Воронцова Наталья
Консультация «Проблемное обучение — средство развития творческого потенциала ребенка-дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое творчество? Философы считают, что творчество – это процесс, который направлен на создание новых ценностей, в нем объединены объективное и личностное, необъективное.
Предпосылками к творчеству могут быть :
- умение человека нестандартно мыслить, находить оригинальные решения, способность к воображению;
- умение видеть внутренние связи между предметами, событиями;
Публикация «Консультация „Проблемное обучение — средство развития творческого потенциала ребенка-дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- способность решать не только конкретные задачи, но и умение прогнозировать перспективу развития идей для будущего.
В поисках ответа на вопрос: «Как реализовать творческий потенциал ребенка?» я пришла к выводу: необходимо создание условий для развития творческих возможностей детей. К таким условиям я отношу:
- предметно-развивающая среда,
- индивидуально личностный подход к ребенку, стимулирующий его творческую активность,
- удовлетворение потребностей ребенка в эмоционально-насыщенных и разнообразных переживаниях,
- обеспечение свободы выражения своих чувств в разных видах деятельности.
Я считаю, что наиболее эффективным средством для развития креативных способностей является художественно-творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация, конструирование, ручной труд). Именно эти виды деятельности удовлетворяют потребность ребенка в деятельности вообще и в продуктивной в частности, помогают ему выразить свое отношение к увиденному, пережитому.
Также хочу выделить роль проблемного обучения в развитии творческого потенциала личности дошкольника. Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания. Моя роль как педагога изменяется коренным образом: я не преподношу детям знания и истины в готовом виде, а учу их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Проблемное обучение способствует формированию у дошкольников знаний в гибкой, подвижной, вариативной форме.
Использование элементов ТРИЗ, РТВ, создание проблемных ситуаций на занятиях и в самостоятельной деятельности повышает уровень познавательной активности детей, развивает творческое мышление и воображение. Я подбираю задания, которые максимально понятны и интересны дошкольникам. По результатам работы организуется продуктивная деятельность. (Например, мы находимся в царстве Снов. Как оно выглядит? Жить постоянно в нем – это хорошо и плохо. Почему? Давайте мы нарисуем это царство.)
Ценность творческих заданий в том, что они могут быть частью любого занятия, и это позволяет мне максимально использовать возможности, знания и интересы детей. (Например, занятие по экологии: чтобы дышать чистым воздухом, нужно жить в лесу. Но все люди не могут переселиться в лес. Как найти выход из этой ситуации? Рисование: я показываю детям карточки, на которых изображены условные обозначения предметов, предлагаю придумать, что это такое и нарисовать на своем листе картину. Или ребенок получает лист бумаги с незаконченными изображениями, рисует волшебный лес и рассказывает про него интересную историю.)
При решении проблемных ситуаций основное место занимает работа с противоречиями, а продуктом творчества является не столько результат, сколько мыслительный процесс ребенка. (Например, дети решают задачу про рыбаков, которые вышли в море… «Хорошо – плохо» : дети перечисляют свойства объекта или явления, которые они считают полезными, а затем те, которые считаю вредными – зима – это хорошо, потому что… и плохо, потому что… Дети могут обосновать свои доводы с точки зрения, например, дерева, животного и т. д.)
Цель педагога – формировать у дошкольников умения выявлять противоположные свойства объекта, из всех найденных решений выбрать оптимальный способ разрешения проблемной ситуации.
Я стремлюсь к тому, чтобы сформировать у своих воспитанников такие черты самостоятельной творческой личности, как желание и умение творить, создавать новые образы, проекты, сочинять, придумывать, изобретать, выражение ярких положительных эмоций в процессе как игровой, так и учебно-познавательной деятельности, эмоционально-положительная реакция на проблемную ситуацию, ход поиска; проявление интереса к выполнению различных творческих работ, умение делать выбор; владение различными приемами мыслительной деятельности.
При проблемном обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребенком в творческой деятельности по решению новых для него проблем. Мы выступаем не как обучающий и обучаемый, а как полноправные партнеры. Все это способствует «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления» (Л. С. Рубинштейн).