Моисеева Оксана Николаевна
Преодоление сложных дефектов речи в условиях логопункта
Проблемой нарушения речи у воспитанников дошкольного возраста занимались советские и российские ведущие учёные-логопеды – Е. Ф. Архипова, Г. А. Волкова, Л. С. Волкова, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Т. В. Лопатина, Т. В. Туманова, Г. А. Чиркина, Т. Б. Филичева.
На сегодняшний день, одной из наиболее распространённых речевых патологий у детей является псевдобульбарная дизартрия. Ведущим дефектом при этой речевой патологии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, которое обусловлено органическим поражением центральной и периферической нервной системы. В настоящее время в литературе имеется немало исследований, посвященных проблеме коррекции произносительной стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией. Это объясняется частотой появления данного расстройства у детей.
Публикация «Преодоление сложных дефектов речи в условиях логопункта» размещена в разделах
Дизартрия – термин, обозначающий расстройство произносительной стороны речи, которое включает в себя нарушение звукопроизношения и просодическую организацию звукового потока. При дизартрии нарушается целостность функциональной системы экспрессивной речи вне зависимости от уровня поражения центральной нервной системы. Эта патология речи связана с нарушением иннервации мышц, поражением центральной нервной системы периферического речевого аппарата, в результате чего идёт расстройство нейромоторной регуляции мышечного тонуса. Научные данные об этиологии, характере речевых и неречевых нарушений при псевдобульбарной дизартрии представлены в работах Е. Н. Винарской, О. В. Правдиной, Е. Ф. Архиповой, И. А. Филатовой, Г. В. Чиркиной.
Причины возникновения дизартрии можно разделить на три группы. Первая группа представляет собой причины пренатального характера. К ним относят: гипоксию плода, инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, корь, грипп, токсоплазмоз, алкогольные, наркотические и лекарственные интоксикации.
Вторая группа – причины натального характера. Основная причина – это родовая травма (применение средств родовспоможения). Сюда входят асфиксии, возникающие при обвитии пуповиной или вследствие неправильного прилежания плода, а также физические травмы черепа и шейного отдела позвоночника.
Третья группа включает в себя причины раннего постнатального характера, такие как: тяжёлые вирусные заболевания ребёнка, физические травмы, нейроинфекции.
Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесённого в пренатальном, натальном или постнатальном периоде органического поражения ЦНС. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей черепно-мозговых нервов, симптоматика имеет односторонний характер.
Для многих воспитанников с псевдобульбарной дизартрией характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного восприятия, фонематического анализа, конструктивного праксиса. Незрелость эмоционально-волевой сферы у этих воспитанников сочетается с низкой умственной работоспособностью, эмоциональной лабильностью. У детей с псевдобульбарной дизартрией из-за отдельного локального поражения нервной системы, ограниченной чувственности опыта могут возникать недостатки отдельных видов восприятия. Чаще встречается нарушение или зрительного, или пространственного восприятия. У дошкольников затруднено различение цвета и его оттенков, они затрудняются в узнавании перечеркнутых, контурных и наложенных изображений. Нарушение пространственного гнозиса могут проявляться в трудностях ориентирования в схеме собственного тела, нередко отмечаются трудности в нецелостности восприятия предметов.
Практически у всех воспитанников с дизартрией нарушается внимание, снижена вербальная память, а также может страдать моторная или двигательная память.
Дети c псевдобульбарной дизартрией не любят застегивать самостоятельно пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. После многократных тренировок дети начинают самостоятельно застегивать пуговицы на одежде, зашнуровывать ботинки. Они испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Такие дети не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им сложно научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, поскольку они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Детям трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.
Ведущим речевым дефектом при псевдобульбарной дизартрии является фонетическое расстройство: дефекты произношения (искажения звуков). Для этих воспитанников характерны двугубные, межзубные, боковые и горловые искажения звуков; свистящие и шипящие сигматизмы.
Таким образом, псевдобульбарная дизартрия имеет сложный патогенез, который приводит не только к нарушению звукопроизношения, но и нарушению артикуляторной моторики в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничения объема их произвольных движений, нарушению дыхания, расстройства голосообразования. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных движениях языка, губ.
Произношение этих детей нарушено вследствие недостаточно четкой работы артикуляционной моторики, речь несколько замедлена, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: [ж], [ш], [р], [ц],[ч]. Звонкие звуки произносятся с недостаточным уточнением голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части языка.
Большинство детей с легкой степенью дизартрии испытывают некоторые трудности в звуковом анализе. Нарушение структуры слова почти не наблюдается. Нарушения лексико-грамматического строя речи проявляются в широком спектре, начиная от единичных неточностей при употреблении, согласовании и изменении слов, и заканчивая грубыми аграмматизмами и несформированностью словаря.
Данные особенности речевого развития воспитанников дошкольного возраста с дизартрией показывают, что они нуждаются в систематическом специальном обучении, направленном на преодоление дефектов звуковой стороны речи, развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
Понимание сложной структуры речевого дефекта, опора на имеющиеся классификации речевых нарушений позволяет представить психолого-педагогическую и речевую характеристику дошкольников с речевым недоразвитием разного уровня, на основе которой организуется логопедическая работа в условиях логопункта, осуществляется выбор необходимых логопедических и общепедагогических приёмов коррекционной помощи.
Нарушения фонетической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией являются ведущими в структуре речевого дефекта. Поэтому, формирование полноценной фонетической системы языка является важным для дальнейшего нормального речевого развития ребёнка.
Логопедическое воздействие опирается на общедидактические и специальные принципы.
Общедидактические принципы: воспитание характера обучения, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, сознательности, активности; индивидуальный подход.
Специальные принципы: - этиопатогенетический принцип предполагает учёт этиологических факторов, которые обуславливают возникновение речевых нарушений; - принцип системного подхода представляет собой необходимость учёта структуры дефекта, определения ведущего нарушения, а так же соотношения первичных и вторичных симптомов; - принцип учёта структуры речевого нарушения. Расстройства речи зачастую представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные и неоднозначные взаимосвязи речевых и неречевых симптомов; - принцип комплексности предполагает воздействие на весь синдром в целом, которое осуществляется под действием психолого-медико-педагогического воздействия. Принцип дифференцированного подхода осуществляется на основе учёта этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных способностей ребёнка. В процессе коррекции учитываются общие и специфические особенности развития детей; - принцип поэтапности.
Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, формируя предпосылки, позволяющие переходить от одного этапа к другому; - принцип онтогенетического развития предполагает учёт той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе. Принцип учёта личностных особенностей занимает особое место в логопедической работе, так как коррегируется и воспитывается личность в целом с учётом особенностей формирования детей с различными формами речевых расстройств.
Процесс формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения представляет собой тесную связь логопеда, воспитателей и родителей, которые в свою очередь помогают закреплять правильные речевые навыки.
Коррекция звукопроизносительной стороны речи у воспитанников с псевдобульбарной дизартрией опирается на методики Е. Ф. Архиповой и Л. В. Лопатиной.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
развитие тонкой моторики рук;
нормализация мышечного тонуса;
работа над нормализацией речевого дыхания;
подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;
коррекция звуков (постановка, автоматизация, дифференциация);
развитие фонематического восприятия на материале отрабатываемого звука.
Работа по преодолению нарушений голоса включает:
упражнения на развитие силы голоса;
упражнения по развитию тембра;
формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.
Коррекционная работа реализуется в соответствии с перспективным планом, составленным на каждого воспитанника в ходе логопедического обследования.
Работа над звукопроизносительной стороной речи в условиях логопункта подразумевает индивидуальную и микрогрупповую коррекционную работу с детьми. Основной целью индивидуальных и подгрупповых занятий является подбор комплекса упражнений, направленных на устранение нарушений звукопроизносительной стороны речи.
Индивидуальная коррекционная работа делилась на 2 блока: I. Подготовительный блок; II. Блок формирования произносительных умений и навыков.
На подготовительном блоке коррекционная работа проводится в форме подгрупповых занятий, но учитывались особенности каждого воспитанника. Блок формирования произносительных умений и навыков включает в себя индивидуальные занятия по постановке звуков, а так же подгрупповые занятия по автоматизации и дифференциации звуков.
Подготовительный блок коррекционной работы направлен на развитие тонкой моторики рук. Это направление работы содержит в себе упражнения для пальчиковой гимнастики, которые формируют тонкие дифференцированные движения пальцев обеих рук. Так как речевые зоны мозга и моторные расположены близко друг к другу в головном мозге, то развитие движений пальцев рук способствует улучшению артикуляции. Упражнения начинаются с самомассажа кистей рук и пальцев: 1) поглаживание и растирание ладоней сверху – вниз; 2) растирание каждого пальца вдоль, затем – поперёк; 3) разминание пальцев спиралевидными движениями. Сначала упражнения выполняются медленно. Необходимо следить за правильностью воспроизведения и удержанием положения кисти, пальцев рук, переключением с одного движения на другое. В случае затруднения, предлагается помощь логопеда.
С целью нормализации речевого дыхания проводятся кратковременные упражнения над выработкой плавного, длительного речевого выдоха. Сначала проводится статическая дыхательная гимнастика для воспитания внеречевого дыхания, при которой дети учатся быстрому вдоху и плавному, равномерному выдоху без фонации. Для этого используются игры: «Мычалка», «Шторм в стакане», «Подуем в трубочку». При формировании речевого дыхания стоит учитывать тот факт, что упражнения могут вызвать головокружения. Поэтому, предлагаемые игры имеют ограничения во времени и чередуются с другими упражнениями. Затем проводится фонационная дыхательная гимнастика: воспроизведение гласных звуков на одном выдохе (А-А-А, О-О-О; АУ-УАЭУ); воспроизведение согласных звуков, подражая животным: жук – жжжж; комар – ззззз. На завершающем этапе работы над дыханием в упражнения вводятся слоги, слова и фразы. Слоги на одном выдохе: ПА ПО; ПА ПО ПУ; ПА ПО ПУ ПЫ; ПА ПО ПУ ПЫ ПЭ. Слова на одном выдохе: счёт до 5, до 10; перечисление дней недели; перечисление месяцев. Фразы на одном выдохе: «Береги нос в большой мороз»; «Любишь кататься – люби и саночки возить».
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков представляет собой выработку чётких координированных движений органов артикуляции. Данное направление, кроме артикуляционной гимнастики, предполагает использование специальных подготовительных упражнений: - для всех звуков.
Синдромом псевдобульбарной дизартрии является парез нижней челюсти, который приводит к слюнотечению. Поэтому, необходимо обращать внимание на коррекцию саливации. Необходимо учить детей подсасывать слюну с сомкнутыми губами, глотать слюну с запрокинутой головой, глотать слюну в обычном положении головы.
Работа по преодолению нарушений голоса включала в себя развитие: 1) силы голоса, 2) модуляций голоса, 3) тембра голоса.
Упражнения для развития силы голоса: усиление голоса (от шёпота до крика); ослабление голоса (от крика до шёпота); усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе; называние времён года с постепенным усилением, а затем ослаблением; произнесение предложений с изменением силы голоса.
Упражнения для развития модуляции голоса выполнялись для формирования интонационного навыка, умение контролировать высоту голоса и включали в себя: упражнения на развитие чувства ритма; упражнения на коррекцию интонации («Составление предложений», «Удивись» «Чтение стихотворений»); упражнения на высоту, силу, громкость голоса. Работа над тембром: «Изобрази голосом».
Блок формирования произносительных умений и навыков проводится поэтапно. На первом этапе осуществлялась постановка звуков. Принцип индивидуального подхода определяет способ постановки и коррекции нарушенных звуков: имитационный, механический, смешанный. Постановка нарушенных звуков проводится на индивидуальных занятиях.
На втором этапе работа заключается в автоматизации звука. Поставленный звук закрепляется в речи изолированно, в слогах и в словосочетаниях и через предложения. Так же подбираются тексты, насыщенные закрепляемым звуком. Одновременно развивается лексико-грамматическая сторона речи. Этап автоматизации поставленных звуков проводится в форме индивидуальных и подгрупповых занятий.
Дифференциация проводится изолированно; в слогах; в словах; в словосочетаниях; в предложениях; в тексте. На этапе дифференциации смешиваемые звуки дети учатся различать по моторным, двигательным, акустическим и слуховым признакам. Упражнения могут быть на различение твёрдости – мягкости; звонкости – глухости и т. д.
Этап дифференциации проводится только после того, когда фонема каждой из групп, сходных по звукопроизношению или артикуляции, хорошо отработана. На данном этапе идёт формирование умения различать оппозиционные звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Работа над произношением параллельно ведётся с развитием фонематического слуха и восприятия на материале отрабатываемого звука. На данном этапе используются упражнения, направленные на дифференциацию звуков, которые различаются по тональности, длительности и высоте: «Жмурки с голосом», «Где позвонили?», «Найди пару». По воспроизведению ритмического рисунка на слух: «Простучи за мной», «Прохлопай как я». На узнавание заданного звука среди других фонем: «Хлопни, если в слове есть звук», «Определи место звука в слове».