потенциал ребенка я пришла к выводу: необходимо создание условий для развития творческих возможностей детей. К таким условиям я отношу:

- предметно-развивающая среда,

- индивидуально личностный подход к ребенку, стимулирующий его творческую активность,

- удовлетворение потребностей ребенка в эмоционально-насыщенных и разнообразных переживаниях,

- обеспечение свободы выражения своих чувств в разных видах деятельности.

Я считаю, что наиболее эффективным средством для развития креативных способностей является художественно-творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация, конструирование, ручной труд). Именно эти виды деятельности удовлетворяют потребность ребенка в деятельности вообще и в продуктивной в частности, помогают ему выразить свое отношение к увиденному, пережитому.

Также хочу выделить роль проблемного обучения в развитии творческого потенциала личности дошкольника. Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания. Моя роль как педагога изменяется коренным образом: я не преподношу детям знания и истины в готовом виде, а учу их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Проблемное обучение способствует формированию у дошкольников знаний в гибкой, подвижной, вариативной форме.

Использование элементов ТРИЗ, РТВ, создание проблемных ситуаций на занятиях и в самостоятельной деятельности повышает уровень познавательной активности детей, развивает творческое мышление и воображение. Я подбираю задания, которые максимально понятны и интересны дошкольникам. По результатам работы организуется продуктивная деятельность. (Например, мы находимся в царстве Снов. Как оно выглядит? Жить постоянно в нем – это хорошо и плохо. Почему? Давайте мы нарисуем это царство.)

Ценность творческих заданий в том, что они могут быть частью любого занятия, и это позволяет мне максимально использовать возможности, знания и интересы детей. (Например, занятие по экологии: чтобы дышать чистым воздухом, нужно жить в лесу. Но все люди не могут переселиться в лес. Как найти выход из этой ситуации? Рисование: я показываю детям карточки, на которых изображены условные обозначения предметов, предлагаю придумать, что это такое и нарисовать на своем листе картину. Или ребенок получает лист бумаги с незаконченными изображениями, рисует волшебный лес и рассказывает про него интересную историю.)

При решении проблемных ситуаций основное место занимает работа с противоречиями, а продуктом творчества является не столько результат, сколько мыслительный процесс ребенка. (Например, дети решают задачу про рыбаков, которые вышли в море… «Хорошо – плохо» : дети перечисляют свойства объекта или явления, которые они считают полезными, а затем те, которые считаю вредными – зима – это хорошо, потому что… и плохо, потому что… Дети могут обосновать свои доводы с точки зрения, например, дерева, животного и т. д.)

Цель педагога – формировать у дошкольников умения выявлять противоположные свойства объекта, из всех найденных решений выбрать оптимальный способ разрешения проблемной ситуации.

Я стремлюсь к тому, чтобы сформировать у своих воспитанников такие черты самостоятельной творческой личности, как желание и умение творить, создавать новые образы, проекты, сочинять, придумывать, изобретать, выражение ярких положительных эмоций в процессе как игровой, так и учебно-познавательной деятельности, эмоционально-положительная реакция на проблемную ситуацию, ход поиска; проявление интереса к выполнению различных творческих работ, умение делать выбор; владение различными приемами мыслительной деятельности.

При проблемном обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребенком в творческой деятельности по решению новых для него проблем. Мы выступаем не как обучающий и обучаемый, а как полноправные партнеры. Все это способствует «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления» (Л. С. Рубинштейн).

Публикации по теме:

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника».Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.

Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника»Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника» Куклы занимают особое место среди игрушек детей, т. к. кукла задействует особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Песочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольниковПесочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольников Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! К. Д. Ушинский Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Проблемное обучение — средство развития творческого потенциала ребенка-дошкольника»
Опубликовано: 27 сентября 2020 в 23:58
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Проблемное обучение — средство развития творческого потенциала ребенка-дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Воронцова Наталья (УИ 1810832) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД